Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Герой нашего времени XXI века



В этой работе я хотела бы обратиться к роману Сергея Шаргунова «1993. Семейный портрет на фоне горящего дома». По словам писателя Захара Прилепина , Сергею Шаргунову «..удалось вернуть в литературу простого человека», «..ведь сегодня и в книгах, и в кино действуют другие люди – мерчендайзеры, журналисты, политтехнологи.. Существуют только те, кто концентрирует и продает воздух. И совсем исчезли рабочие, крестьяне..» [ 5, с.4]. Сам Шаргунов говорит о том, что его «роман – это.. в первую очередь семейный роман, история о рабочем аварийки, электрике, бывшем электронщике, и его жене, которая в ой же аварийке сидит на телефоне» [14,с. 6].

Основное повествование романа обрамляется рассказом о майских событиях 2012 года на Болотной площади в Москве, после которых герой, молодой человек Петр Брянцев, попадает в Матросскую тишину. Далее разворачивается основное повествование, рассказывающее о трагических событиях 1993 года.

Автор стремится показать, как влияет эпоха экономических и политических кризисов, эпоха смутного времени в истории новой России на русского человека.

Главный герой романа, Виктор Брянцев, мечется между семьей и желанием принять участие в бурлящих событиях. Война не только на улицах Москвы, она и в семье Брянцевых. Виктор становится защитником Дома Советов, призывает людей идти брать Останкино, его жена из чувства обиды, принимает сторону ельцинистов. Герой в трагические дни 1993 года стремится быть с народом, и ищет бессмертия уже не для себя, а для своей Родины, своего дела, которое продолжит его внук. Однако герой - человек уходящего прошлого, его характер формировался в послевоенные годы, поэтому закономерен финал романа: Виктор, участвуя в стычке со сторонниками Ельцина, умирает от инсульта. Ему на смену приходит герой новой России – его внук, Петр, который является участником событий на Болотной площади 2012 года. Однако эти события не одной величины. Шаргунов (сам участник событий на Болотной площади), говоря о русском либерализме в интервью, данном им газете «Аргументы недели», обращает внимание на то, что «сегодня российская оппозиция не имеет ничего общего с интересами русского народа». Петр Брянцев считает, что дед жил в более интересное время, однако сам он словно чувствует фальшивость чувств, приведших людей на митинг. Впервые он слышит разговоры о митингах в «кабаке на Никитском бульваре», куда приходит с девушкой, и понимает, что никому из присутствующих «политика.. не нужна, для всех она просто обаятельное украшение» [18, с.328].



Виктор и Петр Брянцевы – это два поколения одной семьи, одной страны. Это герои своих эпох, в то же время их образам присущи типологические черты героя времени, сложившиеся в литературе XIX и XX веков, однако эти черты - желание защитить, сострадать, поиск своего пути и пути России - вытекают из русского сознания, мышления, мировоззрения народа в целом.

Андрей Рундалев в статье «Пароль: «Девяносто третий», опубликованной в «Литературной газете», говорит о том, что Виктор Брянцев «…идет, прислушиваясь ко всем, к людскому многоголосному морю в поисках своего бессмертия, но находит в итоге инсульт, как и та прежняя страна, которая окончательно погибла тогда на улицах Москвы» [14,с. 6].Таким образом, герой Виктор Брянцев - герой времени старой, уходящей в прошлое советской России.

Название роман «1993» имеет подзаголовок «Семейный портрет на фоне горящего дома», где горящий дом – это образ России , оказавшейся на переломе эпох.



 

 

Заключение

Проблема героя своего времени была одной из самых ост­рых в литературе XIX века. Все крупные писатели, так или иначе, пытались определить, какого человека порождает время, кто является выразителем наиболее прогрессивных течений общественной мысли. Разумеется, с течением времени меняется и представление о его герое. Русский романтизм противопостав­лял безликой массе человека героического, старающегося ра­зорвать путы порабощения, вырваться из неволи. Развитие реалистического метода позволило писателям создать образы героев, чьи характеры сформировались под непосредственным влиянием среды и, как следствие этого, выразили свою эпоху.

Герои времени начала XIX века не знают, что им делать и отгораживаются от общества. В конце XIX появляются герои, которые не удовлетворены жизнью, отстранены от общественной деятельности, отвергнуты обществом, они переживают личную драму душевной ненужности.

И Онегин, и Печорин, и Базаров — эгоистичные, активные, целеустремленные герои. Они мыслят и страдают, сохраняют при всех переменах верность самому себе, своей неповторимой индивидуальности. Презирая праздное существование, они не находят путей и возможностей свободно, творчески противостоять ему.

Герои XX века характеризуется сильным сформировавшимся характером, они являются символами мужества, стойкости и отваги. Это люди с непоколебимыми принципами, которые могут повести за собой, стать в преддверии светлого будущего, указать путь другим, таков Павел Власов, Зубр, Виктор Брянцев.

В конце XX – начале XXI века образ героя времени подвергается изменению, очертания героя XXI века, пока весьма туманные, представляют образ, который ни в коем случае не стоит ставить в пример кому-либо. Выразителем времени в этот переломный момент истории становится личность, утратившая почву, семью, религию, культуру.

Однако есть и общие черты, присущие героям времени разных веков. Они герои своих эпох, герои, в полном смысле этого слова, потому что не испугались открыто противопоставить себя обществу. В то же время их образам присущи типологические черты героя времени, сложившиеся в литературе XIX и XX веков: желание защитить, сострадать, поиск своего пути и пути России, которые вытекают из русского сознания, мышления, мировоззрения народа в целом.

Герои XXI века во многом схожи с героями первой половины XIX века, они также осознают бездуховность мира, в котором живут, его омертвение. Однако в героях XIX -XX века была одна существенная черта: они несли в себе зерно будущего в отличие от безымянного героя А.Цветкова из рассказа «Герой рабочего класса».

Несложно заметить, что герои русской литературы конца XX – начала XXI века продолжают стремительно деградировать в плане принципов и морали. И это говорит нам о том, что необходимо посредством литературного образа, дать людям новый идеал, идею и цель.

Таким образом, смена героя в литературе, вызванная социальными и идеологическими причинами, наступлением новой исторической эпохи, - явление неизбежное.

Каждая эпоха порождает нового героя, и задача настоящего писателя – разглядеть такого персонажа и правдиво изобразить его в художественном произведении. Основная причина того, что писатели на протяжении вот уже двух столетий обращаются к поиску героя времени, в том, что авторы считают своим долгом показать образец достойного человека, способного смотреть сквозь время, видеть достойную цель, способного жить долгое время в читательском сознании нации.

 

 

Список литературы

1. Белокурова С.П., Друговейко-Должанская С.В. Нравственный потенциал русской прозы. [Текст].- М.: Просвещение, 2014.-199 с.

2. Большакова А.Ю. Русская литература на рубеже XX – XXI веков: новые приоритеты [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/3/Bolshakova_Russian_Literature/

3. Бондаренко В. Двадцать лет спустя… [Электронный ресурс]/ В. Бондаренко // Завтра.- 2013.- № 40. – Режим доступа: http://zavtra.ru/content/view/dvadtsat-let-spustya-2

4. Браже Т.Г. Изучение в школе романа А.М.Горького «Мать». [Текст].- Л.: Просвещение, 1980.-122с.

5. Воронцов А. «Маленькие люди», задушившие большую литературу[Текст] /А.Воронцов//Литературная газета. – 2009.- № 11.

6. Гинзбург Л. О психологической прозе [Текст]. - М.: Правда,1972.- 149 с.

7. Гранин Д. Зубр[Текст]. - М.: ЭКСМО, 2004.- 765 с.

8. Журавлева А, Некрасов В. Проблема героя [Электронный ресурс]/ А.Журавлева. В.Некрасов.- Режим доступа: philol.msu.ru›~istlit/books/Zhuravleva_byloe/

9. Коровина В.Я. . Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1. / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010. – 318 с.

10. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени [Текст] . - М.: Советская Россия, 1990.-199 с.

11. Милованова О.О., Книгин И.А. Русская литературная критика XIX века[Текст].- М.: Лицей, 2003. -270 с.

12. ПироговЛ.Про зайцев, Сеня, это неактуально… [Текст]/Л.Пирогов//Литературная газета.- 2013.- №.33-34.

13. Пушкин А.С. Евгений Онегин: Роман в стихах ; Драмы» [Текст] .-М.: АСТ; Харьков:Фолио,2001.-317 с.- (Мировая классика).

14. Рудалев А. Пароль: «Девяносто третий»[Текст] /А.Рудалев//Литературная газета.-2013.-№33-34.

15. Тургенев И.С. Отцы и дети [Текст].- М.: Детская литература , 1975.- 348 с.

16. Цветков А. Герой рабочего класса [электронный ресурс]/А.Цветков.- Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/1998/8/

17. Чупринин С. Русская литература сегодня: Жизнь по понятиям[Текст] /C. Чупринин.-М.:Время,2007. -768 с.

18. Шаргунов С. 1993. Семейный портрет на фоне горящего дома [Текст]/С.Шаргунов.- М.:АСТ, 2013.- 570 с.

 

 


Просмотров 2601

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!