Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






В конце ХIХ — начале ХХ века (до 1917 года)



В начале ХХ века в России в результате общественно-педагогического движения был разработан проект введения всеобщего начального обучения. Министерство просвещения представило этот проект на рассмотрение во второй Государственной думе (1907 год) и в третьей Государственной думе (1911 год). Но закон о введение всеобщего обучения в России до 1917 года так и не был принят.

Система учебных заведений России этого периода:

• Приготовительные классы и домашнее воспитание до 8-9- летнего возраста.

• Мужские гимназии (7-8 лет обучения) — давали право продолжить обучение в университете (4 года обучения).

• Реальные училища, коммерческие училища, кадетский корпус (7-8 лет обучения) — давали возможность продолжить образование в высших технических, экономических, сельскохозяйственных учебных заведениях (4-5 лет обучения).

• Женские гимназии (7-8 лет обучения), женские прогимназии (4 года) — давали возможность получить педагогическое образование в восьмом педагогическом классе гимназии.

• Институт благородных девиц (8 лет обучения).

• Епархиальные училища (7-8 лет обучения).

• Высшие женские курсы (4-5 лет обучения) — давали образование выпускницам женских гимназий и др. учебных заведений.

• Двухклассные училища (5 лет обучения) — давали возможность продолжить обучение в учительских семинариях и институтах (4 и 3 года обучения).

• Начальные училища: земские, министерские, церковно-приходские (3-4 года обучения) — давали возможность продолжить обучение в высших начальных училищах, ремесленных и сельскохозяйственных училищах (3-4 года обучения).

• Духовные училища (4 года обучения) — давали возможность продолжить обучение в духовных семинариях (4-6 лет), что в дальнейшем открывало путь некоторым выпускникам в духовную академию.

Таким образом, система образования в России сохраняла сословный характер; отсутствовала преемственность между начальными школами и гимназиями. Параллельно светским школам существовала и развивалась система конфессиональных образовательных учреждений, что свидетельствует о двойственном характере системы образования. Закон Божий оставался обязательным предметом во всех типах школ.

Россия значительно отставала по уровню грамотности среди населения от развитых западноевропейских стран. Пензенская губерния в темпах развития народного образования по причинам преобладания крестьянского населения и значительного количества нерусского населения отставала от средних показателей по России. Так, в 1865 году в Пензенской губернии на тысячу жителей было всего 6 учеников, а в России в 1856 году на тысячу жителей приходилось 7 учеников. По переписи 1897 года только 19% населения Пензенской губернии было грамотным. Этот же показатель в Петербургской губернии составлял 62%, Московской — 49%, Ярославской — 40%, Саратовской — 31, Самарской — 29%.



В русской педагогике этого периода отражались противоречия между традиционной официальной позицией воспитания в духе «самодержавия, православия и народности» и подходами, которые строились с учетом западноевропейских образцов.

Отличительными чертами русской педагогики были:

• гуманистическая направленность и демократизм,

• уважительное отношение к личности ребенка,

• отрицательное отношение к сословной школе.

Развитие науки о человеке и результаты реформаторских западноевропейских педагогических течений позволили сформулировать важное положение о необходимости комплексного изучения ребёнка.

В отечественной педагогике был выдвинут целый ряд педагогических концепций.

Концепция свободного воспитания обоснована в работах Вентцеля К.Н., Шацкого С.Т. и др. Они сформулировали принципы самоценности личности ребёнка, природосообразности и индивидуального подхода. Важным условием реализации концепции свободного воспитания рассматривалась свобода, понимавшаяся как запрет на целенаправленное воздействие на личность с целью формирования её по заданному образцу. Цель учебно-воспитательного процесса — создание условий для естественного развития природных сил и дарований ребёнка.

Наиболее сложным вопросом в этой концепции были проблемы соотношения внутренней и внешней свободы личности, определения границ индивидуальной свободы, авторитета во всех его проявлениях, необходимости свободы как условия детского творчества. Принцип самоценности личности ребёнка обусловил организацию воспитательного процесса согласно детскому мироощущению и создание для ребёнка атмосферы тепла, любви и защищенности. Принципы природосообразности и индивидуального подхода позволили обеспечить развитие личности сообразно с её внутренней сущностью.



Принцип учёта социальной среды позволил решать проблемы социализации ребёнка, предполагая необходимость помощи детям в их адаптации к условиям конкретной социальной среды. С.Т.Шацкий, создавая временные выездные детские организации, пытался хотя бы временно изолировать детей от среды, но, убедившись, что это невозможно, пришёл к мысли о педагогизации среды обитания ребёнка.

Экспериментальное направление в отечественной педагогике реализовывалось Бехтеревым В.М., Нечаевым А.П., Лазурским А.Ф., которые обосновали экспериментально - психологический метод изучения ребенка. Сначала в лабораторных условиях, потом в условиях педагогического процесса школы изучались развитие психических функций ребенка и характер их проявления в обучающей среде.

Антропологическое направление, начало которому положил К.Д.Ушинский, продолжал развивать П.Ф.Каптерев. Он резко высказался против политизации школы, за что был отстранён от участия в преобразовании школы после Революции 1917 года. Но, тем не менее, еще в конце прошлого века западные педагоги признали высокий уровень постановки и разработки проблем семейного воспитания Каптеревым. В 1913 году он подготовил первый съезд по вопросам семейного воспитания. Он разработал теорию обучения детей в семье, теорию наглядного обучения, предложил пути интенсификации процесса обучения, поддерживал идею исследовательского подхода в обучении, развивающего у ребёнка самостоятельность мышления.

Проблемы воспитания человека в духе христианско-православной антропологии рассматривали Н.А.Бердяев, С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, Н.А.Лосский, И.А.Ильин и др.

Значительный вклад в развитие отечественной педагогики внесли В.П.Вахтеров, П.Ф.Лесгафт и др.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Какие учебные заведения входили в систему образования России в конце XIX – начале ХХ вв.?

2. Как проходила подготовка и обсуждение вопроса о введении обязательного начального обучения в конце XIX – начале ХХ века в России?

3. Дайте характеристику педагогических концепций в отечественном образовании конца XIX – начале ХХ вв. (концепция свободного воспитания, экспериментальное направление, антропологическое направление).

4. Изложите и проанализируйте педагогические идеи П. Ф. Каптерева.

ТЕМА №17


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!