Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Последовательность выполнения работы. На выполнение лабораторной работы отводится 3 академических часа, в том числе: подготовка – 1 час; просмотр – 1 час; опрос – 1 час



На выполнение лабораторной работы отводится 3 академических часа, в том числе: подготовка – 1 час; просмотр – 1 час; опрос – 1 час.

3.4.1 Подготовка к работе и входной контроль

Студенты выполняют конспект теоретической части, формули-руют ответы на общие вопросы по теме.

Вопросы для входного контроля:

1. Объясните взаимосвязь между использованием человечеством хлорфторуглеродов и разрушением озонового слоя стратосферы, а также обсудите опасность, которую представляет для людей разрушение озонового слоя.

2. Разъясните механизм парникового эффекта и перечислите основ-ные причины его возникновения.

3. Опишите наиболее вероятные последствия глобального изме-нения климата и меры, которые могут быть предприняты для замедле­ния темпов этого изменения.

 

 

4. Почему для эффективного снижения опасности изменения климата потребуется международное сотрудничество?

5. Каковы основные преимущества и недостатки устойчивой мировой экономики? Выступаете ли Вы за постепенный переход к такой системе?

3.4.2 Просмотр видеофильма «Только одна атмосфера»

3.4.3 Итоговый тестовый опрос и обсуждение результатов

3.4.3.1 Заполните пропуски:

1. Химические соединения, вызывающие разрушение озонового слоя, следующие: ________________.

2. Озоновый слой имеет большое значение для жизни на Земле, так как он поглощает большую часть ____________ до того, как она достигнет поверхности Земли.

3. Злокачественная меланома и саркома – формы __________, которые проявляются все чаще в результате разрушения озонового слоя.

4. Двуокись углерода, метан, хлорфторуглероды и озон известны как __________________.

5. Первым проявлением парникового эффекта будет __________.

6. Основное коммерческое название одного из хлорфторуглеродов, запрещенного в США, ____________________.

7. Дыры в озоновом слое впервые были обнаружены над _________________.

8. Экстремально низкие температуры в полярных регионах ____

________________ темпы разрушения озона хлорфторуглеродами.

9. ______________ полярных льдов является одним из вероятных последствий глобального потепления. Это приведет к ______________.

3.4.3.2 Выберите правильный ответ

1. В настоящее время ученые считают, что разрушение озонового слоя вызвано:

а) возросшим ультрафиолетовым излучением Солнца;

б) хлорфторуглеродами и галогенами;

в) двуокисью углерода и метаном;

г) «зимними вихрями» над Южным полюсом;



д) правильными являются несколько вариантов.

2. Ученые озабочены истончением озонового слоя в арктическом регионе, так как:

а) в Арктике используется наибольшее количество хлорфторугле-родов, а также других газов;

б) в Северном полушарии живет больше людей;

в) предусматривается промышленное развитие арктического региона;

г) разрушение озонового слоя в этом регионе вызвано теми же причинами, что и над Южным полюсом,

д) правильными являются несколько вариантов.

3. Некоторые развивающиеся страны не собираются немедленно отказываться от использования хлорфторуглеродов, так как:

а) не считают потерю озонового слоя серьезной проблемой;

б) производят наибольшее количество хлорфторуглеродов в мире;

в) не применяют их в настоящее время;

г) химические заменители хлорфторуглеродов стоят дороже.

4. Темпы роста и параметры глобального потепления, являющегося следствием парникового эффекта:

а) не поддаются влиянию человека;

б) можно остановить, если незамедлительно принять меры;

в) могут быть полностью спрогнозированы с помощью компью-терных моделей;

г) уже вышли из-под контроля.

5. По оценкам ученых, средняя температура на Земле начиная с I980 года:

а) повысилась на 30 %;

б) выросла на 1,1 оС;

в) явно определяется парниковым эффектом;

г) возможно, зависела от парникового эффекта;

д) правильными являются несколько вариантов.

6. Что из перечисленного не может быть следствием удвоения концентрации двуокиси углерода?

а) большее количество осадков (дождей) над территорией России;

б) более частые и интенсивные бури;

в) более жаркие и сухие летние месяцы в США;

г) быстрое естественное расширение лесных массивов;

д) частые затопления многих прибрежных районов.

7. Ученые проверяют точность климатических моделей путем:



а) исследования возможности воссоздать какое-либо климатическое изменение, имевшее место в прошлом, данные о котором имеются;

б) исследования точности составляемых ими прогнозов погоды;

в) использования их для прогнозирования удвоения концентраций двуокиси углерода;

г) сопоставления своих прогнозов с прогнозами лучших метео- рологов.

8. Парниковый эффект представляет опасность для решения про-довольственной проблемы, так как:

а) продовольствие будет портиться быстрее при более высоких температурах;

б) некоторые рисоводческие районы будут затоплены вследствие повышения уровня моря;

в) может сократиться урожай кукурузы, так как при повышении температуры не происходит опыления;

г) сельское хозяйство многих стран определяется климатом;

д) правильными являются несколько вариантов.

9. Если урожаи кукурузы в США сократятся из-за высоких летних температур, то:

а) нехватка кукурузы будет без труда возмещена Канадой;

б) пострадают лишь некоторые страны, так как кукуруза не является основной зерновой культурой;

в) голод в первую очередь будет ощущаться в США;

г) пострадают многие страны, так как кукуруза является для них основной зерновой культурой;

д) американские фермеры быстро перейдут на выращивание других культур.

10. Климатолог Стивен Шнайдер отмечает, что после ледникового периода потребовалось I0 тыс. лет, чтобы на Земле восстановилась современная температура. Аналогичное повышение температуры, вероятно, произойдет:

а) за 500 лет;

б) к 2000 году;

в) примерно за 1000 лет;

г) в ближайшие I00 лет.

11. Облака осложняют прогнозирование процесса глобального потепления, так как:

а) ученые не понимают, как облака воздействуют сегодня на температуру Земли;

б) различные типы облаков либо усиливают, либо ослабляют парниковый эффект;

в) ученые предполагают, что в связи с потеплением климата количество облаков уменьшится;

г) ученые связывают увеличение облачности с потеплением климата;

д) правильными являются несколько вариантов.

12. Если мир в настоящее время обеспокоится проблемой глобального потепления, можно будет:

а) решить эту проблему и сохранить климат Земли неизменным;

б) замедлить темпы потепления и выиграть время для корректи-ровки этого процесса;

в) только отсрочить дату катастрофического изменения климата;

г) сберечь средства за счет принятия необходимых мер уже сегодня;

д) продолжать использовать имеющиеся источники энергии.

13. Необходимость международных усилий для решения проблем, вызванных процессом глобального потепления очевидна, так как:

а) многие страны, вероятно, выиграют от перемены климата;

б) страны, несущие основную вину за этот процесс, не могут самостоятельно решить эту проблему;

в) все страны практически в равной степени выбрасывают «парниковые» газы в атмосферу;

г) более бедным странам потребуется помощь в освоении новых технологий;

д) развитые страны будут вынуждены серьезно взяться за решение этой проблемы.

14. Значительное глобальное потепление выразится:

а) в уничтожении лесов в тропической зоне;

б) увеличении количества осадков;

в) снижении уровня моря;

г) изменении характера осадков во многих районах мира.

15. Доля «парниковых» газов в атмосфере может быть уменьшена:

а) за счет сокращения количества сжигаемого ископаемого топлива;

б) сокращения темпов роста населения;

в) расширения лесных площадей;

г) предотвращения утечки фреонов из холодильников и конди-ционеров;

д) правильными являются несколько вариантов.

16. Галогены – это химические вещества, применяемые:

а) в производстве упаковочных материалов из пенопласта;

б) огнетушителях;

в) бытовых строительных материалах;

г) производстве удобрений;

д) текстильной промышленности.

17. Наиболее вероятная причина появления озоновой дыры над Антарктикой заключается:

а) в изолированности этого региона от человеческой деятельности;

б) низких температурах и наличии кристаллического льда;

в) воздействии магнитного поля;

г) выбросах пестицидов в Южном полушарии;

д) загрязнении воздуха в Бразилии и Аргентине.

18. Можно ли определить содержание двуокиси углерода в воз­духе 10 тыс. лет назад с помощью:

а) изучения темпов роста коралловых рифов;

б) анализа содержания карбоната кальция в месторождениях полезных ископаемых;

в) анализа содержания двуокиси углерода в пузырьках газа в полярных льдах;

г) радиоуглеродного анализа морских ископаемых соответству­ющего возраста;

д) анализа количества углерода, обнаруженного в глубоковод­ных океанических осадках.

19. Основная проблема, связываемая с парниковым эффектом:

а) определение величины прогнозируемого увеличения температуры;

б) определение относительной скорости изменения температуры;

в) осознание людьми неспособности влиять на климат;

г) вымирание организмов, подверженных воздействию темпера-турных изменений;

д) нарушение экологической сукцессии.

20. В каком из указанных регионов, по прогнозам, сделанным с помощью климатических моделей, ожидается улучшение условий для выращивания культур, вызванное парниковым эффектом?

а) в Африке;

б) Бразилии;

в) Китае;

г) России;

д) Центральной части Северной Америки.

3.4.3.3 Вопросы для общего обсуждения:

1. Какие товары повседневного спроса, которые Вы покупаете или регулярно используете, содержат хлорфторуглероды или подразу­мевают их применение в процессе изготовления?

2. Согласны ли Вы установить показатели своего термостата на 15…18 оС в зимние месяцы для того, чтобы уменьшить объем выбросов двуокиси углерода в атмосферу?

3. При производстве электроэнергии на атомных электростан­циях не происходит выбросов «парниковых» газов в атмосферу. Считаете ли Вы, что необходимо заменить электростанции, использующие ископаемое топливо, атомными электростанциями или альтернативными источ-никами энергии?

4. Объясните, как ученые используют компьютерные климати­ческие модели для оценки риска перемены климата.

5. Назовите, какие неточности или недостатки имеются в сов­ременных компьютерных моделях климата Земли.

6. Cогласны ли Вы со следующим утверждением: споры вокруг процесса глобального потепления сводятся к обсуждению вопросов о масштабах и темпах данного процесса, а не о сроках его наступле­ния? Обоснуйте свой ответ.

7. Проблемы разрушения озонового слоя и глобального потеп­ления являются комплексными проблемами, которые только начали осознавать ученые. Объясните, почему первую проблему легче ре­шить, чем вторую.

8. Назовите пять мероприятий, которые необходимо провести, чтобы снизить риск изменения климата, и обсудите их актуальность.

9. Изложите основные требования Федерального Закона «Об охране окружающей среды 2002 г.», предъявляемые к природопользователям.

10. Почему для решения экологических проблем недостаточно даже самых «чистых» и самых совершенных средозащитных средств?

3.4.4 Итоговая оценка за лабораторную работу выставляется по нескольким критериям, при этом результаты выполненной работы суммируются. Краткий конспект теоретической части – 1 балл. Ответы на вопросы входного контроля – 1 балл. Тестовый опрос по фильму – 3 балла максимально. Участие в обсуждении общих вопросов – 1 балл.

Таким образом, максимальная оценка составляет 6 баллов.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ»

В деловой игре «Планирование и управление природопользованием» бригады студентов представляют собой Правительства различных государств.

Данная игра предполагает такое управление и международное сотрудничество, при котором сохранение или повышение уровня благосостояния народа страны не ухудшает благоприятное экологическое положение страны. Для этого нужно выбрать и расположить отрасли промышленности так, чтобы обеспечить ежегодные потребности населения страны в нужной продукции, учитывая при этом степень экологической вредности отрасли промышленности.

 

Цели работы

Закрепление, углубление и расширение знаний студентов в области международного сотрудничества по решению экологических проблем.

Развитие у студентов умения применять практические приемы взаимосвязи между промышленным производством и экологическими принципами.

Формирование навыков личной ответственности за экологическое равновесие окружающей среды.

 

Предмет и содержание работы

 

4.2.1 Теоретическая часть

Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем [2, С. 205–210]. Международные и национальные программы в решении экологических проблем. Перспективы международного сотрудничества [1, С. 550–558]. Антропогенные воздействия на биосферу. Основные виды загрязнения [1, С. 276–285]. Основные загрязняющие отрасли [1, С. 286–289]. Основные источники загрязнения [1, С. 289]. Последствия загрязнения окружающей среды [1, С. 374–384].

 

Описание деловой игры

Бригады студентов представляют собой правительства различных государств, которые заинтересованы в повышении уровня благосостояния своего народа и в сохранении экологии страны. Всем странам необходима продукция названных ниже отраслей промышленности, так как населению необходимы продукты питания (пищевая промышленность), обувь и одежда (легкая промышленность), дома и школы (строительная промышленность), электроэнергия (энергетика). Но ни дома, ни одежда, ни продукты не могут быть созданы без оборудования и машин (машиностроение), оборудование – без металла (черная металлургия), строительные материалы – без дерева (деревообрабатывающая промышленность).

Таким образом, все эти отрасли промышленности нужны и они должны функционировать. Но где их размещать? Где строить металлургические заводы и химические комбинаты, где сооружать гидро- и атомные электростанции, где строить фабрики и деревообрабатывающие комплексы? Все эти вопросы должны решить сами страны-участницы международного сообщества. При этом нужно учитывать следующие экологические нормативы (таблица 4.1).

 

Таблица 4.1 – Степень экологической вредности

Название отрасли промышленности Ущерб (% в год)
Черная металлургия Машиностроение Энергетическая промышленность Химическая промышленность Строительная промышленность Деревообрабатывающая промышленность Легкая промышленность Пищевая промышленность

 

В течение очередного года (один год длится 5 минут реального времени) правительство должно принять решение о том, каким образом оно будет поддерживать или повышать уровень благосостояния граждан, как оно будет заниматься сохранением экологии, будет ли оно размещать промышленные предприятия на своей территории или приобретать их продукцию у своих соседей и т.д.

При принятии решения нужно учитывать ежегодные потребности населения страны (в условных единицах) (таблица 4.2).


Таблица 4.2 – Ежегодные потребности населения страны, усл. ед.

Уровень благосостояния Продукция отраслей промышленности Итого
черная металургия машино-строи-тельная химическая энергетическая строительная дерево-обрабаты-вающая легкая пищевая
Высокий
Средний
Низкий

 

Чтобы обеспечить определенный уровень благосостояния населения страны, члены правительства должны принимать решения о размещении на своей территории промышленных предприятий той или иной отрасли или заключать международные соглашения с другими странами на поставку необходимой продукции.

Если страна решает разместить на своей территории какую-то отрасль промышленности, это означает, что она ежегодно выпускает продукцию этой отрасли промышленности в 3 раза больше, чем необходимо для нужд населения по высшему уровню благосостояния.

Запись учета продукции заносится в соответствующую ведомость (таблица 4.3).

Например, страна «Муравия» решила разместить на своей территории предприятия черной металлургии и машиностроения.

 

Таблица 4.3 – Ведомость учета продукции

Отрасли промышленности Произведено (приобретено) Израсходовано для обмена (нужд населения) Остаток
Черная металлургия 9 единиц -  
Машиностроение 9 единиц -  

В графе «Произведено (приобретено)» бригады записывают то количество продукции каждой отрасли промышленности (в условных единицах), которое страна сама производит (если эта отрасль промышленности размещена по решению правительства на территории этого государства) или обменяла с другой страной на свою продукцию.

В графе «Израсходовано для обмена (нужд населения)» записывается то количество продукции этой отрасли промышленности, которое потребовалось для обмена на необходимую продукцию с другими странами и пошло на нужды населения в соответствии с нормативом уровня благосостояния (этот уровень определяется решением правительства).

В графе «Остаток» записывается остаток продукции данной промышленности после каждого случая приобретения или расходования. Целесообразно вести две отдельные ведомости (по каждой отрасли промышленности).

Таким образом, страна «Муравия» полностью обеспечивает нужды своего населения продукцией черной металлургии и машиностроения, но ежегодно в этой стране ухудшается экологическая обстановка в соответствии с таблицей вредности на 17 % (на 10 % ухудшает экологическое состояние черная металлургия и на 7 % – машиностроение).

Соответствующая запись делается в экологическом бюллетене (таблица 4. 4).

 

Таблица 4.4 – Экологический бюллетень

Порядковый номер года   Исходное экологическое состояние Экологический ущерб (в%) Итоговое экологическое состояние
черная металургия машино-строи-тельная химическая энергетическая строительная дерево-обрабаты-вающая легкая пищевая
Первый                     -17
Второй                    

 

В графе «Исходное экологическое состояние» записывается первичный показатель – 0 (нуль), который обозначает нормальное экологическое состояние. В графе «Экологический ущерб» записываются проценты ущерба, который приносит соответствующая отрасль промышленности, которую государства размещают на своей территории. Затем эти проценты суммируются и определяется итоговое экологическое состояние. В случае с государством «Муравия» суммарный ущерб равен 17 % (10 % + 7 %). Результат записывается в графу «Итоговое экологическое состояние» и затем переносится на следующий год в графу «Исходное экологическое состояние», т.е. он характеризует экологическую обстановку в этом государстве в начале следующего года.

Государства могут улучшать экологическое состояние, остановив на год (или больший срок) выпуск продукции тех отраслей промышленности, которые расположены на их территории. В этом случае прироста продукции не происходит, но население обеспечивается этой продукцией хотя бы по минимуму, для чего предварительно делаются государственные запасы (или приобретаются у других государств).

Остановка выпуска продукции на один год восстанавливает экологию на количество процентов, равное ущербу, который приносит эта отрасль промышленности экологии. Например, остановка выпуска продукции черной металлургии на 1 год восстанавливает экологическую ситуацию на 10 %, а машиностроения – на 7 % и т.д. Государство может закрыть (ликвидировать) уже имеющуюся отрасль промышленности, если сделан достаточный государственный запас. О ликвидации отрасли промышленности ставится в известность международное содружество. В этом случае происходит разовое улучшение экологической обстановки в государстве в двойном размере от нормативного.

Игра заключается в том, что участники, работая в группах, принимают решения, ведут переговоры, подписывают контракты и т.д. Страны могут обмениваться имеющейся продукцией, но только той, которая производится соответствующими отраслями промышленности, расположенными на их территории. Каждый год они принимают решения, ведут ведомости учета продукции и экологический бюллетень. Предполагается цикл игры, равный пятилетнему плану.

4.3.1 Этапы проведения

4.3.1.1 Участники делятся на бригады. Задача каждой бригады, представляющей правительство одной из стран, – обеспечить страну производимой продукцией, нанося при этом минимальный вред экологической обстановке. Какую продукцию страна будет производить, а какую закупать, правительство решает в процессе выработки пятилетнего плана.

4.3.1.2 Проведение международного совещания

Правительства (бригады) проводят координацию продажи и запасов промышленных товаров и в соответствии с этим делают корректировку планов на первый год.

4.3.1.3 После обмена продукцией за 1 год подводятся итоги – заполняются «Ведомость учета продукции» и «Экологический бюллетень». Итоги обсуждаются в бригадах. Вырабатывается план на следующий год.

4.3.1.4 Проводятся международные переговоры по координации закупок (переговоры могут быть двусторонними, предварительными). После обмена информацией о международных закупках и выпуске промышленных товаров в отдельных отраслях подводятся итоги следующего года и вновь заполняются «Ведомость учета продукции» и «Экологический бюллетень». Цикл повторяется несколько раз.

4.3.1.5 После реализации пятилетнего плана подводятся окончательные итоги и руководителем заполняется итоговая ведомость

(таблица 4. 5).

 

Таблица 4.5 – Итоговая ведомость


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!