Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социальная информация и ее свойства



Культура выступает как гуманизирующая основа, как сово­купность всех наследственных информации, способов их органи­зации и сохранения. Социальная память, как хранилище тради­ций, нуждается в постоянном информационном питании. Многовековой опыт в системе современной культуры имеет три спосо­ба существования и развития: аутентичный, репродуктивный, адаптированный. Социальная память нашего народа наполнена негативной информацией. Сама культура России - это культура страдания: - многовековое наследие кровавых столкновений, войн, революций, голода, дефицита, дискомфорта. Сегодняшняя жизнь в режиме реформ также не наполнена розовым оптимиз­мом и утешительными фактами: 2 млн. беспризорных, 1,5 млн. детей от 7 до 18 лет нигде не обучающихся, сократившееся до 145 млн. население и многое другое.

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения. Доверие к источ­нику информации определяет эффективность воспитательного воздействия. Люди, выступающие в роли коммуникаторов, мо­дераторов информации, должны владеть методами изложения материала, внушения, диалога, примера. Безусловно, главным инструментом обмена информацией и живого общения являют­ся вербальные средства: речь, язык. Даже в коммерческих «фирменных» досуговых структурах, возникающих на гребне моды, массового спроса, располагающих новейшими средствами воздействия, часто опорным информационным материалом являются лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, вос­поминания современников, чтение стихов, исполнение песен; ритуалов памяти и другие акции, аккумулирующие в себе те или иные важные факты, сведения, знания.

Безграничны возможности средств искусства в информацион­но-просветительской работе с населением. Примером органич­ной художественной пропаганды, технологии социальной ин­формации можно назвать: Всероссийский телеконкурс патриотической песни «Виктория», кинофорум славянских и право­славных фильмов «Золотой Витязь», правозащитный кинофестиваль «Сталкер» и др.

Таким образом, выделим особенности социально-культурной информации:

• актуальность, злободневность, своевременность;

• возможность использования самых разнообразных средств воздействия; таких, как - живое слово, печатные, на­глядные, художественные, электронные, синтетические средства;

• возможность и потребность выносить на общественное мнение проблемы частного (локального) и общего (глобального) значения.



Так, распространенная в европейских городах социокультурная программа «Воскресенье - пешком» получила всенародную поддержку и решает несколько задач:

1) разрядить экологическую и психическую напряженность от переизбытка автомобильной техники;

2) частично снять проблемы гиподинамии, приучив жите­лей города ходить пешком, больше двигаться физически;

3) провести разнообразные акции гражданской, правовой, политической культуры, зрелищные мероприятия, не отменяя специально движение транспорта. ...

Все это сопровождается информационно-просветительной, культурно-воспитательной работой, публикацией и коммента­риями научных данных, прогнозов, предостережений и т.п.

Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион­ный процесс.

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по­коления; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура. Возникнув много веков назад, традиционная культура стала своеобразной системой жизнеобес­печения, т.к. пронизывает все сферы жизнедеятельности челове­ка и выполняет как утилитарные, так и эстетические функции. К тому же традиционная культура - это один из основных элемен­тов социальной памяти.

При этом следует отметить, что система передачи социаль­ной информации осуществляется по принципам:

• преемственности, т.е. естественного включения ребенка в общественную и личную жизнь;

• целостности, т.е. через разнообразные виды деятельно­сти, начиная от общения и отдыха и заканчивая трудом;



... • комплексности, т.е. когда одни и те же сведения, нормы и ценности передаются с помощью разнообразных форм народ­ного творчества. Это сказки, обряды, фольклорные произведе­ния, декоративно-прикладное творчество.

По свидетельству Л.В. Полагутиной, «традиционная культура, как коммуникационное явление, обеспечивает духовную .связь между поколениями, организует взаимодействие системы «природа-социум-человек». Следовательно, изначально являясь активным «участником» информационного процесса, традиционная культура выполняет функцию генетического механизма, хранящего информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности, этнического потенциала; при этом обладает высокой устойчивостью.

Культура как результат представляет собой совокупность основных норм, ценностей, идей и традиций, а также знаковых систем, которые характерны для социальной общности. Поэтому социальная информация, как и культура, не только создает тра­диции, нормы, ценности, но и осваивает их, сохраняет и превращает во внутренние качества личности. Остановимся на свойствах социальной информации:

первое, обязательное условие - это наличие у информации содержательной, смысловой структуры, наличие ценност­ных свойств;

во-вторых, социальная информация должна быть относительно независима как от плана содержания, так и плана выражения;

в-третьих, информация имеет только такое свойство, как кумулятивность (накопление, концентрация, способность к уп­лотнению);

четвертое свойство информации - это дискретность, т.е. прерывность потоко-информации.

Все эти свойства учитываются при создании информационно-поисковых систем и организации информационного обеспечения. Скажем, технология «дайджест» - массовое издание с адаптиро­ванными или сокращенными текстами, материалами. Или: технология социально-культурных паспортов социума позволяет более эффективно осуществлять социально-культурное проектирование и прогнозирование, выстраивать практическую социально-куль­турную деятельность населения и решать такие задачи, как: ин­формационное обеспечение культурного развития; пропаганда культурной политики; издание специальной литературы и перио­дической печати, выпуск теле-, радиоканалов и программ.

В 30-е годы «Великого кризиса» американцы сохранили интел­лектуальные ресурсы страны и создали «Фабрику грез» для под­держания духа людей. Голливуд моделировал и пропагандировал красивую жизнь, нормальные человеческие отношения, положи­тельного героя, закладывая в социальную память новый архитип современника как некую планку, стимул для совершенствования. Вспомним античные идеалы; храбрых героев этноса, средневеко­вых рыцарей, религиозных аскетов, просвещенных романтиков, пламенных революционеров. В этих социальных типажах кумуля­тивно отражалась социальная информация о времени и о себе.

Таким образом, социальная информация всегда должна быть объективной, достоверной, актуальной и наиболее полной, пере­даваемой способами адекватными содержанию, адресату, целям и задачам, общественного развития.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!