![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Технологии законодательного процесса
Разработка и принятие законов как разновидности управленческих предложений предполагают наличие определенных фаз и стадий в деятельности законодательных органов, которые закреплены в специальных законах и регламентах. При этом в бикамералистских режимах (при двухпалатном парламенте) функции и полномочия верхних и нижних палат парламента разделяются. В частности, нижняя палата принимает, а верхняя утверждает принятые законы. Законотворческий процесс начинается с разработки предложений (идеи, концепции, законопроектов) различными участниками социальных отношений (правительством, общественными организациями и т.д.) и их внесения в нижнюю палату законодательного органа. При этом право законодательной инициативы может реализовываться как в форме законодательного предложения, так и в форме разработки уже готового законопроекта. Например, правительство чаще всего вносит перечни важнейших законопроектов, сопровождая свои законодательные инициативы аналитической работой по проектам, деятельностью межведомственных комиссий. Дальнейшее продвижение проектов происходит в форме их обсуждения в профильных (и смежных) комитетах парламента, рабочих группах, оценки узкими специалистами (в форме экспертизы) с привлечением консультативно-общественных органов. Если возникает спор, какому комитету отдать преимущество в обсуждении законопроекта, то вопрос решается голосованием всей палаты. В свою очередь парламентский комитет отправляет данный документ в соответствующее правительственное ведомство для параллельной экспертизы. Таким образом, правительство и парламент на этой стадии работают совместно и параллельно. При этом в парламенте работа часто ведется и в подкомитетах, исследующих отдельные аспекты законопроекта. Содержательное обсуждение законопроектов может предполагать проведение открытых парламентских слушаний с привлечением представителей со стороны заинтересованных групп и структур, общественных организаций, независимых экспертов и даже международных организаций. Характер законопроекта или же ход его обсуждения может выдвинуть его и в сферу публичных дискуссий с привлечением СМИ. Вместе с тем часть законопроектов в силу своей секретности обсуждается только за закрытыми дверями. После предварительных обсуждений законопроект выносится на пленарное заседание парламента. Всего предусмотрено трехкратное обсуждение: первое чтение закона предполагает его концептуальный анализ и вынесение решения относительно того, нужен данный закон вообще или нет, второе чтение — рассмотрение документа по существу, который выносится на рассмотрение с различными дополнениями, иллюстративным материалом, таблицами, предложениями и поправками, и вынесение решения об отклонении или принятии закона, третье чтение — редакционная, стилистическая правка отдельных статей закона.
48 Прогнозирование как технол. механизм принятия гос решений.Прогнозирование – это обоснованное предвидение развития ситуации. В процессе государственного управления складываются условия, когда факторы неопределенности и неуправляемости препятствуют разработке перспективных государственных планов, программ; тогда прогнозирование приобретает особую значимость, в определенной мере заменяя и планирование, и программирование. Прогнозы могут классифицироваться как долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные прогнозы необходимы - наметить основной курс предприятия на длительный период, поэтому именно на них акцентируется основное внимание менеджеров высшего звена. Краткосрочные прогнозы используются для разработки безотлагательных стратегий. Осмысление того, что аппарат прогнозирования оперирует данными, порожденными естественными событиями, приводит к определению следующих пяти этапов в процессе прогнозирования: 1.Сбор данных (предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны) 2. Редукция или уплотнение данных (часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования). 3. Построение модели и ее оценка (состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза). 4. Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз) предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена.
![]() |