Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Формирование показателей качества продукции



 

Цель работы: научиться формировать единичные показатели качества промышленной продукции, ознакомиться с основными методами определения весомости показателей качества.

Вся промышленная продукция подразделяется на две большие подгруппы по принципу «расходности» и «не расходности». Классификация промышленной продукции представлена на рисунке 6.1.

 

Рисунок 6.1 – Классификация промышленной продукции

 

Первая группа объединяет продукцию, расходуемую при использовании, вторая – продукцию, расходующую свой ресурс. К первой группе относятся три подгруппы: сырье и природное топливо; материалы и продукты; расходные изделия. Ко второй группе относятся две подгруппы: неремонтируемые и ремонтируемые изделия.

В свою очередь, к первой подгруппе первой группы относятся все полезные ископаемые, жидкое, твердое и газообразное топливо, естественные строительные материалы, драгоценные минералы, лекарственные растения, сырьевые продукты пчеловодства, животноводства, рыболовства и т. д.

Во вторую подгруппу включают искусственное топливо, различные химические продукты, материалы для текстильной и легкой промышленности, материалы для строительной индустрии, лесоматериалы, электро- и радиотехнические материалы, медицинские препараты, пищевые продукты и т. д.

К третьей подгруппе относят аптекарские и парфюмерно-косметические товары в промышленной упаковке, банки консервов, жидкое топливо в бочках, баллоны с газами, проволоку и кабели в катушках и в бобинах.

В первую подгруппу второй группы изделий включают электровакуумные и полупроводниковые приборы, резисторы, конденсаторы, болты, гайки, подшипники, кирпичи, керамические плитки и т.д. Ко второй ее подгруппе относят: технологическое оборудование различных отраслей промышленности, автоматизированные линии, сельскохозяйственные машины, измерительные приборы, электронные приборы, бытовые приборы и аппараты, швейные и трикотажные изделия, мебель и т.д.

Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции и услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности (Международный словарь «ИСО 8402-86. Качество. Словарь»).

Каждый показатель качества является количественной характеристикой одного из свойств объекта, должен отражать способность этого объекта удовлетворять общественные потребности в конкретных условиях.

Показатели качества делятся на единичные и комплексные. Единичные показатели относятся к одному из свойств продукции, определяющих качество, а комплексные – сразу к нескольким.



Показатели качества делятся на следующие группы:

1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции (услуг), определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливающие область ее применения.

2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

3. Показатели технологичности характеризуют совокупность свойств конструкции изделия, которая определяет ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и ремонте для заданных показателей качества продукции, объема ее выпуска и условий выполнения работ.

4. Показатели унификации характеризуют степень использования в продукции стандартизованных изделий и уровень унификации составных частей изделий.

5. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции, они важны для определения ее конкурентоспособности.

6. Эргономические показатели характеризуют систему «человек - изделие» (или «человек - машина») с позиций человека, как бы дают ей «человеческое измерение», и учитывают комплекс гигиенических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах.

Гигиенические показатели определяют соответствие изделия гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека. Сюда относят показатели уровней освещенности, температуры, влажности, давления и т. д.

7. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения.

Показатели информационной выразительности определяет способность изделия выражать своей формой эстетическое представление и культурные нормы, сложившие­ся в обществе. В эту подгруппу входят показатели знаковости, оригинальности; стилевого соответствия, соответст­вия моде.



Показатели целостности композиции определяют единство частей и целого, эффективность использования профессионально-художественных средств для создания полноценного композиционного решения, органичную взаимосвязь элементов формы изделия и его согласован­ность с ансамблем других изделий.

8. Показатели транспортабельности характеризуют свойства продукции к перемещениям в пространстве, не сопровождающимся ее использованием или потреблением.

К показателям транспортабельности относятся:

- средняя трудоемкость подготовки единицы продук­ции к транспортированию;

- средняя стоимость упаковки продукции;

- средняя стоимость перевозки единицы продукции на один км пути;

- средняя продолжительность разгрузки продукции и т.д.

9. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при потреблении продукции или ее эксплуатации.

10. Показатели безопасности характеризуют свойства продукции, обусловливающие безопасность человека при потреблении или использовании продукции.

К этой группе относят:

- вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени;

- время срабатывания защитных устройств, сопротивления изоляции токоведущих частей.

11. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции.

Показатели качества имеют размерность или могут быть безразмерными. Количественной характеристикой показателя качества является их размер, который нужно отличать от значения – выражения размера в определенных единицах. Качественной характеристикой показателя каче­ства является размерность. Если показатель качества является безразмерным, то количественной характеристикой – балл. Значения показателей качества могут быть как абсо­лютными, так и относительными. Абсолютные значения имеют размерность, а относительные – безразмерные.

В зависимости от конкретных ус­ловий та или иная группа показателей качества бывает важней, весомей других. Например, чаще всего показатели назначения считают наиболее важными. Но могут быть иные ситуации. Для ответа на вопрос, во сколько раз и на­сколько один показатель важнее другого, используют экс­пертные и аналитические методы определения коэффици­ента весомости gi.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!