Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Используемые при изучении чисел



Первого десятка в 1-м классе

1. Предметные пособия:

а) предметы окружающей действительности: классная мебель,
учебные принадлежности, природные материалы, фрукты, овощи,
пуговицы, крючки, наперстки, игрушки (пуговицы и другие мел­
кие предметы объединяются в цепочки, нашиваются на картон);

б) специально изготовленные предметы для счета: палочки,
арифметический ящик, счеты классные и индивидуальные, счет­
ные подставки с вертикальными проволочками, рама с подвешен­
ными на шнурках шариками (таких шнурков с шариками 10);

в) геометрические фигуры;

г) трафареты фруктов, овощей, грибов, зверей, птиц и т. д.
2. Иллюстративные пособия:

а) набор предметных картинок с изображением овощей, фрук­
тов, зверей, самолетов, машин;

б) изображения предметов от 1 до 10;

в) картины с изображением как однородных, так и разнород­
ных предметов, объединенных каким-нибудь сюжетом;

г) таблица «Числовая лесенка»;
110


набор подвижных цифр и знаков (демонстрационные и инди-». пьные), фланелевые и наждачные цифры; резиновые штампы цифр; таблицы правильного начертания цифр; монетные кассы с набором монет в 1, 5, 10 к., 1, 5, 10 р.; серия таблиц по теме «Нумерация чисел первого десятка» |>|..|)ы серии М. И. Моро, С. В. Степанова, Н. А. Янковская). Дли демонстрации пособий используются песочный ящик, на-Фмме полотна, демонстрационный стол, магнитные и фланеле-,1с доски, экран и иллюстративные ленты с изображением объек-|Ц для счета.

Учитель школы VIII вида должен постоянно помнить, что толь-| демонстрация наглядных пособий не может обеспечить созна-лыюго усвоения математических знаний. Необходимо использо-шие материала в предметно-практической деятельности.

Изучение каждого числа первого десятка происходит в следую­щей последовательности.

На первом уроке дается понятие о числе и цифре. Цель этого урока — познакомить учащихся с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), назва­нием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать мосто числа в числовом ряду, познакомить с соотношением коли­чества элементов предметной совокупности, числа и цифры, рас-(мотреть количественные и порядковые отношения уже известно-ю учащимся отрезка натурального ряда.

На втором уроке учащиеся закрепляют место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы от данного числа), отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. Учащиеся упражняются в сравнении количества элементов пред­метных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными совокупностями и числами (больше, меньше, равно).



На последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пре­делах данного числа. Количество таких уроков зависит от величи­ны изучаемого числа и состава класса.

Рассмотрим подробно каждый этап работы над любым из чисел первого десятка.


Л Получение чисел

Покажем, например, получение числа 4. Учитель предл; сосчитать листья. «Сколько здесь желтых листьев?» — спраи ет учитель, указывая на 3 листочка. Ученики пересчитываь отвечают: «Здесь 3 листочка». «С дерева упал еще 1 крас лист. Посчитаем, сколько всего листьев стало. Как получило листочка? Сколько желтых листочков лежало? Сколько у! красных листочков? Сколько же стало листочков?» Затем расе ривается получение числа 4 на других пособиях (счетных поде ках, счетах и т. д.). «Так как же получить число 4? К как числу нужно прибавить единицу?» — этими вопросами учит подводит учащихся на основе рассмотрения конкретных случ получения числа 4 к обобщению: «Число 4 получится, если к трем прибавить один». Такой вывод могут сделать самостоятельно ш1 все ученики 1-го класса, но некоторым он уже доступен. Затем учитель показывает, что если из четырех листочков «улетит» один листочек, то останется 3 листочка. Учащиеся убедились в новом способе получения числа 3.

При изучении числа 5 учитель знакомит учащихся и с получе­нием числа 4 вторым способом: вычитанием из числа 5 одной . единицы.

К концу 1-го класса учащиеся должны понимать, что каждое число первого десятка образуется из предшествующего путем при­бавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.



Получение числа закрепляется различными упражнениями. Примерные виды заданий: «Отложите на счетах 3 красные косточ­ки. Прибавьте столько желтых косточек, чтобы получилось 4. Наклейте или раскрасьте 3 синих круга и 1 красный. Сколько всего кругов получилось? Обведите 3 клеточки синим каранда­шом. Сколько клеточек надо еще обвести, чтобы их стало 4? Положите 3 копейки. Сколько денег надо прибавить, чтобы полу­чилось 4 копейки?»

Учитель раздает каждому по 3 шарика: «Сосчитайте шарики и вылепите еще столько шариков, чтобы их стало 4». Учащимся, которые сами не справляются с таким заданием, учитель оказыва­ет помощь.

Далее учащиеся учатся считать элементы предметных совокуп­ностей из 4 элементов.


Учащиеся школы I! вида должны по-мть, что числа по­лются не только в /льтате счета, но

результате изме- Рис. 5

ия. Поэтому при получении чисел полезны и упражнения на адывание мерки в полоске или отрезке и подсчет числа мерок чала в полоске (рис. 5), а затем в мерной (масштабной) линей-Линейка с нанесенной на ней сантиметровой шкалой является |м1[юшим наглядным пособием при рассмотрении вопросов нумера-III (в частности, получения чисел).


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!