Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Насильственная христианизация чувашского народа во второй половине 18 века




В 1720—1722 гг. Петр I издал несколько указов о христианизации народов Поволжья, по которым тем, кто принял крещение, на три года предоставлялись льготы (освобождение от податей и
сборов, от рекрутской повинности). однако нерусские народы упорно не желали креститься. Tогда правительство указом от 22 сентября 1740 г. и рядом других решений определило методы насильственного крещения народностей Поволжья. В Свияжске была создана Hовокрещенская контора с большим штатом проповедников, чиновников И Командой солдат.
Прибегая главным образом к методам насилия, правительство в то же время снова обещало новокрещеным временные льготы: освобождение на три года от податей и рекрутской повинности, выдачу крестов, денег и одежды. Подати и рекрутская повинность крестьян, принявших христианство, перекладывались на некрещеных.
Члены Hовокрещенской конторы, попы, приезжавшие в чувашские деревни в сопровождении воинских команд, угрожали крестьянам, избивали их, заковывали в кандалы, заставляя креститься. За 24 года деятельности Hовокрещенской конторы почти все чуваши путем насилия или обещания льгот и вознаграждений были крещены.
В 40-х гг. ХVIII в. происходили многочисленные выступления чувашей против насильственной христианизации.
В январе 1744 г. представители чувашей из разных деревень Чебоксарского уезда выбрали Охадера Tомеева из деревни Кильдишево и трех других крестьян представителями для подачи коллективного прошения на имя императрицы Елизаветы Петровны. Выборные выехали в Москву и в июле подали в Синод прошение, в котором требовали запретить насильственную христианизацию, назначить трех лиц (двух русских чиновников и третьим — Tомеева) для управления чувашами и крещения их мирными средствами. Синод отверг эти требования. Tомеев был вынужден скрыться. Чуваши Чебоксарского уезда поголовно отказались креститься.
Добившись принятия христианства силой оружия и обманом, правительство отказалось от своего обещания предоставить вознаграждение и льготы тем, кто крестился.
Крещеные чуваши только формально стали христианами. По существу они долгое время оставались язычниками, хотя духовенство вело постоянную слежку за ними и жестоко наказывало за исполнение языческих обрядов. Служба на непонятном церковнославянском языке была совершенно чужда им. Духовенство, в свою очередь, не знало местного языка. Чувашам неясно было назначение икон:
считая их идолами «русского бога», доносившими ему о поступках чувашей, они выкалывали изображениям глаза, ставили их ликом к стене. В течение довольно длительного времени христианские догматы оставались для чувашей неясными, их обыденное религиозное сознание представляло собой сочетание язычества с православием.
В первые же годы массовой христианизации в чувашских селениях начали возводить церкви (в основном на народные деньги



Обучение детей нерусских народов Поволжья русской грамоте связано с политикой их русификации и христианизации. Еще Петр 1 в своей инструкции о крещеных иноверцах (1724 г.) требовал «склонять владельцев и законников их к христианскому учению... и книги нужные перевести на их язык».
В 1722 г. у митрополита Tихона в Казани открылась новокрещенская школа. В ней обучалось до 30 чувашских, марийских, мордовских, калмыцких и татарских мальчиков. В 1733 г. в числе 183 учащихся Казанской духовной семинарии новокрещенов-инородцев было 18 человек. В 1732—17б4 гг. новокрещенская школа функционировала и в Свияжске, здесь обучалось более 30 чувашей.
С 1740 по 1773 г. в новокрещенских школах обучалось около 380 чувашских мальчиков. Учащихся набирали в принудительном порядке. Хотя срок обучения был довольно большой — 9 лет, учащиеся получали лишь элементарные знания, обучение велось на русском и церковно-славянском языках. В школах применялись телесные наказания. Учащиеся влачили полуголодное существование, болели и умирали. Выпускники школ определялись в приходы причетниками. Hаиболее успевающие переводились в Казанскую духовную семинарию.
В 1789—1791 гг. в городах Чувашии — Чебоксарах, Ядрине и Козьмодемьянске — появились малые народные училища, но чувашские дети в эти училища почти не попадали. В начале ХIХ в. сельских школ на территории Чувашского края вообще не было.




1. 12. Участие чувашского народа в крестьянской войне под предводительством С.Т.Разина (1650-1671)

Восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева на территории Чувашии

Мощные крестьянские восстания, охватывавшие значительные территории и вовлекавшие в движение недовольные слои населе­ния города и деревни, в том числе и нерусские народы, иногда обозначают термином «крестьянские войны». Таких войн на тер­ритории Чувашии было две: под предводительством С. Разина и Е. Пугачева. Несмотря на то, что их разделяет целое столетие, в них было много общего. В первую очередь — единство целей и способов их достижения.

Восстание Степана Разина. Разинское движение возникло дале­ко от Чувашии. В начале 1670 г. Разин с отрядом повстанцев выс­тупил с Дона на Волгу и, овладев Царицыном, спустился к Аст­рахани и занял ее. Из Астрахани он двинулся вверх по Волге. По ходу движения им рассылались «прелестные грамоты». В единствен­ной из них, известной сейчас и написанной от его имени, он обращается к народу: «Пишет вам Степан Тимофеевич всей чер­ни. Что хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывалить и мирских кравапийцев вывадить.

И мои казаки како промысь станут чинить, и вам бы итить к ним в совет, и кабальные и апальные шли бы в полк к моим казакам».

В борьбе с крепостничеством восставшие широко прибегали к светским и церковным атрибутам, символам, титулам, чинам, именам враждебного им боярско-дворянского мира, стремясь при­дать вес и законность своим требованиям и действиям. Для при­влечения населения использовалась и его вера в «хороших» царей и героев-избавителей. Например, Разин во время похода тщатель­но оберегал от постороннего взгляда два судна, заявляя, что под завесами из красного и черного бархата везут патриарха Никона и царевича Алексея, официально умершего в январе 1670 г.

Разин очень искусно вел борьбу с государственными войска­ми, уклонялся от крупных сражений, неожиданно налетал на не­поворотливые отряды из засады и неизменно имел успех. Под Симбирском, где собралось около 20 тыс. повстанцев, самообладание оставило Разина — он рванулся в лобовую атаку и был разбит. «А его, вора и крестопреступника Стеньку, самово было жива взя­ли, и рублен саблею, и застрелен из пищали в ногу, и едва ушел. А изымал де было ево алатарец Семен Силин сын Степанов, и тот де Семен над ним, вором Стенькою, убит».

Поражение Разина под Симбирском 1 октября 1670 г., несмотря на то, что пламя восстания еще долго бушевало в Поволжье и других районах, предопределило закат его деятельности и самой жизни.

В самой Чувашии восстания крестьян начались в сентябре. «Пре­лестные» письма дошли до чувашских крестьян, и они поднялись на борьбу. В сентябре чуваши и русские повстанцы осадили Цивильск, но взять его не удалось. Постепенно повстанческое дви­жение расширяется в основном за счет отрядов атаманов Разина, которые рассылаются в разные концы. Отряд Максима Осипова захватил город Алатырь, а жители Курмыша и Ядрина перешли на сторону повстанцев добровольно. Отряд атамана Прокофия Ива­нова (известного под прозвищем Шумливый) занял Козьмодемьянск. Центром повстанцев также был Сундырь.

Зимой 1670—1671 гг. выступления повстанцев на территории Чувашии продолжались. Восставшие расправлялись с помещика­ми, монастырскими властями, воеводами, приказными служите­лями, купцами, устраивали многочисленные массовые казни, по­громы, безудержные расправы. Было много напрасных жертв.

На силу тогда отвечали силой, на жестокость — еще большей жестокостью. Поэтому о подавлении повстанцев на территории Чу­вашии один из современников писал: «На это место было страш­но смотреть: оно было похоже на преддверье ада. Кругом стояли виселицы; на каждой из них висело человек 40—50. В другом месте валялось множество обезглавленных, плавающих в крови. В разных местах находились посаженные на кол, из коих не мало остава­лись живыми до трех суток, и слышны были их голоса.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2018 год. Все права принадлежат их авторам!