Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






IV. СТРУКТУРА ДИПЛОМНОГО СОЧИНЕНИЯ



 

Нельзя начинать написание текста дипломного сочи­не­ния, не составив предварительного плана, при этом его вари­анты могут из­меняться в ходе ра­боты. План призван организо­вать логику исследования темы. Он от­ражает главные аспекты, возникающие в процессе изучения всего комплекса мате­риалов (источников, литературы, результатов археологиче­ских и этно­графи­ческих экспедиций, экспериментальных и социально-стати­стических дан­ных). План работы всегда индивидуален в зависимо­сти от темы и типа ис­сле­дования, но имеются общие элементы, присущие всем курсовым и диплом­ным сочине­ниям: введение, заключение, главы работы, список ис­пользован­ных источников и литературы. Работы по конкретной истории, по археологии и вспомогательным историческим дисциплинам могут иметь «Приложения».

На первом этапе план может быть предва­рительным, но и в нем должны быть указаны названия глав в первоначальной редакции. В дальней­шем план уточняется и де­тализируется, обозначаются параграфы или раз­делы глав, ко­торые могут иметь свою нумерацию или название (последнее предпоч­титель­нее). Таких параграфов (разделов) в каждой главе не должно быть много, их количество определяется характером исследования.

При составлении плана должна быть учтена архи­тектоника (общее по­строение, структура) работы в целом и со­блюдена пропорциональность глав и параграфов. Нельзя допус­кать, чтобы одни главы были по объему слишком маленькими, а другие очень большими. Поэтому в плане должен быть сразу оп­ределен примерный объем каждой структурной части сочине­ния. План дол­жен быть согласован с научным руководителем.

Таким образом, архитектоника требует строгих пропорций в разде­лах. Введение и Заключение не могут быть по объему приравнены к главам; главы должны быть примерно равны по объему; пара­графами выделяются только существенные аспекты в содержании глав.

Писать текст дипломного сочинения можно начинать с того раздела, который автором более всего уяснен, осмыслен и кото­рый лучше других раз­делов к этому времени обеспечен всем не­обходимым.

Вместе с тем литературное оформление текста сле­дует начинать тогда, когда вся структура работы, логика изло­жения всей работы и отдельных раз­делов охватывается умозри­тельно в целом и в деталях, ясно представля­ется вся цепь связей между фактами и идеями содержания, хорошо проду­маны гра­ницы, объем, основные наблюдения и обобщения задуманного ис­следова­ния.



Введение выполняет функцию программы всего сочи­нения, является его теоретическим обоснованием, выявляет ак­туальность, формирует цель и за­дачи исследования, определяет предмет изучения, источниковую основу, исто­риографическую оснащённость, т.е. указание на степень изученности темы, новизну работы и ее структуру.

Процесс написания «Введения» является сложным и ответственным, по­этому над ним нужно работать особенно тщательно, возвращаясь к нему по­сле того, когда на­писана работа в целом. «Введение» должно занимать при­мерно 10% от общего объема дипломного сочинения. Можно рекомендо­вать сле­дующую схему «Введения»:

1. Обоснование темы: акту­альность, научная значимость, степень ее изученности.

2. Характеристика источников, их доступность, достаточность, дос­то­верность, обзор литературы.

3. Методика исследования.

4. Но­визна и практическая значимость проводимого исследования.

5. Определение цели и задач исследования.

6. Структура сочине­ния: количество глав, логика их построения, сквоз­ная линия ис­следования.

Любое научное исследование начинается с обоснования актуальности его темы. Под актуальностью исследования понимается степень его важно­сти в данный момент для решения данной проблемы, задачи или вопроса. При этом следует раз­личать актуальность научную и социально-политиче­скую. Последняя заключается во взаимообусловленности исторических собы­тий и современных общественно-поли­тических явлений, необходимости анализа исторического опыта. Научная акту­альность определяется степе­нью изученности проблемы, она зависит от того, что сделано в данном на­правлении предшественниками и что ими осталось нерешенным.

С обоснованием актуальности связана постановка проблемы. Сфор­мули­ровать научную проблему – значит показать умение отделять главное от второсте­пенного, выяснить то, что пока неизвестно о предмете исследования.



Вслед за проблемой исследования определяется его объект и предмет.

Объект –это процесс или явление, избранное для изучения. Объект и предмет ис­следования как категории исследовательского процесса соотно­сятся между собой как общее и частное. В объекте исследования выделяется та его часть, которая слу­жит предметом исследования. Именно на него и должно быть направлено основное внимание выпускника, так как предмет исследования определяет тему дипломной работы, кото­рая обозначается на титульном листе как её загла­вие.

Иначе говоря, предмет исследования – это определённый аспект, та точка зре­ния, с которой студент познаёт целостный социальный объект. Именно пред­мет ис­следования, таким образом, и совпадает с его темой, ибо оно направлено на решение конкретных исследовательских задач. Например:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – Отечественная война 1812 г.

Возможныеварианты ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ –

Партизанское движение в ходе войны 1812 г.;

Пожар Москвы 1812 г.: историография вопроса;

Е.В. Тарле как историк войны 1812 г.;

Война 1812 г. и наш край и т.д.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ– Финансовая политика самодержавия в ХIХ веке.

Возможные вариантыПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ –

Состояние финансов в России в 1801 – 1811 гг.;

Создание министерства финансов и его роль в проведении в жизнь финансово-кредитной политики (на определённом этапе);

Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина;

Изменения в финансовой политике в царствование Александра III и т.д.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – Процесс закрепощения крестьян в России.

Возможные вариантыПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ –

Предпосылки и особенности закрепощения крестьян в России; Дореволюционная отечественная историография процесса закрепощения рос­сийского крестьянства;

Законодательные источники процесса закрепощения российского крестьянства;

Методические основы преподавания темы «Процесс закрепощения крестьян» в школьном курсе истории России и т.д.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯПолитические партии и движения в Казанской губернии в начале ХХ века.

Возможные вариантыПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ –

Черносотенное движение в Казанской губернии в 1905 – 1907 гг.;

Казанский комитет партии кадетов и профессура Казанского университета; Документы полицейского управления как источник по изучению деятельности революционных партий в Казани в 1905-1912 гг.;

Местная периодическая печать как источник по истории студенческого дви­жения в крае в начале ХХ века и т.д.

 

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и пред­мета ис­следования устанавливается его цель. В определении цели намечается стратеги­че­ская программа всего исследования и предполагается в самом об­щем виде конеч­ный результат работы.

Формулировки цели исследования обычно начинаются словами: «охарак­тери­зовать…», «дать целостную картину…», «раскрыть особенно­сти…(периода)», «проанализировать и обобщить опыт…, определить его значение для раз­вития…», «выявить возможности использования… опыта в отечественной… науке» и т.п.

Сформулированная цель определяет задачиисследования, которые рас­смат­риваются как основные этапы работы выпускника, намечающие пути, сред­ства и методы достижения поставленной цели, т.е. играют роль тактиче­ского плана для обеспечения стратегической программы исследования в це­лом. Реше­ние всех по­ставленных задач в итоге должно обеспечить выполне­ние конечной цели исследо­вания.

Чаще всего формулировки задач делаются в форме перечисления. Напри­мер: «Исходя из указанной цели исследования, его основными зада­чами являются: 1) изучить…, 2) выявить…, 3) разработать…, 4) рассмот­реть…, 5) показать…» и т.д. Перечисление задач исследования может опре­деляться как временной, так и логи­ческой последовательностью, обусловлен­ной внутренней логикой исследователь­ского процесса.

Задачи исследования необходимо формулировать как можно точнее и очень тщательно, поскольку описание их решения и составит содержание глав выпускной работы. Это важно также и потому, что из формулировок за­дач обычно вытекают и названия глав самой студенческой работы.

Под методологическими основами исследования понимают те концеп­ции и теории, которые легли в его основу. Имеются в виду не все те публика­ции, на кото­рые автор ссылается, а только те, которые действительно лежат в основе выпуск­ной дипломной работы. Чаще всего методологические основы формули­руются во введении примерно так: «исследование опиралось на концепцию…», «методоло­гической базой исследования послужили ра­боты…», «методологической основой исследования являются…» и т.п.

Указывать на методологическую базу проведённого исследования обяза­тельно, так как в науке существуют разные научные школы, разрабаты­вающие под­час одни и те же проблемы, но с разных позиций, в разных на­правлениях. Эти науч­ные школы могут иметь совершенно разные, нередко противоположные науч­ные взгляды. Поэтому желательно, чтобы студент, ра­ботая над дипломной работой, определился, какиетеории, концепции он принимает за базовые и почему.

Во введении нужно назвать и преобладающий метод исследования, осо­бенно, если кроме общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, классифи­кация и типологизация и т.д.) и специальных методов (историко-ге­нетический, ис­торико-сравнительный, историко-системный и т.д.) привлека­лись частные: статистический, диахронный, математический или ко­личественный, моделирова­ния и т.п. Следует также указать на методику ра­боты и дать её обоснование. Выбор того или иного метода, особенности ме­тодики работы обусловлены особенностями ис­точников и предмета исследо­вания.

Наконец, введение должно объяснить структуру текста сочинения, его разделы и логику изложения результатов исследования по главам.

Обзор источников и литературы в курсовой и дипломной работе по ис­тории является очень важным элементом исследования и показателем го­товно­сти ав­тора к научному осмыслению темы. Этот раздел несет на себе две функции: источниковедческую и историографическую, а поэтому и написа­ние его является делом трудным и ответственным, требующим специальных зна­ний, умений и навыков анализа, обоб­щения, систематизации и классифи­кации историографических материалов и источниковых данных.

Вполне естественно, что об­зор источников и литературы следует пи­сать тогда, когда ис­точники и литература по теме собраны и хорошо осмыс­лены.

Для написания обзора источников безусловно важным является то, как проведена классификация привлеченного к анализу материала. Необхо­димо четко сгруппировать источники по их видам и типам, например, архео­логиче­ские памятники, эпиграфические данные, актовые материалы, доку­менты лич­ного происхождения (письма, дневники, мемуары и т.д.), периоди­ческая пе­чать, кино- и фотодокументы. Проводя классификацию докумен­тальных ма­териалов, студент должен расположить группы источников по степени их зна­чимости для раскрытия темы.

Обзор предполагает краткую характеристику внешних и внутренних данных источ­ника: что он представляет собой по виду и способу воспроизве­де­ния, каково его содержание, социально-политические взгляды автора, сте­пень достоверности содержащихся в нем фактов, кем и когда источник обна­ружен, вводился ли ранее в научный оборот, оценка его предшественниками и т. д.

Если име­ется много источников, то нет необходимости делать обзор каж­дого из них. Автор курсового и дипломного сочинения должен в каждой группе источников выделить наиболее важные, а прочие сгруппировать во­круг этих основных. В этом случае не будет ут­рачена основная нить повест­вования и рецензент сочинения бу­дет иметь более ясное представление о проделанной студентом работе с источниками.

Другим важным аспектом работы над кур­совым и дипломным сочи­не­нием является обзор литературы по теме. В этом «обзоре» необходимо распо­ложить материал по оп­ределенному принципу. Обычно выделяют прин­ципы: проблемный, хронологический и комбинированный (проблемно-хроно­логиче­ский).

Если принят проблемный принцип, то обзор литературы проводится так, чтобы литература вопроса была сгруппирована по основным проблемам дипломного исследования. Например, давая общий обзор историографии Ве­ликой французской революции XVIII в., студент может сначала дать обзор работ по проблемам со­циально-экономических предпосылок революции, за­тем – по проблемам I этапа революции, затем – по проблемам II этапа рево­лю­ции и т. д.

В том случае, когда принят хронологический принцип, обзор прово­дится так, чтобы выделить этапы развития исторических взглядов на изучае­мые проблемы, показать борьбу концепций и школ на тех или иных этапах. Изученная специаль­ная литература располагается по хронологии выхода в свет: сна­чала, например, обзор работ, написанных в XVIII веке, затем, в пер­вой половине XIX века и т. д. При этом, конечно, работы в обзоре груп­пируются по направлениям.

Надо ли в этом случае подробно писать о каждом отдельном исто­рике? Вероятно, студент просто не сможет этого сделать. Нужно обратить внимание главным образом на труды тех историков, которые внесли наи­больший вклад в изучение данной темы, т. е. на тех, работы которых явля­ются этапными. Ос­тальные работы можно расположить вокруг этих фунда­ментальных исследо­ваний по теме или проблеме в целом.

Если в сочинении принимается проблемно-хронологиче­ский принцип распределения материала в «обзоре», то особен­ности этапов развития в исто­риографии нужно соединить с ана­лизом тех проблем, которые ставили исто­рики на каждом этапе развития науки.

Проблемно-хронологический путь «обзора» наиболее труден, но вме­сте с тем наиболее результативен, поскольку позволяет проследить эволюцию взглядов ученого, нередко отражавших со­стояние исторической науки в це­лом на том или ином этапе ее развития.

Принцип обзора источников и литературы под­сказывается характе­ром собранного материала по конкретной теме, а также целью и задачами иссле­дования.

Обзор источников и литературы должен показать знание студентом ис­тории изу­чения проблемы (темы) в прошлом, умение критически рассмат­ри­вать работы предшественников и обобщить то, что сделано ими по изуче­нию темы, какие вопросы остались неразрешенными или незамеченными во­обще, что необходимо сделать на данном этапе исследования. Все это позво­ляет оп­ределить место исследо­вания самого студента в изучении темы, реше­нии про­блемы.

Прежде чем приступить к написанию текста обзора источников и ли­те­ратуры, полезно обратиться к опыту советских историков, прочитать «об­зоры» в книгах по конкретным темам или историо­графические работы. На­пример, в монографиях Л.Г. Бескровного «Отечественная война 1812 года», М.В. Нечкиной «А.С. Грибоедов и декабристы», Е.А. Косминского «Исто­риография средних веков», а также работах такого характера, как: О.М. Ме­дущевская «Современное зарубежное источниковедение», Л.Н. Пушкарев «Классификация русских письменных источни­ков по отечественной исто­рии», Е.А. Гутнова «Историография истории средних ве­ков», Р.А. Киреева «Изучение отечествен­ной историографии в дореволюционной России с сере­дины XIX в. до 1917 г.» и др. Внимательное чтение та­ких текстов поможет в выработке собственного стиля работы над обзором источников и литературы для курсового и дипломного сочинения.

Выделение глав и параграфов. Выделение конкретных вопросов темы начинается еще в момент составления плана сочинения, за­тем уточня­ется и корректируется в процессе написания запланированных разделов и за­верша­ется в результате редактирования текста, подготовки его к защите.

Обычным правилом раз­бивки курсового и дипломного сочинения на разделы является выделение глав и параграфов. Принципы деления результа­тов исследования на части возникают в процессе углубленного анализа со­дер­жания и зависят от особен­ностей темы, характера собранного и изучен­ного материала, цели и задач исследования. Можно указать три распростра­ненных принципа определения разделов: хронологический, проблем­ный и перекрест­ный, сочетающий в себе элементы первых двух.

Хронологический способ используется при членении содержания, ох­ва­тывающего длительный по времени развития исторический процесс, в ко­то­ром наблюдаются качественные переходы изу­чаемого явления от одного этапа к другому с установлением временных границ. Таким образом, устанавли­ва­ется внутренняя периодизация исторического процесса в преде­лах охваты­ваемого хронологического периода. Определение научно обосно­ванной внут­ренней периодизации в развитии изучаемого события является важным усло­вием разработки темы.

Проблем­ный порядок выделения глав и параграфов используется при мно­гоплановом проявлении изучаемого предмета в границах небольшого по времени периода, когда явление характеризуется многими социально-истори­ческими функциями, рассматривается в исследовании с различных сторон. Проблемный порядок груп­пировки вопросов темы исследования зачастую бы­вает не только предпочтительным, но и единственно возможным.

Следует заме­тить, что в выборе принципа членения текста сочинения на раз­делы определяющим является глубокое проникновение исследова­теля в содержание вопросов темы, хорошее знание источников и литературы. Прин­цип же подсказывается самим содержанием ма­териала. Более того, на­сильст­венное применение принципа, объективно не вытекающего из особен­ностей содержания темы, вызы­вает непреодолимое сопротивление материала. Автор сочинения сразу поймет, что нужен иной подход. Так что до тех пор, пока ма­териалы исследования не изучены, не продуманы и не ос­воены во всех де­та­лях и основных идеях, составление окончательного плана текста по разде­лам не представляется воз­можным.

Каждая глава как самостоятельный сюжетный раздел сочинения должна представляться законченным произведением, имеющим общее вступ­ление, изложение основного содержания в целом или по частям (параграфам) и выводы по материалу главы. Выводы в конце каждой главы дают возмож­ность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освобо­дить общие вы­воды по работе в целом от второстепенных подробно­стей в «Заключении». Важно помнить, что каждая глава имеет право на су­ществова­ние как в системе всех других разделов сочинения (быть логически связанной с предшествую­щим и последующим разделами), так и отдельно от них в виде са­мостоятельного научно-исторического сюжета. Стройность и логичность построения текста, целеустремленность изложения содержания обеспечива­ются строгим целевым назначением каж­дой главы или параграфа, когда каж­дый раздел является разви­тием общего содержания сочинения.

Заголовки к главам и пара­графам являются кратким выражением со­держания этих разде­лов. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть чет­ким и немногословным, грамотно сформулированным и не­двусмыс­ленным в своем словесном выражении.

Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное по­строение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление вы­во­дов по разделам – все это в самом лучшем виде может характеризовать кур­совое и дипломное сочинение.

Заключение. «Заключение» к сочинению, как и «Введение», являются не вспомогательным разделом к «основному содержанию», а важ­ной и ответст­венной частью основного содержания курсовой и дипломной работы. «Заклю­чение» подводит итог всего проделанного автором. В нем обобщаются резуль­таты, изложенные в главах, даются окончательные выводы по изучению темы. Не нужно ду­мать, что «Заключение» есть простой реферат сочинения, крат­кий пересказ того, что изложено в главах и параграфах. Строго го­воря, со­держание «Заключения» и суммированное содержание глав и параграфов раз­ли­чаются не в количественном, а в качествен­ном значениях. В процессе на­писа­ния «Заключения» происходит не механическое сокращение объема из­ложен­ных результатов исследования, а новое, на более высоком уровне про­водимое осмысление научных результатов, продолжается процесс решения задач и дос­тижения цели исследования, осуществляется завер­шающий этап исследования, абстрагирование от частностей до уровня теоретического обобщения. В то же время это не тезисы, которые требуют доказательства, а обоснованные науч­ные по­ложения, доказанные в главах.

«Заключение» оформляется различными способами, выбор которых за­ви­сит от характера конкретного материала, цели и задач исследования. Ис­поль­зу­ются такие приемы, как реферативное обобщение в последовательно­сти разделов сочинения, проблемное изложение итогов ра­боты, обобщение содер­жания в порядке соподчиненности основ­ных вопросов независимо от очеред­ности их рассмотрения в гла­вах, перечисление выводов и др.

Независимо от способа организации материалов в «Заключении» необ­ходимо обеспечить некоторые позиции как обязательное условие отчета о проделанной работе:

1. Провести мысль о достижении цели и решении задач, сформулиро­ванных во «Введении»;

2. Предоставить в выводах положения, указываю­щие на доказатель­ство гипотезы, тезисов, ответы к поставлен­ным вопросам;

3. Сформулировать основные выводы;

4. Изло­жить предложения по дальнейшему научному освоению темы;

5. Дать рекомендации для научного или практического использо­вания результатов.

6. Отметить позиции, в которых исследовате­лем внесено нечто новое в науку или практику;

7. Обобщить главный научно-практический итог исследования.

Объем «Заключения» трудно определить безотносительно к конкрет­ной работе, однако при выполнении всех перечисленных условий этот раз­дел со­ставит, по-видимому, 3-5 страниц.

Следует иметь в виду, что не должно быть противоречий между вы­водами в главах и выводами в «Заключении». В то же время выводы «Заклю­чения» не могут быть дословным пересказом выводов к главам. Вы­воды из глав обобщаются при создании «Заключения», формулируются уже не на ма­териале каждой отдельно взятой главы, а на базе результатов иссле­дования всей темы в целом и, следовательно, на иной логико-познавательной основе, на более широком содержа­тельном фоне, с иными возможностями к обобще­нию.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!