Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ВАЖНЕЙШИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРУППИРОВКИ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЙ В СТАТИСТИКЕ



 

В соответствии с законодательством, действующим в области стандартизации и информатизации, построение государственных информационных ресурсов должно осуществляться на основе системы стандартных общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ), приравненных Законом Российской Федерации «О стандартизации» от 10.06.93 N 5154-1 к государственным стандартам и имеющих статус нормативных документов по стандартизации.

ОК ТЭСИ является важнейшим комплексом, обеспечивающим информационную совместимость систем управления и баз данных, решение задач межрегионального, межотраслевого и отраслевого обмена данными, применение общих методологических подходов при формировании единого информационного пространства Российской Федерации, удовлетворяющим международным требованиям гармонизации с классификациями и стандартами ООН и Европейского Союза (ЕС).

 

Классификатор технико-экономической и социальной информации (классификатор) – нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. В зависимости от области применения и уровня принятия (утверждения) классификаторы подразделяются на общероссийские, отраслевые (ведомственные) и классификаторы предприятий.

 

Общероссийский классификатор (ОК)– классификатор, принятый Госстандартом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией. Общероссийские классификаторы в зависимости от их состава, содержания и назначения применяются в статистике, финансовой и банковской сферах, таможенном деле, в составлении информационных баз данных. Областью применения общероссийских классификаторов являются также обязательные для заполнения унифицированные формы документов, входящие в унифицированные системы документации, в том числе отчетно-статистическая, бухгалтерская документация, банковские, таможенные, налоговые и другие документы.

Отраслевые классификаторы утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и применяются, как правило, в отраслевых унифицированных формах документов.

Классификаторы предприятий утверждаются предприятиями и применяются, как правило, в унифицированных формах документов предприятий.

Гармонизация классификаторов – это процесс согласования (установления необходимого соответствия) состава, структуры и содержания национальных классификаторов с классификаторами, разработанными международными организациями.



Ведение общероссийских классификаторов обеспечивают Госстандарт России, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и другие федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение отдельных общероссийских классификаторов.

Процессы интеграции страны в мировую систему хозяйствования и необходимость проведения статистических сопоставлений на международном и национальном уровнях обусловили создание и развитие в России Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК), построенной на основе международных статистических классификаций ООН и Европейского Союза. Основные элементы ЕСКК включают в себя совокупность ОК ТЭСИ, систему их ведения и комплекс нормативных документов, устанавливающих методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию информации.

В настоящее время в ЕСКК входят 28 общероссийских классификаторов, из них 24 используются в статистических целях (табл.).

Таблица – Общероссийские классификаторы ТЭСИ, используемые в статистических целях

№ п/п Полное наименование Аббревиатура Обозначение
Общероссийский классификатор услуг населению ОКУН ОК 002-93
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОКИСЗН ОК 003-93
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП ОК 004-93
Общероссийский классификатор продукции ОКП ОК 005-93
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления ОКОГУ ОК 006-93
Общероссийский классификатор предприятий и организаций ОКПО ОК 007-93
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО ОК 009-93
Общероссийский классификатор занятий ОКЗ ОК 010-93
Общероссийский классификатор управленческой документации ОКУД ОК 011-93
Общероссийский классификатор основных фондов ОКОФ ОК 013-94
Общероссийский классификатор валют ОКВ ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
Общероссийский классификатор единиц измерения ОКЕИ ОК 015-94 (МК 002-97)
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОКПДТР ОК 016-94
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОКСВНК ОК 017-94
Общероссийский классификатор информации о населении ОКИН ОК 018-95
Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОКАТО ОК 019-95
Общероссийский классификатор начального профессионального образования ОКНПО ОК 023-95
Общероссийский классификатор экономических регионов ОКЭР ОК 024-95
Общероссийский классификатор стран мира ОКСМ ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах ОКОК ОК 026-2002
Общероссийский классификатор форм собственности ОКФС ОК 027-99
Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОКОПФ ОК 028-99
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОКТМО ОК 33-2005

Присвоение кодов по общероссийским классификаторам осуществляют органы государственной статистики при учете и идентификации их в составе Статистического регистра хозяйствующих субъектов.



 

Статистический регистр Федеральной службы государственной статистики (Статрегистр Росстата) является базой данных об организациях, созданных на территории Российской Федерации, их местных единицах, индивидуальных предпринимателях, других типах статистических единиц, являющихся объектами федерального статистического наблюдения.

 

Статрегистр Росстата является развитием ранее функционирующих в органах государственной статистики баз данных Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (ГС). Ведение Статрегистра на основе единых методологических и программно-технологических принципов осуществляется территориальными органами Росстата (в субъектах Российской Федерации) и Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Росстата (в целом по РФ). В настоящее время это наиболее полный открытый и доступный пользователю государственный информационный ресурс в России.

В процессе учета каждому объекту Статрегистра присваиваются уникальный код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), который сохраняется за организацией на все время осуществления ею хозяйственной деятельности, и коды классификационных признаков, установленные на основе ОК ТЭСИ и позволяющие определить их местонахождение (ОКАТО), ведомственную принадлежность (ОКОГУ), вид экономической деятельности (ОКВЭД), форму собственности (ОКФС) и организационно-правовую форму (ОКОПФ).

В качестве документа, подтверждающего присвоение субъектам хозяйственной деятельности кодов классификаторов, а также внесения изменений в их учетные данные, обусловленные реорганизацией, преобразованием или ликвидацией юридических лиц, органы государственной статистики по месту нахождения организации предоставляют соответствующее информационное письмо.

Идентификация, установленная органами государственной статистики, используется с целью обеспечения сопоставимости данных в различных государственных информационных ресурсах, отражающих создание, преобразование и различные аспекты деятельности юридических лиц и предпринимателей. К таким ресурсам относятся, прежде всего, реестры министерств и ведомств, например, органов по управлению государственным имуществом, таможенных органов, лицензирующих органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, Банка России.

При проведении Росстатом в 2006 г. Всероссийской сельскохозяйственной переписи для получения полных сведений о состоянии и структуре сельского хозяйства страны формирование списков сельскохозяйственных объектов осуществлялось по данным Статистического регистра Росстата. Таким образом, удалось обеспечить перепись сельскохозяйственных товаропроизводителей в полном объеме и сформировать базу для дальнейших выборочных наблюдений в аграрном секторе. На основе материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. предусматривается актуализация информационного фонда регистра и совершенствование системы выборочных обследований в сельском хозяйстве.

Одним из важных направлений Росстата по развитию Статистического регистра является работа по внедрению Классификатора институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС), разработанного Росстатом для обеспечения институционального подхода при формировании макроэкономических показателей. Целью разработки КИЕС является подразделение отечественной экономики на некоторое число групп хозяйствующих субъектов – резидентов страны, однородных с точки зрения функций, осуществляемых ими в экономическом процессе, а также источников финансирования их затрат.

В условиях развития межведомственного информационного взаимодействия важнейшим вопросом является поддержание качества и актуальности информационного фонда статистического регистра, его развитие как инструмента, позволяющего организовать статистическое наблюдение за происходящими в экономике страны процессами с максимальным использованием административных данных.

В октябре 2006г. Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007 – 2011 годах», среди основных целей которой – повышение качества статистических данных. Одним из мероприятий программы является объединение статистических информационных ресурсов всех федеральных органов исполнительной власти, производящих статистические данные, и обеспечение оперативного доступа к ним пользователей через портал государственной статистики. Первым шагом в этом напрвлении будет внедрение с 2008 г. пользовательской информационной системы, созданной на основе Статистического регистра Росстата. Путем доступа к этой системе через Интернет-сайт Росстата органы власти и управления РФ будут иметь возможность получить сведения об интересующих их хозяйствующих субъектах, подлежащих статистическому наблюдению.

 

Более подробно об общероссийских классификаторах ТЭСИ, а также о международных классификаторах Вы можете узнать самостоятельно, прочитав учебные пособия – см. Рекомендуемую литературу [9; с. 139–153],[13; с. 33–36, 44–55].


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. С какой целью используют системы обозначения, применяют классификации, группировки и номенклатуры?

2. Дайте определения классификации, группировке и номенклатуре. Приведите примеры.

3. Что представляет собой классификатор технико-экономической и социальной информации. Перечислите его виды.

4. Каково назначение и цели создания и развития ЕСКК?

5. Что подразумевается под словосочетанием «гармонизация классификаторов»?

6. Какие организации обеспечивают ведение общероссийских классификаторов?

7. Сколько общероссийских классификаторов входят в ЕСКК в настоящее время? Перечислите важнейшие из ОК.

8. Для чего необходимо ведение Статистического регистра Федеральной службы государственной статистики?

9. Какие организации отвечают за ведение Статрегистра Росстата в субъектах Российской Федерации и в целом по Российской Федерации?


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. О стандартизации: федер. закон от от 10.06.93 N 5154-1 (в ред. фед.о закона от 27.12.95 № 211-ФЗ) [Электронный ресурс] / Официальный сайт издательства «Дело и Сервис». Ежемесячный журнал: Заработная плата. – М., 2007. – Режим доступа: http://www.dis.ru/market/arhiv/1999/3/11.html.

2. Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в 2007 – 2011 годах»: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации 2.10.2006 г. №595 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Фе-деральной службы государственной статистики. – М., 2007. – Режим доступа: http://www.gks.ru/metod/fcp/program.htm.

3. Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС): утв. приказом Федеральной службы государственной статистики 02.08.2004 № 110 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – М., 2005. – Режим доступа: http://www. gks.ru.

4. Положение о Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистре Росстата): утв. приказом Федеральной службы государственной статистики 05.08.2005г. № 122 [Электронный ресурс] / Официальный сайт Федеральной службой государственной статистики. – М., 2007. – Режим доступа: http://www. gks.ru/ metod/registr.html.

5. Зарубина, Е.В. Повышение качества статистического регистра Росстата – один из факторов успешного проведения статистических наблюдений в Российской Федерации / Е. В. Зарубина // Вопросы статистики. – 2007. – №9. – С. 44 – 47.

6. Казаринова, С. Е. Экономическая статистика: справочные материалы, практические и контрольные задания, тесты / С. Е. Казаринова. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 1999. – 63 с.

7. Кевеш, А.Л. Об обязательном применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации при разработке правовых актов Российской Федерации / А. Л. Кевеш, В. Н. Коробов // Вопросы статистики. – 2000. – №2. – С. 43–48.

8. Кевеш, А.Л. О комплексной программе развития системы стандартных экономико-статистических классификаций и регистров и их внедрения в статистическую информационную систему в 2001 – 2005 годах / А. Л. Кевеш, В. Н. Коробов, В. В. Борисова // Вопросы статистики. – 2001. – №8. – С. 3–16.

9. Коробов, В. Н. Основные принципы построения классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям. / В. Н. Коробов, О. В. Кошелева, В. М. Брысева, Л. М. Соловова // Вопросы статистики. – 2001. – №8. – С. 16 – 19.

10.Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / Под ред. проф. М. Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002. – 976 с.

11.О комплексной программе развития системы стандартных экономико-статистических классификаций и регистров и их внедрения в статистическую информационную систему в 2001 – 2005 годах // Вопросы статистики. – 2001. №8. – С 3 – 19.

12.Семченко, Н. О внедрении в статистическую практику общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг / Н. Семченко, Л. Хромова // Вопросы статистики. – 1998. – №2. – С. 12 – 16.

13.Семченко, Н. И. Об общероссийском классификаторе видов экономической деятельности / Н. И. Семченко // Вопросы статистики. – 2002. – № 10. – С. 20 – 23.

14.Экономическая статистика: Учебник. / Под ред. Ю. Н. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 480 с.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!