Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные особенности северного крестьянского дома



Промыслово-охотничьи постройки

Промыслово-охотничий стан являлся типичной в прошлом Постройкой Северной России и Сибири, был неразрывно связан с хозяйственной деятельность крестьян их бытом, культурой. Они стояли, чуть ли не у каждого лесного озера, на реках и в непроходимых лесах.

Промыслово-охотничий стан самая далекая от деревни постройка. В архитектуре этих таежных ансамблей не имеет даже намека на декор, но гармонично сливаясь с окружающей средой, они оставляют неизгладимое впечатление.

Бескрайние просторы северных лесов издавна делились на промысловые угодья – урочища имевшие свои названия и своих постоянных пользователей. Владели угодьями охотники ближайших волостей, и передавали по наследству. Угодья были удалены от деревень на десятки и сотни верст. Еще летом, обычно на лодках, сюда завозили нужную снасть и провизию. Поэтому станы чаще всего располагали на берегу озер или рек, а иногда и вдалеке от водных дорог в глухих лесах. Но всегда стан располагали на «веселом» месте, чтоб душе и глазу было приятно. Иногда охотничьи станы скрывали от посторонних глаз, чтоб никто не позарился на трофеи промысловиков.

В Сибири промыслово-охотничьи станы называют - зимовьями, хотя используют их только поздней осенью и ранней зимой.

Охотничья тропа, на которой охотник расставлял свои ловушки, на Севере называется – путик. Малый путик рассчитан на один дневной переход, на нем ставился один стан (В Карелии он называется - станок). Большой путик можно обойти только за несколько дневных переходов, на нем ставилось несколько станков.

Охотничий стан включал в себя: избушку, лаву и амбарчик (лабаз).

Избушка представляет собой маленькую клеть крытую обычно двухскатной кровлей. Внутри избы ставили черную печь – камелек, поднятую на срубе, скамья и нары. В стены избы вбиты деревянные тычки для одежды и снасти. На двух тычках положена полка для посуды, под самым потолком укреплены две жерди для сушки одежды и сырых шкур.

Для промысловых избушек кроме обычного способа рубки углов «в обло» использовался так называемый на севере способ сопряжения венцов «пахтой» (Избушка охотничьего стана на Лешозере, Карелия). Рубка «пахтой» похожа на рубку «в реж», но отличается тем, что промежутки между бревен заполняются более тонкими бревнами - вершинами срубленных деревьев. Концы тонких бревен затесывались под углом с обеих сторон и заводились в такие же пазы вырубленные в сопрягаемых больших бревнах. Такой способ сокращал время на возведения сруба и снижал расход материала.



Сверху сруба накат из кругляка утепленный слоем муравейника, на нем толстое бревно на которое укладывается коневая слега, на которую укладывают кровлю из толстых плах. Кровля промысловых избушек не имеет традиционного конька, один ее скат перекрывает другой.

Кроме двери, сделанной из плах, для связью с внешним миром, служило волоковое окно, которое выполняло еще и роль дымника.

Следующий элемент охотничьего стана - лава, это охотничий гарнитур, состоящий из стола и двух лавок. Лава представляет собой клетку сложенную из бревен, поверх которой уложены две плахи образующие стол, бревна клетки играют роль скамеек. Размер лав зависит от назначения стана, в охотничьих станах их длина не более 1,5-2 метра, в сенокосных и рыбацких станах до 4-5 метров.

Третий элемент охотничьего стана – амбарчик-лабаз предназначенный для хранения припасов: продуктов, пушнины, дичи. Для сохранности припасов от грызунов и хищников, сруб амбарчика ставили на столбах высотой 2-3 метра. Сруб амбары делали из тонких бревен или колотых плах, высота клети не превышала одного метра. Крылись лабазы чаще односкатной кровлей, реже двухскатной. Попадали в лабазы через дверку расположенную на фасаде или через лаз в полу. Чаще всего лабазы ставили на одном столбе, реже на двух, и совсем редко на трех.



Лабазы на двух, трех и даже четырех столбах позволяют значительно увеличить клеть для хранения припасов. Такие амбары характерны для стойбищ кочевых народностей Севера - хантов, манси и ненцев. Во время летних кочевок с оленями они хранят в них меховые покрытия чумов и зимнюю одежду.

Основные особенности северного крестьянского дома.

Крестьянское жилище прошло длинный путь развития, постепенно совершенствуясь, приспосабливаясь к суровым природным условиям края и нуждам крестьянской семьи. По свидетельству различных документов, северно–русский тип дома–комплекса окончательно сформировался в конце XVII – начале XVIII вв. и впоследствии преобладал на территории Карелии в целом и в Заонежье в частности.

Главным отличием дома–комплекса всегда являлось то, что в нем под одной кровлей объединялись и жилые помещения, и хозяйственная часть – «службы», где располагались двор с хлевами и сарай с сеновалом. Компактное размещение под одной крышей жилых и подсобных помещений значительно облегчало жизнь человека и ведение хозяйства.

Крестьянский дом, как правило, ставился без фундамента, под углы строения подводились крупные валуны, а пространство между нижним венцом и почвой заполнялось булыжником, сложенным «насухо», т.е. без связующего раствора. Стены рубились из сосновых бревен. Крыша чаще сооружалась без гвоздей, «по курицам и потокам». Кровля состояла из двух слоев досок, между которыми, для лучшей защиты от дождевой воды, укладывались берестяные пластины («скала). Также с целью защиты строения от влаги края крыши выносились далеко от стен – они поддерживались специальными выпусками верхних бревен сруба, которые называются «помочи».



Типичной особенностью северного дома являлось сооружение высокого подклета – так называют нижнюю часть сруба, характерно наличие высокого крыльца или внутренней лестницы, а также большого количества окон. Долгое время в таких домах было только одно жилое помещение – изба.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Планировка домов была различной, но наиболее распространенными являлись три основных типа: «брус», «глаголь» и «кошель». В доме типа «брус» жилая и хозяйственная части стоят друг за другом по горизонтальной оси, дом вытянут в длину и покрыт высокой симметричной двускатной крышей. Дома, построенные «глаголем», в плане напоминают букву «Г»: их хозяйственная часть примыкает к жилью с двух сторон («охватом»), располагаясь вдоль бокового и заднего фасадов. И жилая, и хозяйственная часть дома перекрыты общей асимметричней крышей. Такая крыша характерна и для домов типа «кошель». Однако расположение жилой и хозяйственной частей в нем несколько иное: они ставятся параллельно и вплотную друг к другу, образуя в плане квадрат. Для большей прочности эти два независимых сруба скреплены деревянными стяжками – «замками».

Украшая жилище, крестьянин через декор, через его формы и образы пытался осмыслить свою связь с окружающим миром — и реальным, и вымышленным, сказочным, стремился найти свое место в мире, полноправно утвердиться в нем. Разнообразные и зачастую весьма сложные растительные орнаменты, символические знаки и изображения, фантастические и реалистические образы, населяющие архитектурно-художественное убранство традиционного сельского дома, способствовали гармоничному воссоединению жилища с окружающим лесом, рекой, полем, сверкающим в небе солнцем, звездами, со сказочными персонажами, обитающими, по представлениям селян, и на земле и в небе.

Кроме чисто художественной, символической и охранительной функций декоративное убранство традиционного крестьянского жилища формировало собою новый масштабный строй в общей структуре дома, внося в его композицию архитектурно-художественные детали, соразмерные с естественными природными элементами, что также способствовало визуальному сближению жилища с окружающей его средой.

Сегодня становится все более очевидным, что невнимание к вопросам формирования декоративного убранства современного сельского дома оборачивается серьезными потерями в деле создания полноценного архитектурно-художественного облика села в единстве с окружающей природой. В подавляющем большинстве даже самых удачных в архитектурном отношении современных усадебных домов интересные и своеобразные силуэтные решения, убедительное общее построение их композиционной структуры не поддержаны тонкой и художественно выразительной проработкой основных архитектурно-конструктивных элементов. Не ощущается в этих постройках и того обостренного «чувства детали», которое характерно для народного жилого зодчества и всегда было присуще именно сельскому дому.

Из жилой архитектуры современного села практически ушло уважение к архитектурной детали, желание и умение скрупулезно доводить, подробно и вдумчиво прорабатывать каждую мелочь, каждый конкретный элемент конструкции и декора. Да и, пожалуй, в убранстве сельского дома не может быть мелочей — любой, даже самый малозначительный на первый взгляд элемент его отделки должен «работать» на общий композиционный замысел, на основную, ведущую архитектурную идею — идею удобного, прочного и красивого жилища, не отделимого от природной среды.

 


Просмотров 1183

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!