![]() Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Западно-Европейское средневековое храмовое зодчество. Религиозная символика архитектурных форм
Романский стиль В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий - готическая - возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер.
Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.
Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.
Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.
В 962 году Оттоном I была основана "Священная Римская империя германской нации", но это политическое объединение носило недостаточно прочный характер. В условиях междоусобиц, войн, слухи о предстоящем "конце света", распространявшиеся перед 1000 годом, отрицательно сказывались на различных сторонах общественно-политической и экономической жизни. Но этот "роковой рубеж" был пройден, и началось интенсивное строительство. Автор исторической хроники тех лет Рауль Глабер писал: "Приблизительно через три года после 1000 года были отстроены заново базилики почти во всем мире... Можно сказать, что весь мир единодушно сбросил древнее рубище, чтобы облечься в белоснежные одежды церквей". Большое строительство обусловливалось необходимостью восстановить сооружения после иноземных вторжений, сделать их более вместительными для приема увеличившегося притока паломников, а также заменой деревянных сгораемых перекрытий каменными сводами. Применение сводов требовало усиления стен. их большей массивности. Когда мы говорим о шедеврах древнего зодчества, нельзя не вспомнить о потоке архитектурного искусства — готике. Многие считают, что сам термин «готика» появился в Средние века, но это не так. Он был введен в эпоху Возрождения для обобщения всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». В первых годах XIX века, после рождения в искусстве термина «романский стиль», обозначились некоторые хронологические рамки Готики. Её разделили на три временные ветви: ранняя, зрелая, поздняя. Основное место в готической архитектуре занимают религиозные постройки — соборы. Готический собор представляет собой слияние множества шедевров. Именно здесь соединяются непостижимое архитектурное мастерство, грандиозные произведения скульптуры и великолепие живописи. Стремящиеся ввысь колонны и шпили, украшенные резными каменными кружевами, будто теряются в небесах, поглощенные дымкой облаков. Гигантские размеры фасада создают ощущение космического пространства. Острость, тонкость и грациозность форм придают постройке особенную легкость и воздушность. Силуэт здания будто готов оторваться от земли и воспарить. Все это великолепие дополнено «каменной библией». Каменные изваяния святых рисуют нам картины библейских историй. Кроме библейских героев, фасад здания украшен мифическими существами. Особенно частым украшением служили мрачные фигуры горгулий. Скульптура — неотъемлемая часть готического искусства. Четкие и реалистичные черты фигур сливаются с великолепными узорами, создавая неделимый неподражаемый ансамбль. Скульптура готики, в отличии от скульптуры романского периода, не подчинена плоскости стен собора и обрамлениям. Она пишет самостоятельные картины и в то же время является архитектурной частью собора. На фигурах ярко выражена игра света и тени, что оживляет стены собора, придавая им фантастические очертания. Резко развивается монументальная пластика. А скульптура поздней готики ощутило влияние итальянского искусства. Особенными и самыми прекрасными украшениями соборов служили витражи. Великолепие этих произведений живописи бесспорно. Переливающиеся всеми цветами радуги, сверкающие под светом солнца они играют роль драгоценных камней. «Роза» — так называют большое круглое окно в центре собора. Название подобрано не случайно. Нежными лепестками служит круговой узор, исходящий из центра окна. Конечно стекло «розы» являет собой бесподобное сочетание сверкающих красок. Секрет долговечной яркости и сияния витражных окон не разгадан до сих пор, что окутывает их легкой таинственной дымкой. Основа здания строится из прямоугольных ячеек, называемых травями. Трави ограниченны четырьмя столбами и арками, вместе с арками-нервюрами образующие остов крестового свода, который в свою очередь заполняется небольшими легкими сводами. Вообще готическая архитектура стала развиваться на основе бургундского стиля. Готическая архитектура характерно отличается от романской. Округлые формы сменились на более строгие и заостренные. Самая характерная черта готического искусства — все элементы здания должны подчеркивать вертикаль. Родиной готической архитектуры считается Франция. Первой готической постройкой стала церковь при монастыре Сен-Дени. Она была построена по проекту аббата Сугерия. Именно эта церковь приобрела великолепный грациозный готический вид и стала не похожа на романские «крепости Божьи». Воздушность здания достигнута, так как при ее постройке были убраны все лишние опоры и внутренние стены. А самая известная на сегодняшний день французская готическая постройка — собор Парижской Богоматери. Из Франции готический стиль ворвался в Англию и в Германию. А после распространилась по множеству католических стран Европы. Но основную роль в истории готической архитектуры сыграли именно Франция, Англия и Германия. Готика Франции поражает своей роскошью. Англия признала ее национальным стилем, со временем дополняя, но не изменяя основных принципов. Немецкая готическая архитектура не уступает ни на шаг готике Франции. Она шикарна и легка. Прекрасным тому примером является Кёльнский собор — один из самых крупных красивых готических соборов мира.
Символика: · Крест в плане – символ поклонения Иисусу Христу. · Центральный неф – корабль спасения (ковчег) · Верхний свет из окон центрального нефа – божественный свет (призван завораживать прихожан) · Росписи на стенах – сюжеты из библии (немая проповедь) · Трехчастное деление главного фасада как по вертикали, так и по горизонтали – триединство Бога. · Массивные стены романского стиля – защита. · Легкость готики – небесная благодать. · Храм всегда выше общей застройки, всегда доминанта – величие Бога и церкви, а так же связь с небом. · Пламенеющая готика – порыв души в небеса. · Витражи – возможность проникновения света Господнего в храм и «немая проповедь» в одном.
![]() |