Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Комплексная оценка эффективности и потенциала предприятия



Практическое занятие (8) к теме 22

 

22.1 - Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия.

Важное место в системе комплексного экономического анализа занимает оценка хозяйственной деятельности, представляющая собой обобщающий вывод о результатах деятельности на основе качественного и количественного анализа хозяйственных процессов, отражаемых системой показателей. Оценка деятельности объекта проводится на первом этапе комплексного экономического анализа, когда определяются основные направления аналитической работы (предварительная оценка), и на заключительном этапе, когда подводятся итоги анализа (окончательная оценка). Окончательная оценка является важным информационным источником для обоснования и принятия оптимального управленческого решения в конкретной ситуации.

В условиях рыночной экономики существенно возрос интерес участников экономического процесса к объективной и достоверной информации о финансовом состоянии и деловой активности предприятия. Все субъекты рыночных отношений - собственники (акционеры), инвесторы, банки, биржи, поставщики, покупатели, заказчики, страховые компании, рекламные агентства заинтересованы в однозначной оценке конкурентоспособности и надежности своих партнеров. Такую оценку можно получить различными методами и с использованием различных критериев. Широко известен, например, метод бальных оценок (метод рейтинговой оценки).

Составными этапами методики комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются:

- сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период времени;

- обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния предприятия, и их классификация;

- расчет итогового показателя рейтинговой оценки;

- классификация (ранжирование) предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансовой и производственной деятельности предприятия, т.е. хозяйственной деятельности в целом. При ее построении используются данные о производственном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном наборе показателей. Поэтому выбор и обоснование исходных показателей деятельности должны осуществляться согласно достижениям теории финансов предприятия, исходить из целей оценки, потребностей субъектов управления в аналитической оценке. В табл.22.1 приведен примерный набор исходных показателей для общей сравнительной оценки.



 

Таблица 22.1

Система исходных показателей для рейтинговой оценки

по данным публичной отчетности

I группа Показатели оценки прибыльности хозяйственной деятельности 1. Общая рентабельность предприятия – общая прибыль на 1 руб. активов. 2. Чистая прибыль предприятия – чистая прибыль на 1 руб. активов. 3. Рентабельность собственного капитала – чистая прибыль на 1 руб. собственного капитала (средств). 4. Общая рентабельность к производственным фондам – общая прибыль к средней величине основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях.
II группа Показатели оценки эффективности управления 1. Чистая прибыль на 1 руб. объема реализации продукции. 2. Прибыль от реализации продукции на 1 руб. объема реализации продукции. 3. Прибыль от всей реализации на 1 руб. объема реализации продукции.
  4. Общая прибыль на 1 руб. объема реализации продукции.
III группа Показатели оценки деловой активности 1. Отдача всех активов – выручка от реализации продукции на 1 руб. активов. 2. Отдача основных фондов – выручка от реализации продукции на 1 руб. основных фондов. 3. Оборачиваемость оборотных фондов – выручка от реализации продукции на 1 руб. оборотных средств. 4. Оборачиваемость запасов – выручка от реализации продукции на 1 руб. запасов. 5. Оборачиваемость дебиторской задолженности – выручка от реализации продукции на 1 руб. дебиторской задолженности. 6. Оборачиваемость банковских активов – выручка от реализации на 1 руб. банковских активов. 7. Отдача собственного капитала –выручка от реализации на 1 руб. собственного капитала.
IY группа Показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости 1. Текущий коэффициент ликвидности – оборотные средства на 1 руб. срочных обязательств. 2. Критический коэффициент ликвидности – денежные средства, расчеты и прочие активы на 1 руб. срочных обязательств. 3. Индекс постоянного актива – основные фонды и прочие внеоборотные активы к собственным средствам. 4. Коэффициент автономии – собственные средства на 1 руб. к валюте баланса. 5. Обеспеченность запасов (или всех оборотных активов) собственными оборотными средствами – собственные оборотные средства на 1 руб. запасов (оборотных активов).

Использование публичной отчетности предприятий делает оценку массовой, позволяет контролировать изменения в финансовом состоянии предприятия всеми участниками экономического процесса, дает возможность оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки.



Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в четыре группы.

В первую группу включены наиболее обобщенные и важные показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности предприятия. В общем случае показатели рентабельности предприятия представляют собой отношение прибыли к тем или иным средствам (имуществу) предприятия, участвующим в получении прибыли. Поэтому полагается, что наиболее важными для сравнительной оценки являются показатели рентабельности, исчисленные по отношению чистой прибыли ко всему имуществу или к величине собственных средств предприятия.

Во вторую группу включены показатели оценки эффективности управления предприятием. Рассматриваются наиболее общие 4-е показателя. Эффективность управления определяется отношением прибыли ко всему обороту предприятия - выручке от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость. При этом используются показатели:

- прибыль от всей реализации,

- прибыль от реализации продукции,

- чистая прибыль,

- общая (балансовая) прибыль.

В третью группу включены показатели оценки деловой активности предприятия. Отдача всех активов (всего капитала) предприятия определяется отношением выручки от реализации продукции к валюте баланса. Отдача основных фондов исчисляется отношением выручки от реализации продукции к стоимости основных средств и нематериальных активов.

Оборачиваемость оборотных фондов (количество оборотов) рассчитывается отношением выручки от реализации продукции к стоимости оборотных средств.

Оборачиваемость запасов определяется отношением выручки от реализации продукции к стоимости запасов.

Оборачиваемость дебиторской задолженности исчисляется отношением выручки от реализации продукции к общей сумме дебиторской (краткосрочной и долгосрочной) задолженности.

Оборачиваемость банковских активов определяется отношением выручки от реализации продукции к сумме наличности, невостребованной выплаты за проданные товары, авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, полученных чеков, ценных бумаг, неучтенных срочных займов и других краткосрочных финансовых вложений.

Отдача собственного капитала рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции к величине источников собственных средств.

В четвертую группу включены показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости предприятия. Текущий коэффициент ликвидности (покрытия) определяется отношением суммы оборотных активов к сумме срочных обязательств. критический коэффициент ликвидности исчисляется отношением суммы денежных средств и дебиторской задолженности к сумме срочных обязательств.

Индекс постоянного актива определяется отношением стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов к источникам собственных средств.

Коэффициент автономии (финансовой независимости) предприятия рассчитывается отношением суммы собственных средств к валюте балансов.

Обеспеченность запасов и затрат собственными оборотными средствами исчисляется отношением суммы собственных оборотных средств к стоимости запасов. При характеристике рыночной устойчивости акционерных компаний полезно использовать такие относительные показатели, как чистая прибыль на 1 акцию, дивиденды на 1 акцию, дивиденды на 1 акцию к рыночному курсу акций и др.

Среди исходных показателей оценки имеются итоговые, результатные показатели, характеризующие объем продукции, прибыль за отчетный период. Вместе с тем показатели баланса имеют одномоментный характер, т.е. исчислены на начало и конец отчетного периода. Поскольку все исходные показатели в табл.1 являются относительными, то возникает необходимость методологического обоснования порядка их расчета. При этом не имеет смысла осуществлять расчет этих показателей на начало периода, потому что данные о прибыли и объеме продаж имеются только за текущий отчетный период. Поэтому данные показатели рассчитываются либо на конец периода (года), либо к усредненным значениям статей баланса (сумма данных на начало и конец периодов, деленная на 2).

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки финансового состояния предприятия являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения как бы является самый удачливый конкурент, у которого все показатели наилучшие.

Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель стремится к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

Если субъектов рыночных отношений интересуют только вполне определенные объекты хозяйственной деятельности (например, потенциального инвестора могут интересовать показатели работы только сахарных заводов или кондитерских фабрик, или стекольных заводов и т.д.), то эталонное предприятие формируется из совокупности однотипных объектов. Однако в большинстве случаев эталонное предприятие может формироваться из показателей работы объектов, принадлежащих различным отраслям деятельности. Это не является препятствием к применению метода оценки, потому что финансовые показатели сопоставимы и для разнородных объектов хозяйствования.

В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может быть представлен в виде последовательности следующих действий:

1. Исходные данные представляются в виде матрицы (αij), т.е. таблицы, где по строкам записаны номера показателей (i=1,2,3,...,n), а по столбцам - номера предприятий (j=1,2,3,...,m).

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (m+1).

3. Исходные показатели матрицы αij стандартизируются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

, (22.1)

где хij - стандартизированные показатели финансового состояния i-го предприятия.

4. Для каждого анализируемого предприятия значение его рейтинговой оценки определяется по формуле:

, (22.2)

где Rj - рейтинговая оценка для j-го предприятия;

x1j, x2j, …, xnj - стандартизированные показатели j-го анализируемого предприятия.

5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг имеет предприятие с минимальным значением сравнительной оценки, полученной по формуле (22.2). Для применения данного алгоритма на практике никаких ограничений на количество сравниваемых показателей и предприятий не накладываются.

Изложенный алгоритм получения рейтинговой оценки финансового состояния предприятия может применяться для сравнения предприятий на дату составления баланса (по данным на конец периода) или в динамике.

В первом случае исходные показатели, вошедшие в табл.22.1, рассчитываются по данным баланса и финансовой отчетности на конец периода. Соответственно, и рейтинг предприятия определяется на конец периода.

Во втором случаем исходные показатели табл.22.1 рассчитываются как темповые коэффициенты роста: данные на конец периода делятся на значение соответствующего показателя на начало периода либо среднее значение показателя отчетного периода делится на среднее значение соответствующего показателя предыдущего периода (или другой базы сравнения).

Таким образом, получаем не только оценку текущего финансового состояния предприятия на определенную дату, но и оценку его усилий и способностей по изменению этого состояния в динамике, на перспективу. Такая оценка является надежным измерителем роста конкурентоспособности предприятия в данной отрасли деятельности. Она также определяет более эффективный уровень использования производственных и финансовых ресурсов.

Возможно включение в табл.22.1 одновременно как моментных, так и темповых показателей (т.е. удвоение количества исходных показателей), что позволяет получить обобщенную рейтинговую оценку, характеризующую как состояние, так и динамику деятельности предприятия.

Данные табл.22.1 могут быть расширены за счет включения в нее дополнительных показателей из справок, представляемых предприятиями в банки и налоговые инспекции, из форм статистической отчетности и из других источников. Особенностью предлагаемой системы показателей является то, что все они имеют одинаковую направленность. Это означает, что чем выше уровень показателя или чем выше его темп роста, тем лучше финансовое состояние оцениваемого предприятия. Поэтому при расширении предлагаемой системы за счет включения в нее новых показателей необходимо не нарушать это требование.

Алгоритм получения рейтинговой оценки также может быть модифицирован. Вместо формулы (22.2) можно использовать одну из нижеследующих формул:

, (22.3)

, (22.4)

, (22.5)

где K1, K2, …, Kn - весовые коэффициенты показателей, назначаемые экспертом.

Формула (22.3) определяет рейтинговую оценку для j-го анализируемого предприятия по максимальному удалению от начала координат. В упрощенном понимании это значит, что наивысший рейтинг имеет предприятие, у которого суммарный результат по всем однонаправленным показателям выше, чем у остальных.

Формула (22.4) является модификацией формулы (22.3). Она учитывает значимость показателей, определяемых экспертным путем. Необходимость введения весовых коэффициентов для отдельных показателей появляется при дифференциации оценки в соответствии с потребностями пользователей.

Формула (22.5) является аналогичной модификацией формулы (22.2). Она учитывает значимость отдельных разнонаправленных показателей при расчете рейтинговой оценки по отношению к предприятию-эталону.

Достоинства предлагаемой методики рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия:

- во-первых, предлагаемая методика базируется на комплексном, многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как финансовое состояние предприятия;

- во-вторых, рейтинговая оценка финансового состояния предприятия осуществляется на основе данных публичной отчетности предприятия. Для ее получения используются важнейшие показатели финансового состояния, применяемые на практике в рыночной экономике;

- в-третьих, рейтинговая оценка является сравнительной. Она учитывает реальные достижения всех конкурентов;

- в-четвертых, для получения рейтинговой оценки используется гибкий вычислительный алгоритм, реализующий возможности математической модели сравнительной комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, прошедшей широкую апробацию на практике.

Пример № 1: к рейтинговой оценке предприятий.

Определить рейтинг предприятий по имеющимся исходным данным их хозяйственно-экономической деятельности:

Таблица 22.2

Показатели (i) Предприятие (j)
m+1
7 / 0,7 6 / 0,67 2 / 0,22 5 / 0,71 4 / 0,5 3 / 0,5 9 / 1 4 / 0,4 9 / 1 3 / 0,33 6 / 0,85 2 / 0,25 5 / 1 7 / 0,78 5 / 0,5 8 / 0,89 2 / 0,22 7 / 1 3 / 0,38 4 / 0,57 1 / 0,1 10 / 1 7 / 0,78 9 / 1 2 / 0,28 5 / 0,63 4 / 0,57 3 / 0,33 2 / 0,2 5 / 0,56 3 / 0,33 6 / 0,85 8 / 1 3 / 0,5 2 / 0,22
Рейтинг предприятия 1,18 1,20 1,44 1,12 1,47  
Место предприятия  

Решение:

Для первого предприятия:

;

Для второго предприятия:

;

Для третьего предприятия:

;

Для четвертого предприятия:

;

Для пятого предприятия:

.

Критерий отбора – минимальное значение рейтинга.

Итак,

на первом месте – предприятие 4 (рейтинг 1,12);

на втором месте – предприятие 1 (рейтинг 1,18);

на третьем месте – предприятие 2 (рейтинг 1,20);

на четвертом месте – предприятие 3 (рейтинг 1,44);

на пятом месте – предприятие 5 (рейтинг 1,47).

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!