Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений



Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений

План:

 

1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур.

2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений.

 

Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений

 

Дескриптивный подход к принятию решений предполагает выявление отклонений от рационального (нормативного) поведения при принятии решений. Данные отклонения обусловлены влиянием на человека объективных факторов. Одной из наиболее важных задач психологической теории решения является изучение закономерностей «деформации» рационального выбора под влиянием этих объективных факторов.

Применительно к принятию государственных решений дескриптивный подход реализуют такие науки, как политология, социология, политическая психология, социальная психология. Рассмотрим особенности интерпретации этапа диагностики в психологии и политологии.

 

Психологический анализ

Психологическая дескриптивная теория выделяет следующие группы факторов:

Влияние среды

1.1. Влияние окружающей среды в широком смысле.

1.2. Влияние социальной группы, в которой находится индивид.

Влияние качеств ЛПР

2.1. Влияние инвариантных человеческих качеств.

2.2. Влияние индивидуальных человеческих качеств.

Наиболее существенно влияние инвариантных свойств человека. Это, прежде всего, касается объективных ограничений переработки информации.

Исследования «искусственного интеллекта» позволили сравнить поведение абсолютно рационального компьютера и реального человеческого поведения. Это сравнение выявило ограниченность познавательных возможностей человека, его способностей к обучению, скорости переработки информации. Было выявлено, что система переработки информации человека работает преимущественно последовательно во времени, способна перерабатывать одновременно лишь несколько символов, причем обрабатываемые символы должны храниться в особых, ограниченных по емкости, структурах памяти.



& Саймон Г. Наука об искусственном. М.: Мир, 1972.
Наиболее строгие ограничения накладываются тем, что емкость кратковременной структуры памяти весьма мала (от пяти до девяти ячеек), а время, необходимое для переноса одного блока информации из кратковременной памяти в долговременную, достаточно велико (порядка пяти секунд). Ряд других ограничений связан с задачами, требующими поиска и извлечения хранящейся информации. Определенные пределы возможностей человека были установлены при изучении задач, требующих зрительного восприятия или использующих для описания естественный язык.

Немецкий психолог Г. Клаус так схематично представляет процесс отбора поступающей информации человеком (рис. 3.1.1).

Рис. 3.1.1. Процесс отбора поступающей информации

 

Этапы принятия решений, выделяемые в рамках психологического подхода, имеют свою специфику по сравнению с управленческими или нормативно-правовыми технологиями, описанными во втором разделе. Так, например, в Ю.Козелецкий в книге «Психологическая теория решений»[48] выделяя основные классы утверждений психологической теории[49], по сути, выделяет следующие этапы принятия решений:

1. Получение представления о задаче.

2. Оценка субъективной ценности исходов



3. Оценка субъективной вероятности внешних факторов, определяющих исходы

4. Выбор альтернатив.

К стадии диагностики относятся первые три этапа.

В психологической теории представлен анализ факторов, ловушек, эффектов, влияющих на ЛПР, и «заставляющих» его отклоняться от рационального выбора.

Формирование представлений о задаче по принятию решений описывает, например, теория ограниченной рациональности Г.Саймона. В соответствие с одним из ее выводов, люди при восприятии проблемы упрощают реальную ситуацию, рассматривая лишь небольшое число альтернатив и их возможных последствий.

«Теория перспективы», предложенная Д. Канеманом и А. Тверски, показывает, что формулировка задачи влияет на предпочтения людей и их отношение к риску. Если задача выбора представлена «в терминах приобретений», то люди уклоняются от риска. И наоборот, если задача выбора представлена «в терминах потерь», то люди предпочитают рисковать. Это психологическое явление получило название эффект обрамления (framing).

«Эффект обрамления» помогает лучше понять поведение людей в ситуациях риска. Однако он имеет не только теоретическое значение, но может быть использован и в практических целях. Например, с его помощью можно предсказывать поведение людей при принятии решений в зависимости от того, как сформулирована задача выбора — в терминах выигрышей или в терминах проигрышей.

Фиксируются также эффекты, эвристики и иллюзии оценки вероятностей случайных событий. Они показывают, как при принятии решений происходит деформация оценки риска. Например, в соответствие с «эвристикой репрезентативности» люди обычно завышают оценки исходов или вероятностей случайных событий, которые в большей мере соответствуют их личному опыту и сложившимся представлениям. В соответствие с «эффектом доступности» что человек оценивает вероятность событий в зависимости от того, насколько легко эти события или подобные им приходят на ум, представляются или всплывают в памяти.



Очевидно, что данные закономерности распространяются и на ГЛПР (государственное лицо, принимающее решение) и влияют на процесс принятия государственных решений (а также на их восприятия населением). Однако данные аспекты анализа не развернуты в предметах психологии и социальной психологии и ждут своего дальнейшего исследования.

Специфика государственных решений в рамках дескриптивного подхода наиболее полно и предметно исследована в политологии.

 

Политологический анализ

 

В политологии проблематика изучение принятия решений происходит в рамках концепции «политико-управленческого цикла».

Одной из наиболее проработанных версий политико-управленческого цикла (ПУЦ) является «пятичленная» (то есть пятифазовая) модель, разобранная в трудах американских политологов Джеймса Андерсона и Уильяма Данна. В этой модели выделяются следующие фазы:

  1. Построение политической повестки дня: определение приоритетных общественных проблем и включение их в официальную повестку публичной политики государственных органов.
  2. Формулирование проектов государственных решений: Агенты процесса принятия решения формулируют ряд альтернативных его вариантов для преодоления общественной проблемы, которые проходят отбор и обсуждение.
  3. Утверждение решения: Утверждение и легитимизация государственного решения на основе официальных процедур рассмотрения, обсуждения, согласования, голосования и промульгации.
  4. Реализация государственного решения: Реализация решения административными органами государственного управления и параллельный контроль за ходом его исполнения.
  5. Оценка результатов осуществления решения: Оценивание итогов, результатов и последствий исполненного решения с точки зрения достижения целей, средств уровня издержек и адекватности.. [50]

Рассматриваемый в этом параграфе этап – диагностику проблемы – представляет в этой технологии фаза «Построение политической повестки дня».

А.А.Дегтярев определяет политическую повестку дня как «совокупность актуальных социальных проблем, которые отражают потребности общества в целом или требования от дельных групп интересов и на которые политики и администраторы готовы и способны реагировать, принимать решения и предпринимать действия.[51]

Формирование политической повестки – исходный пункт разработки государственного решения. При анализе этого этапа выявляются социальные и политические факторы, влияющие выдвижение тех или иных проблем в повестку дня, определяются его субфазы и характеризуется их содержание.

 

& «И все же что-то или кто-то инициирует старт подготовки и принятия тех или иных решений, – пишет, например, А.А.Дегтярев. ‑ Кто или что? Давление общественного мнения или агрессивная кампания в СМИ, многотысячные демонстрации и митинги у стен правительственных здании или обращение ряда политических партий? А может быть, настойчивые рекомендации мудрых советников или тихий шепот жены лица, принимающего стратегическое решение? Или же то, что, к сожалению, становится модой в российской политике: «проплата» заинтересованными в решении проблемы олигархами круглой суммы какой-то части депутатского корпуса. Все приведенные версии инициаторов и инициатив внесения общественной проблемы в публичную повестку дня достаточно часто встречаются в современной политике[52]

 

Существует обширная литературы, характеризующая субфазы этапа формирования политической повестки.

Детализации процесса формирования повестки дня, по Б. Хогвуду и Л. Ганну, разбивает его на три специальные, относительно самостоятельные фазы:

  • «выявления (или поиска) проблемы» (решение на принятие решения);
  • «селекции » (или препарирования) проблемы (решения, какое надо принимать решение);
  • «определения» проблемы[53]

Несколько иные этапы предлагаются У. Дженкинсом:

  • его инициирование;
  • переработка необходимой информации;
  • рассмотрения путей решения проблемы

Одно из наиболее известных исследований этапа формирования повестки принадлежит Энтони Даунсу. Данный этап он называет «Цикл поддержания внимания к вопросу» (issue-attention cycle) и выделяет пять основных стадий в его рамках:

1. Предпроблемная стадия, когда проблема уже имеется в наличии, но пока не привлекает общественного интереса. Ею занимаются лишь отдельные эксперты и группы интересов.

2. Этап «тревожного открытия и эйфорического энтузиазма». Что-то вызывает в обществе всеобщий интерес к существующей проблеме, и требуется найти быстрое ее решение, правда, не за счет слишком серьезных перемен внутри общества.

3. Стадия осознания «цены прогресса», то есть слишком скорого решения выдвинутой проблемы. Население понимает, что решение проблемы требует слишком высоких затрат.

4. На этом этапе общественный интерес к этой проблеме ослабевает, но здесь существует возможность редуцирования и переформулирования проблемы с учетом затронутых интересов.

5. Цикл завершается на пятой постпроблемной стадии, когда проблема попадает в «сумеречную зону», будучи теснимой другими поднимающимися проблемами. [54]

Другую версию цикла формирования политической повестки дня предложили американские политологи Роджер Кобб и Чарльз Элдер. Прежде всего, они подчеркивали, что построение повестки дня – это преобразование социальной проблемы в партийно-политический проект.

При всем этом развертывание общественной проблемы может иметь разные состояния или ступени. Выделяются четыре основных этапа построения политической (или публичной) повестки.

На первом этапе возникает так называемый частный вопрос, который интерес лишь для группы затронутых людей.

На втором этапе частный вопрос, который задевал лишь частную группу, начинает трансформироваться в общественную проблему, поскольку вокруг последней образуется сообщество людей, выступающих ее «носителем».

На третьем этапе проблема получает статус кандидата на «вопрос в повестку», для чего инициативная группа должна привлечь внимание общества, то есть расширить ее социальный диапазон.

На четвертом этапе проблема, наконец, попадает в публичную повестку дня, которая, в свою очередь, распадается на два состояния ‑ «дискуссионную» («снизу») и «институциональную» («сверху») повестки.

Дискуссионная повестка выглядит достаточно неопределенной и абстрактной, так как в нее попадает множество проблем, обсуждаемых в СМИ и общественностью. Институциональная (или официальная) повестка представляет достаточно конкретную субстанцию, функционально распределяя рассмотрение проблем по представительным, исполнительным и судебным органам государственной власти. Таким образом, поток проблем вначале попадает в повестку «снизу», а затем отфильтровывается в рамках государственных институтов, формирующих повестку дня «сверху». Конечно же, эта схема представляет собой лишь «идеальный тип» формирования демократической повестки, поскольку во многих странах мира ЛПР сразу строят повестку «сверху», не учитывая при этом повестки «снизу». [55]

Что же является факторами продвижения проблемы? Политологи говорят, во-первых, об «объективированных» характеристиках. Проблема должна получить общественное признание «снизу» и официальную поддержку «сверху», что требует, как правило, определенного согласования позиций и баланса сил. Для достижения подобного «объективированного» необходимого состояния надо иметь ряд предпосылок:

· проблема должна быть артикулирована достаточно влиятельной группой интересов и поддержана общественным мнением;

· проблема должна быть озвучена и распространена в средствах массовой коммуникации с тем, чтобы сделать информацию о ней доступной для населения;

· проблема должна быть принята со стороны государственных органов власти и переформулирована в официальной плоскости;

· проблема должна быть «решаемой», то есть иметь потенциальную перспективу на ее преодоление при помощи находящихся под контролем государственных органов ресурсов и времени, в рамках существующих норм и процедур.

Во-вторых, существует ряд «субъективированных» характеристик, которые связаны с ценностными ориентациями и идеологическими воззрениями, психологическими установками и социальными знаниями акторов, участвующих в определении общественно-политической проблемы. К числу «субъективированных» факторов, влияющих на формулирование проблемы, относя следующие:

· плюрализм субъективных видений и оценок характера проблемы, связанный с множественностью затронутых социальных групп, имеющих дифференцированные интересы и ценности;

· доминирующую роль в официальной формулировке проблемы играют политическая элита, бизнес и СМИ, облекающие ее в выгодную для них форму;

· эмоционально-психологическая окраска проблемы, которая может вызывать симпатию или антипатию, участие или отчуждение, беспокойство или равнодушие.[56]

Дальнейший анализ представленного механизма привел американских политологов Питера Бахрахома и Мортонома Баратца к разработке специальной концепции «нерешений» (непопадание) общественной проблемы в публичную повестку. Контроль за политической повесткой входит, по их мнению, в общий механизм государственного управления, представляя собой так называемое «второе лицо власти».

В статье М.В.Мамонова «Роль политических субъектов в формировании приоритетов межличностной «повестки дня» россиян» показывает, что государственная власть в России через подконтрольные ей СМИ активно формирует политическую повестку и общественное мнение. Воздействие СМИ отвлекает население от касающихся их непосредственно проблем, переключая их внимание на проблемы, которые государство решает наиболее успешно, в частности на международные проблемы (опрос 2007г.).

 

&Рассмотрение современной российской действительности и представленных в работе эмпирических данных позволяет говорить о наличии у политического руководства страны четко выстроенной информационной политики и успешности ее реализации через подконтрольные СМИ. Основным объектом формируемых у населения ожиданий являются вопросы международных отношений, медийное освещение которых на протяжении последних лет осуществляется наиболее интенсивно. Благодаря СМИ, они включаются в межличностную повестку дня и получают свое развитие. Именно через актуализацию этих проблем политическое руководство страны демонстрирует населению свою эффективность, тем более что возможностей для проверки и оценки реального уровня эффективности международной деятельности российских политиков у населения нет.

Есть основания для того, чтобы заявлять о доминировании органов власти федерального уровня, их руководителей в процессе формирования межличностной повестки дня населения.[57]

 

Правящая элита для контроля повестки применяет «средства, при помощи которых требования изменить сложившееся распределение благ и привилегий в данном сообществе могут быть задушены в зародыше, еще до того, как их попытаются озвучить, могут быть уничтожены на входе в систему принятия решений, ну, а если все это не удалось проделать, то эти же требования можно исказить или развалить во время реализации решения на завершающих стадиях политико-управленческого процесса»[58]

Таким образом, некоторые серьезные общественные проблемы могут быть, попросту говоря, выброшены как из «системной», так и из «институциональной» повестки, если власть в них не заинтересована.

 

Завоевание и удержание контроля над публичной повесткой выглядит вовсе не бесстрастным и рациональным перебором и фильтрование тех или иных проблем, встающих перед сообществом, а скорее предстает ареной острой и ожесточенной борьбы элитных и бюрократических группировок, политических партий и групп давления, а иногда объектом прямых действий рядовых граждан, как это было в России в начале 1990-х годов с референдумом и массовыми демонстрациями за отмену 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС.[59]

 

Борьба за продвижение вопроса в повестку дня во многом связана с политическими конфликтами между политическими субъектами, которые должны в итоге найти «формулу согласования интересов». Подобные компромиссы или консенсусы лежат в основе публичной повестки, и механизмы продвижения проблемы, в конечном счете, являются производными от конфигурации политических сил.

Итак, дескриптивный подход к анализу этапа диагностики представлен в социальных науках. Психология исследует более детально влияние индивидуальных и инвариантных качеств личности ЛПР, особенностей восприятия, переработки и оценки информации, норм группы и социальных факторов. В рамках политологии специфика государственных (в основном политических) решений исследована наиболее полно. Значимыми являются описания этапов политико-управленческого цикла и политической повестки дня, выявление факторов, условий и механизмов продвижения проблемы в повестку дня.


Просмотров 3025

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!