Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Анализ факторов изменения доходов и расходов предприятия в динамике



 

Финансовые результаты предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получается главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль представляет собой часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после реализации продукции чистый доход принимает форму прибыли.

Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам 46, 47, 48, 80, финансовой отчетности ф. 2 «Отчет о прибылях и убытках», а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ, услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.



Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом, а также суммы льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии.

Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

 

Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли за отчетный 2000 год

 

Таблица № 4

Состав балансовой прибыли Прошлый год Отчетный год Факт. сумма прибыли в сопоставимых ценах прошлого года, тыс.руб.
т.р. % План Факт
млн.руб. % млн.руб. %
1. Балансовая прибыль 2. Прибыль от реализации продукции 3. Прибыль от прочей реализации 4. Внереализационные финансовые результаты           –1207     165,8   0,2     –66,0       ––     –1000     134,5   ––     –34,5           –1462     146,0   3,7     –49,7           –1271

 



Из таблицы № 4 видно, что план по балансовой прибыли перевыполнен на 1,45% (2942 : 2900 х 100).

Темп роста к прошлому году в сопоставимых ценах составил 19,23%.

Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции 146% и 3,7% от прочей реализации, но внереализационные финансовые результаты уменьшают эту прибыль на 49,7%. Но с развитием рыночных отношений внереализационные финансовые результаты не должны уменьшать прибыль от реализации или ее уменьшение должно быть сведено к минимуму.

Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции, работ, услуг. В процессе анализа изучается динамика выполнения плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (УДi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Уi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательной влияние на сумму прибыли.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратнопропорциональной зависимости, снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямопропорциональной зависимости, при увеличении уровня цен сумма прибыли растет и наоборот.

 

Данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

 

Таблица № 5

Показатели План План, пересчитанный на факт. объем продаж Факт за 2000 г.
1. Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки (В) 2. Полная себестоимость реализованной продукции (З) 3. Прибыль от реализации продукции (П)          

 

План по сумме прибыли от реализации продукции работ, услуг в отчетном году перевыполнен на 194 т.р. (4294 – 4100).

Если сравнивать сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, то узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

 

∆П(vpп, уд) = 4880 – 4100 = +780 т.р.

 

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на проценты перевыполнения плана по реализации продукции в оценке плановой

 

себестоимости или в натурально-условном исчислении:

 

91,83 – 92,05 = –0,22%

∆Пvрп = 4100 х (–0,22)/100 = –9,2 т.р.

 

Затем определяем влияние структурного фактора (из первого результата отнимаем второй).

 

∆Пуд = 780 – (–9,2) = +789,2 т.р.

 

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливаем сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

 

∆Пс = 61080 –48310 = –12770

 

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с условной, которую предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

 

∆Пу = 52604 – 65960 = –13356

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!