Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Религиозная политика самодержавия в Казахстане



Казахи исповедовали ислам суннитского направления. По мере увеличения численности переселенческого крестьянства царские власти осуществляли политику ущемления прав мусульманского населения. С начала XIX века царское правительство стало проводить политику христианизации казахского населения. Со стороны местного населения было встречено активное противодействие.

Казахи исповедовали ислам суннитского направления Наряду с исламом у казахов бытовали домусульманские верования. Они верили в духов предков. Обращались к древнетюркскому богу Тенгри со словами «Танир жарылгасын!» («Пусть поможет Танир!»). Во время неурожаев, отсутствия дождей на могилах предков прово­дили религиозный обряд тассатык. Они же почита­ли святых, например, Ход­жу Ахмета Яссауи. Среди кочевого и полукочевого населения особое место за­нимали баксы (шаманы).

Консервативными ос­тавались у степняков и погребальные обряды. Ка­захи хоронили умерших по мусульманским обыча­ям. Каждый род хоронил своих сородичей на своих кладбищах. Родственники делали поминки по умер­шему через 7, 40 (иногда 100) дней и через год. В честь своих почитаемых предков проводили ас (поминки). Он обычно проводился через год после кончины уважа­емого человека. В традиционном казахском обществе ас имел большое социальное и культурное значение. Здесь решались важнейшие поли­тические, хозяйственные и социальные вопросы.

В ус­ловиях последней четверти XVIII века российская императрица Екате­рина II проводила политику поддержки ислама. Это объяснялось следу­ющими обстоятельствами. Во-первых, желанием царского правительства закрепить казахов прочными узами с Россией. При этом в качестве мулл использовали исключительно российских татар. Во-вторых, подобный шаг должен был привести к ограничению связей казахов со среднеази­атскими мусульманскими центрами. В-третьих, эти меры должны были смягчить воинственные нравы кочевников. По всей границе с Казахской степью за государственный счет возводились мечети. Как правило, они строились при укреплениях как по инициативе властей, так и по просьбе казахских ханов, султанов и старшин. В частности, известна мечеть, построенная на берегу Иртыша по просьбе султана Шаншара Султанбетова. Она располагалась между Ямышевской крепостью и Семипала­тинском. При мечетях функционировали небольшие медресе. Строились типографии для издания книг на арабском языке.

В своей колониальной политике царская администрация большое внимание уделяла христианизации кочевого и полукочевого казахского населения. В она видела один из путей, способных сделать из номадов настоящих верноподданных Российской империи. К началу XIX века социально-политическая ситуация в казахских жузах начала меняться, И для царского правительства сложились самые благоприятные условия для осуществления новой политики - христианизации казахов.



Начало активизации царских властей по христианизации казахов относится к 1808 году когда в приграничных с Россией районах начался голод. Власти начали активно скупать казахских детей с последующим переходом их в православие. Как сообщает известный российский исследователь XIX века А. Добросмыслов, «...киргизских детей покупали чиновники, помещики, казаки, офицеры, купцы и даже были случаи приобретения их священниками».

Некоторая активизация перехода казахов в православие происходила в 50-60-е годы XIX века. Она была связана с началом жестких запретов властей на перекочевку казахов во внутренние губернии России. Казахи-жатаки в поисках работы устремлялись в Тобольской и Томской губерний. Одним из способов «законного» проникновении казахов на территорию сопредельных внутренних российских губерний было вынужденное принятие им христианство. В этом случае они не платили паспортных сборов. Новокрещенные получали и существенные денежные ссуды. Все казахи, принявшие христианство, представляли, как правило, социальные низы казахского общества. Об этом, кстати, свидетельствуют, например, данные за 20 февраля 1868 года Совета общего областного Управления сибирскими киргизами: «...из­вестно, что все принявшие до сих пор православную веру киргизы (ка­захи - авт.) принадлежат к числу бедняков, кочующих вблизи линии... Поэтому не подлежит сомнению, что движимою силою в перемене религии было не убеждение в несостоятельности исповедуемой рели­гии, а по преимуществу какие-либо материальные расчеты...».



Естественно, ждать от них добросовестного соблюдения христи­анской религии не приходилось. Об этом свидетельствуют записки миссионера Филарета Синьковского: «...после же крещения при на­блюдении за жизнью новокрещенного, приходится видеть в нем край­нее равнодушие к воспринятой им вере и вследствие этого неохоту в усвоении ее».

Как правило, крещеные казахи оставаться в своих обществах не могли. Лица, принявшие христианство, жестоко преследовались и даже убивались. В 1869 году по инициативе бывшего старшего султа­на Кунанбая Оскенбайулы состоялся съезд казахских биев на террито­рии Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Здесь казахская знать приняла решение предпринимать все возможные меры по про­тиводействию деятельности христианских миссионеров. В частности, было рекомендовано объявить крещеных казахов вне защиты казахско­го обычного права. За грабеж, убийство лиц, изменивших своей вере, ответственность никто не нес.

Христианизация степных казахов получает некоторый импульс с 1881 года, когда была открыта Киргизская миссия. Она была создана на основе Алтайской духовной миссии. Последняя занималась христианизацией калмыков Бийского округа Томской губернии.

Новая миссия занималась христианизацией казахов обширной Се­мипалатинской области. Создание миссии на территории этого региона объяснялось тем, что на протяжении всего XIX века именно он выде­лял значительное число жатаков. Со стороны кочевых казахских общин существовало активное противодействие Киргизской миссии. Казахи организовывали поиски ушедших казахов в крестьянско-казачьи селе­ния. Вот что писали об этом в своем отчете православные миссионеры за 1886 год: «Родные и ближние магометанской среды употребляют все способы не допустить своих членов к принятию святого крещения, пускают в ход хитрость, наглое насилие и мщение».

Темпы проведения миссионерской деятельности были незначи­тельны. К тому же существовал обратный отток в ислам. Поэтому не случайно, что материалы Всероссийской переписи населения 1897 года показали на территории Казахстана наличие всего 660 неофитов.

Параллельно с насаждением христианства царизм проводил политику ослабления ислама. Царское правительство считало ислам препятствием на пути распространения христианства. Казахам запрещали учиться в странах Востока, например, в Турции. В 1867 – 1868 гг. религиозные дела казахов были подчинены министру внутренних дел. Деятельность христианских миссионеров и ограничение позиций ислама вызывали протесты казахского населения. В 1889 г. казахи Кокчетавского уезда Акмолинской области обратились к царю с просьбой о назначении у казахов своего муфтия (лицо высшего мусульманского духовенства), но получили категоричный отказ. В 1903 г. в городах Кокчетаве, Петропавловске, Акмоле, Павлодаре, Семипалатинске были созданы подпольные религиозные организации. Движение возглавили муллы Науан Хазрет (Наурызбай Таласов), Мухамеджан Бекишев, Шаймерден Косшегулов и Смагул Балжанов. Они обращались с письмами о поддержке к влиятельным лицам в Степи – Саудакасу Шорманову из павлодарского уезда, Абаю Кунанбаеву из Семипалатинской области. В 1907 г. в Омске при степном генерал-губернаторе было созвано совещание, где обсуждались и актуальные проблемы духовной жизни казахского общества.


 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!