Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Оборотные активы, экономическое назначение и классификация



 

Оборотные активы – это активы, которые служат или погашаются в течение 12 месяцев, либо в течение нормального операционного цикла организации (если он превышает 1 год). Многие оборотные активы используются одномоментно при отпуске их в производство (например, сырье и материалы). Оборотные активы являются одной из двух групп активов организации (вторая – внеоборотные активы). Соответственно, один из двух разделов Актива бухгалтерского баланса имеет название "Оборотные активы". Оборотные активы еще называют текущими активами.

Преобладающую часть оборотных производственных фондов составляют предметы труда - сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и горючее, тара и тарные материалы. Кроме того, к оборотным производственным фондам относятся и некоторые орудия труда - инструменты, специальные приспособления, сменное оборудование, инвентарь, запасные части для текущего ремонта, специальная одежда и обувь. Эти орудия труда функционируют менее года или имеют ограничения по стоимости. Лимиты стоимости средств в обороте периодически изменяются, что связано с проводимыми переоценками основных фондов и периодом их приобретения.

По видам оборотные активы можно подразделить:

· оборотные производственные активы. К ним относятся сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и др., а также незавершенное производство и расходы будущих периодов;

· оборотные активы в обращении. Это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные (дебиторская задолженность) а также денежные средства в кассе и на счетах.

По степени ликвидности выделяют:

· абсолютно ликвидные активы. К ним относятся оборотные активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа: денежные средства;

· высоколиквидные активы. Характеризуют группу активов, которые могут быть быстро обращены в денежные средства (как правило, в течение месяца), без ощутимых потерь своей рыночной стоимости: краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность;

· среднеликвидные активы. К этому виду относятся оборотные активы, которые могут быть конвертированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев: дебиторская задолженность (кроме краткосрочной), запасы готовой продукции;



· слаболиквидные активы. К ним относятся оборотные активы предприятия, которые могут быть обращены в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше): запасы сырья и полуфабрикатов, незавершенное производство;

· неликвидные активы. Активы, которые самостоятельно не могут быть обращены в денежные средства. Они могут быть реализованы лишь в составе имущественного комплекса: безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.

По характеру финансовых источников формирования:

· валовые оборотные активы. Характеризуют общий объем оборотных активов, сформированный за счет собственного и заемного капитала;

· чистые оборотные активы. Это оборотные активы, которые сформированы за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Рассчитывается как разница между оборотными активами и краткосрочными пассивами:

ЧОА = ОА - КФО,

Где ЧОА - чистые оборотные активы; А - оборотные активы; КФО - краткосрочные текущие финансовые обязательства.

· собственные оборотные активы. Характеризуют ту часть оборотных активов, которые сформированы за счет собственного капитала. Для расчета необходимо из величины чистых оборотных активов вычесть долгосрочный заемный капитал, направленный на формирование оборотных активов:

СОА = ЧОА - ДЗК; или СОА= ОА - ДЗК - КФО,

Где СОА - сумма собственных оборотных активов предприятия;

ДЗК - долгосрочный заемный капитал.

Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств, то суммы собственных и чистых оборотных активов совпадают.

По характеру участия в операционном процессе:

· оборотные активы, обслуживающие производственный цикл: сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция;



· оборотные активы, обслуживающие финансовый цикл: денежные средства, дебиторская задолженность.

По периоду функционирования оборотных активов

· постоянные оборотные активы. Представляет собой неизменную часть оборотных активов, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности, т.е. является неснижаемым минимумом оборотных активов для поддержания операционного цикла;

· переменные оборотные активы. Это варьирующая часть оборотных активов, которая связана с возрастанием производства и реализации продукции, необходимостью формирования запасов сезонного хранения, долгосрочного завоза, целевого назначения.

Раздел II "Оборотные активы" состоит:

- из материальных оборотных средств. Материальными оборотными средствами признаются объекты, использование которых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла либо в течение относительно короткого времени, как правило, не более года: сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, животные на выращивании и откорме, незавершенное производство (продукция (работы), не прошедшая все стадии (фазы), предусмотренные технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки), готовая продукция, предназначенная для реализации, т.е. находящаяся на складе или отгруженная покупателям;

- денежных средств, образующихся из остатков наличных денег в кассе предприятия, на расчетных, валютных и других счетах в банках;

- краткосрочных финансовых вложений. Краткосрочные финансовые вложения - вложения предприятия на срок не более года в доходные активы (акции, облигации и другие ценные бумаги) других предприятий, денежные средства на срочных депозитных счетах банков, процентные облигации государственных и местных займов, являющиеся наиболее легко реализуемыми активами;

- средств в расчетах. Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других предприятий или лиц данного предприятия. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей закупленную на данном предприятии продукцию, задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и проч.;

- прочих оборотных активов. Оборотные активы предприятия непрерывно участвуют в процессе производства и реализации продукции. Они совершают непрерывный кругооборот, при этом средства переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно, принимая последовательно форму фондов обращения (готовая продукция, товары отгруженные, денежные средства, дебиторская задолженность и средства в прочих расчетах) и оборотных производственных фондов (сырье, топливо, материалы, тара).

В оборотные активы согласно Приказу Минфина России N 66н входят: запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства, прочие внеоборотные активы, т.е. практически то же самое. Скажем так: ранее статьи, входящие в баланс, были более детализированными. То же касается пассивной стороны баланса. В пассиве баланса отражают источники образования хозяйственных средств предприятия и их целевое использование. Пассив баланса состоит из трех разделов: разд. III "Капитал и резервы", разд. IV "Долгосрочные обязательства", разд. V "Краткосрочные обязательства".

 

Бизнес-план предприятия, подготовка и составление

 

Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.

Содержание бизнес-плана

В бизнес-плане отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты.

1. Обзорный раздел (резюме)

Резюме должно содержать:

– цель проекта;

– краткое описание компании;

– краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов с акцентом на положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи;

– объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;

– основные финансовые показатели, характеризующие эффективность проекта;

– предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств;

– номера и даты получения патентов и сертификатов;

– факты, подтверждающие надежность деятельности предприятия, юридические и экономические гарантии.

2. Описание предприятия:

– основные виды деятельности и характер компании; профиль компании (производство, торговля или сфера услуг);

– стадия развития данного бизнеса;

– цели предприятия и его организационно-правовая форма;

– что и как компания намерена предлагать своим клиентам;

– основные технико-экономические показатели предприятия за прошлые пять лет;

– нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;

– показатели конкурентоспособности товаров и предприятий по конкретным рынкам и периодам;

– отличия данного предприятия от других компаний.

3. Описание продукции или услуг:

– физическое описание продукции или услуг;

– описание возможностей их использования;

– привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг, их новизна;

– степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;

– список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).

4. Анализ рынка и маркетинговая стратегия.

Цель анализа рынка — разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара

Анализ рынка содержит:

определение спроса и емкости рынка;

анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;

результаты исследования рынка;

прогнозы объемов продаж;

описание маркетинговой стратегии данной компании (стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т. д.).

5. Производственный план

Основной производственный план содержит:

общий подход к организации производства;

необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;

технологические процессы на производстве;

необходимое оборудование и его мощность.

требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).

6. График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из этапов.

7. Управление и организация. Управление предприятием включает:

описание основных участников предприятия;

организационная схема компании, порядок подбора, подготовки и оплаты труда сотрудников.

Организация реализации бизнес-плана предусматривает:

разработку, согласование и утверждение программы реализации стратегических планов;

организацию учета и контроля выполнения планов;

мотивацию выполнения планов в установленные сроки, требуемого качества и с намеченными затратами;

регулирование процесса реализации стратегических планов при появлении изменений во внешней и внутренней среде предприятия.

8. Финансовый план. В финансовый план должны включаться:

– прогноз объемов реализации;

– баланс денежных расходов и поступлений;

– финансовый бюджет предприятия;

– прогнозный баланс;

– операционный бюджет предприятия;

– управление ценными бумагами, рисками, страхованием;

– основные показатели эффективности проекта (срок окупаемости, чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности, рентабельность).

9. Оценка рисков

Ответ на вопрос, как минимизировать риски и возможные потери от них, должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

10. Приложение

В данный раздел включаются документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане, например, биографии управленческого персонала, результаты исследования рынка, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, план производственных площадей, договоры, гарантийные письма.

 

Рабочие документы аудитора

 

Рабочие документы аудитора — это материалы, подготавливаемые аудитором и для

аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.

Аудиторская организация должна оформлять все сведения, которые важны для подтверждения аудиторского мнения, что проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Требования к рабочим документам установлены Федеральным правилом (стандартом) № 2 «Документирование аудита», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696 [19].

Рабочие документы используются в следующих случаях:

  • при планировании;
  • осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
  • для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых с целью подтверждения мнения аудитора.

Аудитор вправе, руководствуясь своим профессиональным мнением, определять объем рабочих документов по каждой конкретной аудиторской проверке.

При этом необходимо учитывать, что форма и содержание рабочих документов определяются:

  • характером аудиторского задания;
  • требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению;
  • характером, сложностью деятельности аудируемого лица;
  • характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
  • необходимостью давать указания аудиторскому персоналу, осуществлять за ними контроль, проверять выполненную ими работу;
  • конкретными методами и приемами, применяемыми в процессе проведения аудита.

Аудиторская организация может разрабатывать типовые рабочие документы. Их оформляют на бумажных, электронных носителях или в любой другой форме хранения информации. В рабочих документах необходимо отразить информацию: о наименовании аудируемого лица; периоде и времени проверки; лице, которое проводило аудиторские процедуры; а также лице, осуществляющем контроль (например, им может быть руководитель аудиторской проверки). Эти документы должны также включать в себя: описание бизнеса клиента, планирования аудита; предварительную оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, подтверждение этой оценки в ходе аудита; оценку аудиторского риска, существенности; методы отбора и построения аудиторской выборки; выполненные тесты средств контроля; процедуры проверок по существу; результаты и выводы аудитора по проверке; другая информация, необходимая для подтверждения выводов аудитора.

При проведении согласованного аудита некоторые файлы (папки) рабочих документов могут быть отнесены к постоянным или текущим файлам. В постоянном файле содержится информация, раскрывающая особенность деятельности аудируемого лица, которая обновляется по мере поступления новой информации. В данный файл включаются копии устава, свидетельства о государственной регистрации, лицензий и другая аналогичная информация. В текущий файл входит информация, относящаяся к аудиту отдельного периода.

Внутренние рабочие документы хранятся в аудиторской организации и, как правило, не предоставляются аудируемому лицу, за исключением случаев, согласованных с аудитором. На практике это могут быть официальные ответы на консультации по вопросам клиента и копии внешних запросов, проводимых аудитором с согласия клиента.

Аудиторской организацией должна быть обеспечена конфиденциальность и сохранность рабочих документов (не менее пяти лет).

Рабочие документы являются собственностью аудитора. По усмотрению аудитора они могут быть представлены аудируемому лицу, однако не могут служить заменой бухгалтерских записей

 

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!