Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Последовательность выполнения работы. Лабораторная работа выполняется группой студентов в составе не более 2–3 человек



Лабораторная работа выполняется группой студентов в составе не более 2–3 человек. На выполнение работы отводится четыре академических часа, в том числе: подготовка – 1 час, выполнение – 2 часа, итоговый опрос – 1 час.

2.4.1 Подготовка к работе и входной контроль. Студенты выполняют конспект теоретической части, формулируют ответы на общие вопросы по теме.

Вопросы для входного контроля:

1. Понятие об экологической системе. Виды экосистем.

2. Антропогенное воздействие. Реальные и потенциальные опасности как последствия антропогенной деятельности.

3. Ккакие виды норм и нормативов относятся к производственно-хозяйственным;, какие – к санитарно-гигиеническим?

4. Для чего устанавливаются лимитирующие показатели вредности?

5. Для чего применяют экологические модели (экологическое моделирование и экологическое прогнозирование)?

6. Классификация вод.

7. Что такое мониторинг? Чем занимается служба мониторинга?

8. Основные методы очистки сточных вод.

9. Что понимается под лимитирующими факторами среды?

Затем изучают основные сведения о закономерностях функционирования экосистемы «Озеро».

2.4.2 Выполнение работы. При выборе параметров управления обучаемый должен усвоить основные закономерности экологической системы и учитывать складывающуюся ситуацию. Процесс управления экосистемой имеет циклический характер. В начале каждого цикла обучаемый оценивает по информации кадра дисплея:

- состояние озера, т.е. на текущую дату уровень воды в озере, концентрации ингредиентов в каждой из трёх зон;

- прогноз погоды на текущую декаду;

- оставшуюся в его распоряжении денежную сумму для расхода на перекачку воды и аэрацию.

После этого его задачей оказывается выбор:

- продолжительности очередного цикла (от 3 до 10 суток);

- мощности подкачки чистой воды и откачки загрязнений на каждые сутки очередного цикла (от 0 до 5000 на подкачку и от 0 до 5000 на откачку).

Ниже даются рекомендации для обоснованного выбора параметров управления.

2.4.2.1 Длительность цикла

Выбор большой длительности цикла не эффективен по ряду причин: невозможность воздействовать на систему до конца цикла, инерциальность системы в целом, изменения в метеоусловиях, декадность прогноза. Начинающему следует придерживаться выбора длительности цикла от 3 до 4 суток с выходом на первый день каждой декады.

2.4.2.2 Искусственная аэрация

Обучаемый должен понять, что растворенный в воде кислород как расходуется, так и пополняется ввиду нескольких причин.



Расход обусловлен разложением органики и водообменом с предприятиями: забирая воду, обогащенную кислородом, и сбрасывая воду без кислорода, предприятие уменьшает концентрацию кислорода в воде; чем больше в воде органики и выше температура, тем больше расходуется кислорода на её разложение.

Пополняется кислородом вода за счёт естественной и искусственной аэрации, а также за счет дождевой воды и подкачиваемой чистой воды. Однако есть и такой фактор: перекачка и сброс воды создают в озере течение от промышленной зоны через среднюю в культурную.

Вывод: концентрацию кислорода в промышленной зоне можно повышать за счёт перекачки чистой воды, тогда как в средней и культурной зонах это следует делать за счёт аэрации, причём аэрация в средней зоне должна быть выше, чем в культурной.

2.4.2.3 Подкачка и сброс воды

Концентрация органики растёт только за счёт сброса сточных вод предприятиями, а убывает за счёт деструкции (4 %) и разложения. Кроме того, концентрация органики изменяется вследствие перетока воды из одних зон в другие. Следует иметь в виду, что чем выше концентрация кислорода в воде, тем сильнее идёт разложение органики, а значит, увеличивается концентрация неорганики. Концентрацию неорганики можно понизить только проточностью воды.

2.4.3 Стратегия в процессе игры

Обычный игровой цикл состоит из последовательности обращений к режимам в таком порядке: «Состояние – Прогноз – Управление – Работа».

Общая задача игрока состоит в том, чтобы в течение первого месяца (июня) вывести озеро из запущенного состояния до уровня ПДК во всех зонах по каждому из трёх ингредиентов, а затем в течение второго месяца (июля) поддерживать качество воды в озере на уровне этих ПДК. Как решить эту задачу?



В начале каждого игрового цикла следует проанализировать текущие концентрации кислорода, органики, неорганики, получив все сведения с помощью режима «Состояние». Затем необходимо оценить прогноз погоды и прогноз деятельности предприятий (режим «Прогноз»). На основании проведенного анализа игрок должен выбрать параметры управления – величины Р, S, А1, А2, а также Т – количество суток очередного цикла. Эти величины вводят в режиме «Управление». Для набора значений используются клавиши управления курсором (стрелка влево, стрелка вправо, стрелка вниз, стрелка вверх). После нажатия клавиш (стрелка вниз, стрелка вверх) совершается переход от одной строки к другой (на каждой строке – свой параметр). Увеличение или уменьшение на 1 единицу каждого разряда числа производится нажатием клавиш: PageUp – увеличение в 10 раз, а Page Down –уменьшение в 10 раз.

2.4.4 Итоговый опрос и обсуждение результатов

В течение июня, пока игрок выводит озеро из запущенного состояния, штрафные баллы не начисляются. В течение июля обучаемому начисляются штрафные баллы по одному за каждый день, когда не было обеспечено качество воды в любой зоне.

Итоговая оценка выставляется только за количество набранных штрафных баллов. Итоговыми могут быть следующие оценки:

«Отлично» – нет штрафных баллов;

«Хорошо» – штрафных баллов не более 10;

«Удовлетворительно» – штрафных баллов от 11 до 15.

Если обучаемый получает 16 штрафных баллов, то он отстраняется от должности диспетчера (неудовлетворительно). Студент может повысить свой рейтинг, получив дополнительный балл при правильном оформлении выполненной лабораторной работы, проанализировав свою деятельность в качестве диспетчера. Также на итоговую оценку влияет качество ответов на вопросы и участие в обсуждении результатов.

2.4.5 Вопросы для самоконтроля знаний и умений, полученных в результате выполнения работы

1. Какие факторы влияют на процесс естественной самоочистки экосистемы «Озеро»?

2. Перечислите на примере игры «Озеро», что является естественными, а что – искусственными экосистемами?

3. Органы управления в области природопользования.

4. Основные положения Федерального закона об Охране окружа-ющей среды.

 

2.5 Отчёт о выполненной работе

 

Отчет о выполненной работе должен содержать:

а) кКраткую теоретическую часть;

б) цЦель работы;

в) сСхему экологической системы «Озеро»;

г) пПеречень выбираемых параметров функционирования системы;

д) оОтчётную таблицу;

е) вВыводы.

 

Введение

Имитационная программа «Озеро» предназначена для использования в учебном процессе как одна из лабораторных работ в курсе «Экология» и решает задачи:


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!