Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Нормы права и административные регламенты как основа выделения этапов государственных решений



Сам процесс принятия управленческих решений осуществляется с использованием целого ряда специальных процедур. Обычно совокупность процедур по принятию управленческих решений называют «регламентом».

 

þ Например, из российской истории известны Генеральный регламент государственных коллегий 1720 г., регламенты Петра I; в настоящее время действуют: Регламент Государственной Думы, Регламент Совета Федерации, Регламент Правительства РФ и др.

 

Принципиальные схемы принятия решений государственными и муниципальными органами прописаны в Конституции РФ, уставах регионов и муниципальных образований. Уставами предусмотрены нормативные и ненормативные наименования актов.

Процесс принятия решения в законодательных органах установлен регламентом. Он включает перечень предписаний, позволяющих определить порядок в границах полномочий и распределения ответственности между индивидуальными членами административного органа.

Основными элементами регламента являются порядок созыва сессий, парламентских слушаний, заседаний комиссий и комитетов, кворум, полномочия депутатов, порядок применения прав вето.

Регламенты имеют несколько разновидностей ‑ регламент проведения совещаний и сессий, регламент прохождения документов, регламент принятия решений.

Регламент проведения совещаний и сессий устанавливается для упорядочения работы крупных представительных мероприятий.

Регламент принятия решений определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями. Он включает в себя следующие разделы:

· структура административных органов,

· полномочия должностных лиц, порядок выборов должностных лиц,

· текущая деятельность по координации ( образование комиссий и рабочих групп )

· распределение финансовых потоков.

В органах власти важнейшими подразделами регламентов является: правосубъектность выносимых решений, порядок внесения проектов, принятие нормативных актов, установление контрольных сроков подачи и рассмотрения документов, порядок утверждения должностных лиц, порядок взаимодействия глав представительной и исполнительной ветвей власти, порядок отсчета глав представительной и исполнительной ветвей власти, процедура их отзыва, способы разрешения споров между ветвями власти, порядок рассмотрения запросов депутатов и жалоб населения.



Регламент прохождения документов заключается в порядке регистрации и передачи проходящих через систему управления распорядительных документов на основе действующего законодательства.

При прохождении документов предполагается наличие трех стадий:

1. Входная стадия ‑ документ принимается к рассмотрению органами власти в соответствии с принятыми полномочиями.

2. Стадия рассмотрения документа ‑ соответствующей службе, должностному лицу, чьи функции наиболее близки к профилю проблемы документа, делегируются полномочия на анализ документа.

3. Выходная стадия ‑ фиксируется реакция на содержание входящего документа на базе действующих нормативов.

Регламент прохождения документов положен в основу документооборота всех организаций и играет важную роль в упорядочении системы разработки управленческих решений.

В государственном управлении необходимо максимально точно и правильно выражать смысл целесообразных форм, в которых содержатся властные требования, т.е. самих решений. Поэтому в юридической практике обычно закрепляются требования к правовым документам разного рода, их построению, соотношению частей, разбитых на статьи, пункты и подпункты, формулированию положений, используемой терминологии и т.д. Среди правил юридической техники выделим:



а) правильное формулирование правовых норм и предписаний;

б) ясное определение смысловых значений применяемых понятий и терминов;

в) четкий юридический язык;

г) емкие и точные заголовки глав и статей;

д) отсылки к другим статьям; е) правильные обозначения госорганов, должностных лиц и других субъектов;

ж) реквизиты. Реквизиты государственных решений, как правило, следующие: герб (государственный, субъекта федерации, города), наименование государственного органа, название акта (указ, приказ, постановление, распоряжение и т.п.), заголовок (о чем), номер, дата принятия (подписания), подпись должностного лица, визы согласования, исполнитель и др.

Стремясь упорядочить процесс разработки управленческих решений, государственные органы стандартизируют общие требования к ним в ведомственных инструкциях, памятках, рекомендациях по служебному делопроизводству.

Управленческие процедуры, связанные с принятием органами государственной власти соответствующих решений, служат обеспечению четкого функционирования государственного аппарата, обеспечивают полноту, всесторонность и объективность анализа проблем и обстоятельств конкретных дел, правильное применение материальных норм различных отраслей права, служат достижению целей государственного управления, способствуют его научной обоснованности и законности, создают условия для реализации прав, обязанностей и законных интересов граждан и других участников государственно-управленческой деятельности, помогают проводить в жизнь принцип ответственности каждого органа, должностного лица за порученное дело. Принимая управленческие решения, орган государственной власти реализует возложенные на него полномочия для выполнения задач и функций в рамках своей компетенции, т.е. реализует государственный, иначе — публичный, интерес. Реализация публичного интереса, выражающего необходимость эффективного и рационального использования государственно-властных полномочий, напрямую связана с обязательностью четких процедурных правил для участников таких отношений. Подобные отношения возникают в связи или по поводу совершения органом государственной власти своей юрисдикционной деятельности в пределах предоставленной правовой компетенции.

Итак, в механизме принятия государственного решения выделяются формальные (регламентированные нормами) и неформальные (отражающие особенности анализа и решения конкретной проблемы с точки зрения общих принципов управления) звенья, официальные и неофициальные каналы его подготовки. Важно, чтобы эти стороны разработки решения не противоречили друг другу.

! Задание 3. Покажите различия между различными технологиями разработки государственных решений.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Чем отличаются узкий и широкий подходы к определению государственного решения?

2. Перечислите характерные свойства государственных решений.

3. Каковы характеристики государственного решения?

4. Каковы характеристики политического уровня принятия решений?

5. Приведите примеры решений по классификации Р. Макридиса.

6. Какие решения различаются по формам правовых актов?

7. Что понимается под стилем принятия государственного решения?

8. Какие аспекты принятия государственных решений необходимо изучить для оптимизации этого процесса?

9. Приведите основные этапы разработки решения по обобщенной методике.

 

Библиографический список

(основной)

  1. Федеральный закон от 9 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ» / СЗ РФ. 1995. № 26.
  2. Федеральный закон от 21 апреля 1995 г. «О выборах Президента РФ» / СЗ РФ. 1995. № 21.
  3. Федеральный закон от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральный законов, актов палат Федерального Собрания РФ» / РГ. 1994. 15 июня.
  4. Регламент Совета Федерации ФС РФ. Утвержден постановлением СФ от 6 февраля 1996 г., с изменениями и дополнениями от 26 июня 1996 г. / РГ. 1996. 25 июля.
  5. Регламент Государственной Думы. Утвержден постановлением ГД от 22 января 1998 г. / СЗ РФ. 1998. № 7.

6. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление : учеб. для бакалавров / И. А. Василенко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2013. – С.346-370.

7. Дегтярев А. А. Принятие политических решений: Учебное пособие.‑ М.: КДУ, 2004 .‑ С. 10 -43, 217-308.

8. Зеркин, Д.П. Основы теории государственного управления : курс лекций / Д. П. Зеркин, В. Г. Игнатов. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва : МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005. – С.456-490.

9. Морозова В.Н. Методы политического анализа: Учебно-методическое пособие. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. – С.51 ‑ 152.

10. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учебное пособие. М.: Дело, 2002. – С.101 ‑ 123

11. Симонов К.В. Политический анализ: Учебное пособие. М.: Логос, 2002. – С.124 ‑ 152

Библиографический список

(дополнительный)

 

1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.— М.: Дело, 1992. – 704 с..

2. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. – 477 с.

3. Система государственного и муниципального управления : учеб. для бакалавров / Ю. Б. Миндлин [и др.] ; под общ. ред. Ю. Н. Шедько ; Финансовая ун-т при Правительстве РФ. ‑ Москва : Юрайт, 2013. ‑ 570 с.

4. Соловьев, А.И. Политология : полит. теория, полит. технологии : учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. ‑ 2-е изд., перераб. и доп. ‑ Москва : Аспект Пресс, 2010. ‑ 574 с.

5. Фахрутдинова, А.З. Разработка управленческого решения : учеб. пособие для студентов по специальности 080504.65 - Гос. и муницип. упр. / А. З. Фахрутдинова ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, Сиб. ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2012. ‑ 210 с.

 


 


Просмотров 1569

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!