![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
Семинар №5. Эпоха Ивана IV Грозного12
ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО ИСТОРИИ Семинар №1. Историография истории России. (основная интерактивная форма: дискуссия об актуальности исторической науки) Основные вопросы: 1. Сущность всемирно-исторического процесса и его изучение в системе гуманитарных наук. 2. Особенности изучения истории: источники, методы, концепции. 3. Специфика изучения истории России: а) в русской историографии XVIII – начала XX в.; б) в советскую эпоху (проблемы идеологического влияния на науку); в) в современной российской науке.
Семинар №2. Древнерусское государство. Общественные отношения в Древней Руси. Культура Киевской Руси (основная интерактивная форма: коллоквиум-дискуссия по поставленным проблемам; Альтернативная форма: дебаты между норманнистами и антинорманнистами, анализ источников – Русской Правды, русско-византийских договоров, арабских свидетельств). Основные вопросы: 1. Возникновение Древнерусского государства – Киевской Руси. Норманнская теория. 2. Возникновение Древнерусского государства – Киевской Руси. Антинорманизм. 3. Государство Киевская Русь IX – первой половины XII в.: социально-экономическое развитие, социальная структура общества. 4. «Русская правда» - анализ первого свода законов Руси. 5. Особенности развития культуры Киевской Руси. 6. Основные памятники архитектуры Киевской Руси. 7.Литература Древней Руси IX – начала XIII вв. Семинар №3. Удельная раздробленность. Монгольское нашествие и установление ига. (основная интерактивная форма: коллоквиум-дискуссия по поставленным проблемам; Альтернативная форма: дебаты «Где на Руси жить хорошо» - группа делится на равные команды, каждая из которых представляет княжество – Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское – и даёт характеристику его социально-экономическому развитию, системе управления, культуре). Основные вопросы: 1. Причины удельной раздробленности Руси. 2. Особенности социально-экономического развития и политического устройства Владимиро-Суздальского княжества. 3. Особенности социально-экономического развития и политического устройства Новгородской торговой республики. 4. Особенности социально-экономического развития и политического устройства Галицкого и Волынского княжеств. 5. Монгольское нашествие и его последствия. Установление монголо-татарского ига. 6. Борьба Северной Руси с внешней угрозой. Семинар №4. Объединение Руси вокруг Москвы. (основная интерактивная форма: коллоквиум-дискуссия по поставленным проблемам; альтернативная форма: дискуссия между группами о возможности альтернативного центра объединения Руси) Основные вопросы: 1. Социально-экономическое развитие русских земель в середине XIII-XIV вв. 2. Особенности развития Московского княжества в XIV-середине XV вв. Экономика, социальная структура, система управления, отношения с другими княжествами и Ордой. Почему именно Москве удалось стать центром собирания русских земель? 3. Особенности развития Тверского княжества в XIV-середине XV вв. Экономика, социальная структура, система управления, отношения с другими княжествами и Ордой. Могло ли оно стать центром объединения русских земель? Какие она имела преимущества? Почему проиграло борьбу с Московским княжеством? 4. Особенности развития Нижегородского княжества в XIV-середине XV вв. Экономика, социальная структура, система управления, отношения с другими княжествами и Ордой. Могло ли оно стать центром объединения русских земель? Какие она имела преимущества? Почему проиграло борьбу с Московским княжеством? 5. Особенности развития Рязанского княжества в XIV-середине XV вв. Экономика, социальная структура, система управления, отношения с другими княжествами и Ордой. Могло ли оно стать центром объединения русских земель? Какие она имела преимущества? Почему проиграло борьбу с Московским княжеством? 6. Особенности развития Великого княжества Литовского в XIV-середине XV вв. Экономика, социальная структура, система управления, отношения с другими княжествами и Ордой. Могло ли оно стать центром объединения русских земель? Какие она имела преимущества? 7.Великое княжество Московское сер.XV-первой трети XVI вв.: социальная структура, экономика, система управления, внешняя политика. Семинар №5. Эпоха Ивана IV Грозного. (основная интерактивная форма: суд истории над Иваном Грозным; альтернативная форма: коллоквиум-дискуссия по проблемам социо-политического, экономического, внешнеполитического развития Русского царства в правление Ивана Грозного) Формат проведения: 1. Вступление. 2. Выступление прокурора. 3. Выступление адвоката. 4. Допрос свидетелей. 5. Допрос подсудимого. 6. Прения сторон. 7. Вердикт присяжных.
Действующие лица: Иван Грозный. Необходимо знать биографию первого русского царя, понимать мотивы его действий, а также общий культурно-исторический контекст эпохи. Что, впрочем, относится и к остальным персонажам. Адвокат. Пожалуй, эту роль можно охарактеризовать как "адвоката дьявола". Следует пытаться где-то обелить, где-то оправдать действия царя. Прокурор. Требуется знание событий жизни и правления Ивана Грозного, умение чётко составить пункты обвинительного акта и поступательно во время процесса их отстаивать.
Свидетель №1: князь Андрей Курбский. В течение длительного времени был приближённым Грозного, затем его предал и бежал в Литву. Для понимания его позиции (а также мироощущения Ивана IV) следует изучить переписку Кубского и Ивана IV и др. сочинения А.Курбского. Свидетель №2: митрополит Филипп. Был игуменом Соловецкого монастыря, затем стал митрополитом Московским и всея Руси по приглашению Ивана Грозного. Однако, затем был низложен и убит. Свидетель должен помочь раскрыть духовную мотивация царя, суть опричнины и причины гонения на самого Филиппа. Свидетель №3: Малюта Скуратов. Фактический "исполнительный директор" опричнины. Знание эпохи опричнины, внешнеполитической и внутриполитической обстановки в России в это время. Свидетель №4: Борис Годунов. Приближённый Грозного в последние годы его правления, свидетель убийства Ивана Ивановича (по официальной версии).
Присяжные. Голосуют по окончании суда о виновности или невиновности царя, могут по ходу заседания задавать вопросы подсудимому и свидетелям.
12
|