Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ГЕРМАНИИ



После объединения Германиив 1871 г.возникает новая историческая школа.Если старая историческая школа боролась с классиками, то новая борется с марксизмом.

Общая характеристика школы:

1) нет определенных исторических законов. Нет традиций, обычаев в экономике и повторяющихся связей. Л. Брентаносчитает, что нет закона, по которому можно определить зарплату. В разных местах она будет разная. Г. Шмоллерговорит, что в попытке найти закон ценообразования в условиях Германии вы наткнетесь на баронский антисемизм, который заставляет немецких баронов переплачивать за товар, но не покупать его в еврейских лавках;

2) попытка найти локальные черты развития. Новая историческая школа имеет два направления.В 1872 г.в Германии был создан «Союз социальной политики».

Главную задачу и предпосылки сформулировал Густав Шмоллер (1838–1917):раздор, проникнувший в общественный строй, отделивший предпринимателей от рабочих, имущие классы от неимущих, может обернуться резкой сословной борьбой. Ставится задача реформировать строй.

1. Правое крылопредставлено Шмоллером.Власть государства, его вмешательство в общественную и экономическую жизнь должны осуществляться мудрым и твердым правительством.

Программа правого крыла называлась катедр-социализм.

Основные его положения:

1) государственное регулирование труда детей и женщин;

2) государственное страхование рабочих;»13)выплата пенсии за счет удержаний из зарплаты;

4) обязательное начальное образование;

5) образование рабочих кооперативов (жилищных и потребительских);

6) конфликты между рабочими и капиталистами должны решаться третьими лицами, назначаемыми государством;

7) Шмоллерпредлагает слегка реформировать строй сверху, пойти на некоторые уступки.

2. Левое крыло«Союза социальной политики» представлял Луйо Брентано (1844–1931). Главная цельлевых– классовый мир,но полученный не реформированием сверху, а объединением снизу. Двухтомник Брентанонаписан на базе богатого опыта тред-юнионов в Англии. Брентаноделает вывод:просвященные организации рабочих могут изменить строй.

Другие особенности левого крыла:

1) основная теория – «Теория труда-товара». Труд является особым товаром. Особенность: он неотделим от продавца. Рабочий вынужден следовать за своим трудом-товаром. Миграции рабочих в поисках выгодных условий продажи товара приводят к ухудшению спроса. Положение можно улучшить, если вместо одного рабочего выступают профсоюзы. Благодаря профсоюзам устраняется вредное влияние труда как товара, а рабочего как продавца;



2) защищает рост зарплаты и сокращение рабочего времени. Это попытка ликвидировать экономическую отсталость Германии;

3) именно в крупнейших предприятиях существует плановость производства, что препятствует возникновению кризисов. Картели – суть союза производителей, которые стараются планомерно приравнивать производство к спросу с целью избежать перепроизводств и всех связанных с ним последствий (падения цен, обесценивания капитала, безработицы);

4) в сельском хозяйстве Брентано защищает мелкое крестьянское производство.

45. А. МАРШАЛЛ – ЛИДЕР КЕМБРИДЖСКОЙ ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИСТОВ

Теория кембриджской школы представлена исследованиями Альфреда Маршалла (1842–1924), Фрэнсиса Эджуорта (1845–1926), Артура Сесила Пигу (1877–1959).

1.Наиболее серьезный вклад внес А. Маршалл,один из крупнейших буржуазных ученых в истории экономической мысли. Его теория, основы которой изложены в «Принципах политической экономии»,стала не только систематизацией и обобщением положений пострекардианской английской политэкономии и других течений. Она положила начало новому направлению современной экономической науки – неоклассической политэкономии.

В центре внимания экономистов кембриджской школы находился механизм рыночного формирования цен. Маршаллсчитал, что с одной стороны рыночный механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от цены. С другой стороны, рыночная система работает в противоположном направлении, определяя движение цены соотношениями спроса и предложения. Согласно А. Маршаллуэто идеальная картина рыночного взаимодействия, когда спрос и предложение в равной мере влияют на изменение цены. Однако она сильно меняется в зависимости от продолжительности рассматриваемых отрезков времени. Когда исследуется кратковременный период, проявляются одни закономерности, когда анализируется длительная перспектива – другие. Равноправие исчезает: то спрос, то предложение берет на себя роль лавного регулятора цены.



Представляют интерес исследования А. Маршалломпроблем спроса на отдельные товары, точнее, разработанная им концепция эластичности спроса.

Маршаллпоставил спрос на определенный товар в зависимость от трех главных факторов – предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление, причем особое место отводилось первому из них.

Поскольку предельная полезностьравна той максимальной цене, которую покупатель еще согласен уплатить за данный товар, она становится верхним пределом колебания рыночной цены.Максимальная цена,утверждал А. Маршалл,является автономной, не зависимой от рынка ценой спроса, и определяется только потребностью в товаре и его запасом. Если теперь взглянуть на рыночный процесс глазами покупателя (потребителя), то окажется, что именно отсюда, с точки цены спроса, рыночная цена, ведомая спросом и предложением, начинает свой путь в сторону рыночного равновесия.

В созданной экономистами кембриджской школы теории предложенияведущая роль принадлежит понятию предельных издержек,под которой понимались издержки производства последней единицы определенного товара. Действуя так же, как и при исследовании спроса, А. Маршаллотождествлял предельные издержки с той минимальной ценой(ценой предложения), по которой предприниматель еще готов поставлять свой товар на рынок.

Теоретики кембриджской школы видели в предельных издержках сумму доходов, достающихся владельцам определенных факторов производства. Сюда включили заработную плату, процент на денежный капитал и предпринимательский доход.

УЧЕНИЕ К. МЕНГЕРА

Карл Менгер (1840–1921) – ученый-экономист, глава австрийской школы маржинализма.Наиболее известный экономический труд – «Основания политической экономии».

«Основания политической экономии» К. Менгераспособствовали тому, что на всем протяжении первого этапа «маржинальной революции» из трех общеизвестных родоначальников маржинальной экономической теории наибольшее признание имел именно он. Связано это с тем, что в отличие от методологии У. Джевонсаи Л. Вальраса менгеровская методологияисследования сохранилаотдельные ключевые позиции методологии классиков:

1) отсутствие в экономическом анализе средств математики и геометрических иллюстраций;

2) использование принципа исходной (базовой) категории, которой считается стоимость (ценность) с той только разницей, что последняя, по Менгеру,должна определяться не в связи с измерением издержек производства (или затрат труда), а в связи с субъективной характеристикой – предельной полезностью;

3) в отличие от классиков К. Менгерсчитает первичной не сферу производства, а сферу обращения, т. е. потребление, спрос.

Главным элементом в методах К. Менгераявляется микроэкономический анализ, или индивидуализм.С одной стороны, это позволило противопоставить учению классиков об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии К. Менгера – «хозяйство Робинзона»). С другой стороны, это позволило увлечься предвзятым положением о том, что выявить и решить экономические проблемы можно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровне с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.

Новые методологические и теоретические построения К. Менгера в «Основаниях...»вводятся им почти в стиле ведущих представителей классической политической экономии. В частности, он говорит о том, что как во всех других науках, так и в нашей необходимо объекты нашего научного наблюдения исследовать через их причинную связь и законы, которыми они управляются.

Однако внешняя схожесть менгеровской терминологии с «классической», склонность к рассмотрению «причинной связи и законов»направили научные поиски К. Менгерасовершенно по другому пути, что видно из проблематики уже самой первой главы «Оснований...», где идет речь о делении экономических благ на порядки и обосновывается принцип комплементарности (дополняемости) производительных благ.

К. Менгерподвергает серьезной критике теорию заработной платы «классиков»,по которой цена простого труда тяготеет к минимуму, но она при этом должна «прокормить» рабочего и его семью. По мнению лидера австрийской школы, такой подход неправомерен, поскольку идея о заработной плате как источнике «для поддержания жизни» будет всегда приводить к увеличению числа работников и снижению цены труда до прежнего (минимального) уровня.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!