Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Исторические концепции Г. Болинброка и Д. Юма



Историография Просвещения в Англии

Историография просвещения. История не рассматривалась отдельно от философии – философские принципы построения исторической концепции. Общее – теория общественного договора и общественного права. Во главе угла понимание рациональности, но в разной степени. Выражение «естественный свет разума». Деизм – понимание религиозного мировоззрения – неявное присутствие Бога в мире, удаление Бога после сотворения мира, человек продолжает творить мир. Чем успешнее государство шло по пути капитализма, тем умереннее были просветительские течения в этом государстве – нова просветительская идеология по многим аспектам гармонировала с действительностью. В Англии – идеал устройства – конституционная монархия, идеи не радикальные. Франция – неограниченная королевская власть – только мятежами, парламента нет. Просвещение там самое радикальное.

Вопрос о частной собственности. Самый широкий спектр мнений – собственность более прогрессивна, но были философы, которые приходили к отрицанию собственности – Руссо. Просветители были убеждены в том, что их эпоха предшествует царству разума – всё будет хорошо. Раньше богословы призывали человечество на суд перед моралью, просветители – суд разума. Осуждали старый режим во всех его проявлениях – социальная структура, королевская абсолютная власть. Историческое прошлое подвергается критики. Есть тождественность природы и общество – надо найти законы общества, иные – против – различие природных законов и законов общества – все беды общества – различия, но нужно законы природы применять на общество – это будет искусственная зависимость, основная движущая сила прогресса – разум – идёт по пути накопления знания – новые открытия, всё это преобразует жизнь.

Расширение тематики исторических трудов. Историки возрождения больше рассматривают политику, просветители ушли ещё дальше – ушли от сугубо политической истории. История – не справочные сведения, а изучает нравы, обнаруживая ошибки, рисует последствия, прослеживает успехи искусства. Стремление просветителей подрывать устои прошлого. Прошлое – негативно. В круг исследования входит повседневность, история искусств, ремёсел, земледелия и мореплавания, других народов, географических открытий – не династическая история.

В то же время стремление живописать столетие - идея отхода от истории правителей не ушла совсем. Надежды просветителей на просвещённых монархов – возможность их привлечение к делу реформ. Просветители искали в прошлом примеры мудрых королей – выдвижение на первый план личностей. Были достойные, в том числе Пётр Великий. Отказ от средневековых теория – теория избранных народов, четырёх монархий, европоцентризм. Велик интерес к Азии –восток, Индия – колыбель знаний, цивилизующая роль арабов в европейской истории. Нужно видеть человека во всех возрастах и странах и только история может так изобразить человека. Развитие источниковедческих приёмов исследования. Орел чудесности сорван ещё гуманистами, просветители решительнее критиковали источники, выступали против ореола святости. Даже в XVIII веке много лживых источников. Самая выдающаяся роль в критике источников – Вальтер. Историки обращались к архивам, сопоставляют разные, не всегда такая проверка возможна, на первый план – критерий здравого смысла – его невозможно подтвердить. Предполагает отвержение всего чудесного, достоверность определялась его вероятностью с точки зрения научных знаний. У многих просветителей радикальные выводы. Источники, созданные до XVI века – неправдива и залезать дальше не стоит.



 

Исторические концепции Г. Болинброка и Д. Юма

Генри Сен Джон Болингброк (1678-1751). Первый английский теоретик истории как науки. Государственный деятель. «Письма об изучении и пользе истории» в 1735 написаны, в 1752 опубликованы посмертно. «Рассуждения о партиях» - двухпартийная система 1733-34 гг. «Идея о Короле-Патриоте» 1749 г. занятие историей – интерес к философии – развивал идеи французских просветителей, во-первых, история должна постигаться в помощью разума, разум, как предмет физики может изучаться экспериментами. Знания заимствуют от природы, опыт в результате впечатлений, которые интерпретируются разумом, внимание этике и морали, критиковал христианство – нужна рациональная религия, достаточно разума человеческого для познания мира, не отвергал идею Бога, отвергал идею сопоставлять вои мысли и поступки с христианскими идеями, теологическое христианство – сделано людьми. Историческое познание – пересечение традиций гуманистической мысли и рациональной философии. Основная причина, которая побуждает обращаться к истории – интерес и любовь интереса к самому себе. Человеческая природа неизменна – потому он и стремится к познанию природы. Исторические сочинения далеки от совершенства – 2 типа исторического письма – поэтическое и рационалистическое. Поэтическое – к чувствам, страстям человека, истинность источника не важен, правда – в передаче типичности черт, даёт описание, цель одна – порождает правдивость. Рационалистическое – недостаточно освоено, но только она может принести пользу – передача социального опыта эпох и поколений, индивидуальный опыт выстраивается только с опорой на опыт предшественников. История – философия, основанная на примерах. Знание истории да т каждой нации увидеть своё место. Критика источника – достоверность факта, подлинность философской истины, извлекаемой из примеров, для достижения достоверности нужна критика источника, ставил под сомнение библию и античную историографию. История – с возрождения – можно работать с источниками. Есть общие правила, которые нужно выяснить – от отдельных фактов до уроков прошлого, значение истории – самопознание человека.



Дэвид Юм (1711-1776). Шотландец «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1788 г.» основной закон – привычка – образует нравы, а они образуют общественное устройство, что бы изменить устройство надо изменить нравы и привычки, привычки устанавливаются и могут быть изменены только постепенно. Кто не понимает природу привычки – не поймёт историю, ничего внезапного не бывает. Теория общественного договора – не было одномоментного заключения договора – власть верховного главы проявлялась по отдельным поводам, заметили полезность – уважение к власти, вот так создавалось государству, общественный договор заключался постепенно. Причины событий – в привычках. История индивидуалистична – распадается на действия отдельных героев. Против суеверий и религиозного фанатизма. Представлял торийскую (Тори) интерпретацию событий. Причина английской революции – религиозный фанатизм, лицемерия и грубость. История – подтверждение философских построений, индивидуальные черты Англии положить на философию, подчёркивал неизменную природу человека. Юм – не рационалист – весь порядок – не законы природы, а способность ума устанавливать эти связи. Историки должны полагаться на чётко выверенное знание. Юм – один из родоначальников объективизма.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!