Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Общие закономерности и формы возникновения государства



Дальнейшее развитие племенных объединений родов послужило основанием для начала разложения первобытнообщинного строя. Данный период характеризуется переходом от присваивающей экономики к производящей, который получил название неолитической революции, имевшая место 10-15 тысяч лет тому назад.

В ее основе лежали три крупных общественных разделения труда. Первое было связано с отделением скотоводства от земледелия, что привело к излишкам продуктов и последующему их обмену; второе - отделение ремесла от земледелия и скотоводства - привело к производству большого количества продуктов (излишков), которые, как правило, сосредотачивались в руках старейшин и вождей. Третье было связано с развитием обмена, появлением рынка и купцов как отдельного социального слоя. Кроме того, возможность создания запасов продуктов приводит к появлению частной собственности отдельных семей.

Таким образом, переход от присваивающей экономики к производящей, а также имущественное и социальное расслоение общества на классы с неизбежностью требовало новых форм организации и управления обществом. В этой связи, Ф. Энгельс в своей работе отмечал: «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствиями - расколом общества на классы, он был заменен государством». В этой связи указанные выше обстоятельства послужили основанием для формирования особой организации публичной власти - государства.

Следует также заметить, что именно в этот период, который у разных народов не совпадал по времени, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный».

«Восточный» путь возникновения государства характерен для самых древних государств, которые возникли 5 тысяч лет назад в долинах таких крупных рек, как Нил, Ганг, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило резко повысить производительность труда. Поливное земледелие требовало огромных усилий по объему работ: устройства каналов, дамб и других ирригационных сооружений. Все это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления. Вместе с тем сохранились сельскохозяйственные общины, а, следовательно, и общественная форма собственности на основное средство производства - землю. Таким образом, одной из главных предпосылок образования государства и классов по «восточному» типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления различных форм контроля над экономическими, политическими и военными функциями.



Следует заметить, что «восточный» путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство.

«Западный» (европейский) путь возникновения государства характеризуется тем, что ведущим фактором образования государств на территории Европы, явилось классовое разделение общества, формирование частной собственности на землю, а также на другие средства производства - скот, рабы и др. Кроме того, по мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремиться ослабить роль народного собрания, с целью передачи власти своим представителям. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов и др. факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену приходит новая организационная форма общества - государство.

Говоря об особенностях образования права, следует отметить, что процесс возникновения государства и права протекал одновременно, в их тесной взаимосвязи.

При этом на Востоке право возникло и развивалось под воздействием религии и нравственности, основными источниками являлись различные религиозные положения, законы и поучения. В европейских же странах наряду с обычным правом развивалось и прецедентное право.

 

5. Государство: понятие и признаки.

В юридической литературе существует множество определений понятия государства. Это связано с тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством, при выполнении задач и функций, связанных с жизнедеятельностью общества. Кроме того, государство есть очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление, которое прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. В этой связи решить указанные выше проблемы, возможно лишь при изучении государства в конкретно-исторических условиях, в различных его взаимосвязях с экономической, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. В этой связи хотелось бы предложить некоторые научно-обоснованные определения понятия государства.



Государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода.

Государство есть продукт общественного развития, т.е., применительно к государственно-организованному обществу, оно является основной управляющей системой.

Русские юристы излагали в своих работах следующие определения понятия государства. Так Коркунов считал, что государство есть «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считал, что «государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Гумплович определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Следует заметить, что сторонники марксистко-ленинской теории определяли государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, машину для угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Таким образом, указанные определения носили сугубо классовый характер, который является важнейшим признаком любого государства.

Несколько иное, более современное определение содержится в работе профессора С.С. Алексеева, который под государством понимает особую организацию политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающую специальным аппаратом принуждения и придающую своим велением обязательную силу для населения всей страны.

Существуют и другие определения понятия государства, но всех их объединяет то обстоятельство, что любое государство должно рассматриваться в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях.

Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти.

Наличие особой публичной власти, т.е. органов, издающих от имени государства законы и нормативно-правовые акты, обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения.

Разделение населения по территориальному принципу, т.е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннего территориального разделения населения, при защите его интересов, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классу.

Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти.

Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде.

Правотворческая деятельность органов государства, т.е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др.) обязательных для исполнения каждым членом общества.

Перечисленные выше признаки позволяют определить государство как особую форму организации политической власти в обществе на определенном историческом этапе его развития, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

 

6. Политическая система общества: понятие и структура.

Политическая система - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.) в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Таким образом, политическая система общества представляет собой отражение политической жизни общества в целом.

Говоря о структурных элементах политической системы, следует отметить, что в юридической литературе существует множество точек зрения по данному вопросу. При этом в большинстве случаев в качестве элементов рассматриваются лишь ее статичные, организационно-структурные элементы (партии, общественные организации, фонды и др.), что не позволяет в полном объеме отразить функционирование, практику действия политической системы, ее динамику в современных условиях. В этой связи понятие системы предполагает взаимосвязь, взаимодействие всех элементов, их взаимообусловленность и зависимость друг от друга, призванных раскрыть ее жизнедеятельность как систему взаимодополняющих связей и отношений между субъектами политической системы.

В юридической литературе выделяют пять структурных элементов политической системы, каждый из которых характеризует различные стороны ее жизнедеятельности.

Институционный (организационный) элемент является основным в политической системе, т.к. придает системе устойчивость, формирует ее нормативную основу и другие средства воздействия на общество. В данный элемент входят государственные органы, общественные объединения (организации, фонды, органы самодеятельности и т.п.) политические партии как специфический субъект и др.

Нормативный элемент включает в себя нормативные основы деятельности политической системы (политические нормы, содержащиеся в Уставах политических партий, нормы права, содержащиеся в Конституции, Федеральном законе «Об общественных объединениях» и др., политические обычаи и традиции (например, открытие первой сессии парламента старейшим депутатом);

Функциональный элемент раскрывает содержание конкретных действий и функционирования на практике данного элемента политической системы (например, политические действия - проведение митингов, шествий, демонстраций, пикетирования и др.; политические процессы - процесс формирования парламента, Правительства, общественного мнения и др.; акты реализации функций, присущих структурным элементам политической системы - фактическое выдвижение кандидата в выборные государственные органы).

Идеологический элемент включает в себя теории, представления, понятие об обществе и путях его развития, политическое сознание в обществе и др.

Коммуникативный элемент включает в себя все виды средств массовой информации и представляет собой те каналы, по которым до общества доводится информация о деятельности различных компонентов политической системы и решениях, принимаемых теми или иными органами.

При этом следует отметить, что указанные выше элементы политической системы рассматриваются в их единстве и взаимосвязи.

Существует и иная классификация структурных элементов политической системы, которая включает в себя следующие компоненты:

· политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации, трудовые коллективы и т.п.;

· политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

· социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

· политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

· политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!