Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Семинар №5. Эпоха Ивана IV Грозного



ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО ИСТОРИИ

Семинар №1. Историография истории России.

(основная интерактивная форма: дискуссия об актуальности исторической науки)

Основные вопросы:

1. Сущность всемирно-исторического процесса и его изучение в системе гуманитарных наук.

2. Особенности изучения истории: источники, методы, концепции.

3. Специфика изучения истории России:

а) в русской историографии XVIII – начала XX в.;

б) в советскую эпоху (проблемы идеологического влияния на науку);

в) в современной российской науке.

 

Семинар №2. Древнерусское государство. Общественные отношения в Древней Руси. Культура Киевской Руси

(основная интерактивная форма: коллоквиум-дискуссия по поставленным проблемам;

Альтернативная форма: дебаты между норманнистами и антинорманнистами, анализ источников – Русской Правды, русско-византийских договоров, арабских свидетельств).

Основные вопросы:

1. Возникновение Древнерусского государства – Киевской Руси. Норманнская теория.

2. Возникновение Древнерусского государства – Киевской Руси. Антинорманизм.

3. Государство Киевская Русь IX – первой половины XII в.: социально-экономическое развитие, социальная структура общества.

4. «Русская правда» - анализ первого свода законов Руси.

5. Особенности развития культуры Киевской Руси.

6. Основные памятники архитектуры Киевской Руси.

7.Литература Древней Руси IX – начала XIII вв.

Семинар №3. Удельная раздробленность. Монгольское нашествие и установление ига.

(основная интерактивная форма: коллоквиум-дискуссия по поставленным проблемам;

Альтернативная форма: дебаты «Где на Руси жить хорошо» - группа делится на равные команды, каждая из которых представляет княжество – Новгородское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское – и даёт характеристику его социально-экономическому развитию, системе управления, культуре).

Основные вопросы:

1. Причины удельной раздробленности Руси.

2. Особенности социально-экономического развития и политического устройства Владимиро-Суздальского княжества.

3. Особенности социально-экономического развития и политического устройства Новгородской торговой республики.

4. Особенности социально-экономического развития и политического устройства Галицкого и Волынского княжеств.

5. Монгольское нашествие и его последствия. Установление монголо-татарского ига.

6. Борьба Северной Руси с внешней угрозой.



Семинар №4. Объединение Руси вокруг Москвы.

(основная интерактивная форма: коллоквиум-дискуссия по поставленным проблемам;

альтернативная форма: дискуссия между группами о возможности альтернативного центра объединения Руси)

Основные вопросы:

1. Социально-экономическое развитие русских земель в середине XIII-XIV вв.

2. Особенности развития Московского княжества в XIV-середине XV вв. Экономика, социальная структура, система управления, отношения с другими княжествами и Ордой. Почему именно Москве удалось стать центром собирания русских земель?

3. Особенности развития Тверского княжества в XIV-середине XV вв. Экономика, социальная структура, система управления, отношения с другими княжествами и Ордой. Могло ли оно стать центром объединения русских земель? Какие она имела преимущества? Почему проиграло борьбу с Московским княжеством?

4. Особенности развития Нижегородского княжества в XIV-середине XV вв. Экономика, социальная структура, система управления, отношения с другими княжествами и Ордой. Могло ли оно стать центром объединения русских земель? Какие она имела преимущества? Почему проиграло борьбу с Московским княжеством?

5. Особенности развития Рязанского княжества в XIV-середине XV вв. Экономика, социальная структура, система управления, отношения с другими княжествами и Ордой. Могло ли оно стать центром объединения русских земель? Какие она имела преимущества? Почему проиграло борьбу с Московским княжеством?

6. Особенности развития Великого княжества Литовского в XIV-середине XV вв. Экономика, социальная структура, система управления, отношения с другими княжествами и Ордой. Могло ли оно стать центром объединения русских земель? Какие она имела преимущества?

7.Великое княжество Московское сер.XV-первой трети XVI вв.: социальная структура, экономика, система управления, внешняя политика.



Семинар №5. Эпоха Ивана IV Грозного.

(основная интерактивная форма: суд истории над Иваном Грозным;

альтернативная форма: коллоквиум-дискуссия по проблемам социо-политического, экономического, внешнеполитического развития Русского царства в правление Ивана Грозного)

Формат проведения:

1. Вступление.

2. Выступление прокурора.

3. Выступление адвоката.

4. Допрос свидетелей.

5. Допрос подсудимого.

6. Прения сторон.

7. Вердикт присяжных.

 

Действующие лица:

Иван Грозный. Необходимо знать биографию первого русского царя, понимать мотивы его действий, а также общий культурно-исторический контекст эпохи. Что, впрочем, относится и к остальным персонажам.

Адвокат. Пожалуй, эту роль можно охарактеризовать как "адвоката дьявола". Следует пытаться где-то обелить, где-то оправдать действия царя.

Прокурор. Требуется знание событий жизни и правления Ивана Грозного, умение чётко составить пункты обвинительного акта и поступательно во время процесса их отстаивать.

 

Свидетель №1: князь Андрей Курбский. В течение длительного времени был приближённым Грозного, затем его предал и бежал в Литву. Для понимания его позиции (а также мироощущения Ивана IV) следует изучить переписку Кубского и Ивана IV и др. сочинения А.Курбского.

Свидетель №2: митрополит Филипп. Был игуменом Соловецкого монастыря, затем стал митрополитом Московским и всея Руси по приглашению Ивана Грозного. Однако, затем был низложен и убит. Свидетель должен помочь раскрыть духовную мотивация царя, суть опричнины и причины гонения на самого Филиппа.

Свидетель №3: Малюта Скуратов. Фактический "исполнительный директор" опричнины. Знание эпохи опричнины, внешнеполитической и внутриполитической обстановки в России в это время.

Свидетель №4: Борис Годунов. Приближённый Грозного в последние годы его правления, свидетель убийства Ивана Ивановича (по официальной версии).

 

Присяжные. Голосуют по окончании суда о виновности или невиновности царя, могут по ходу заседания задавать вопросы подсудимому и свидетелям.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!