Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Карточки с описаниями ситуаций для работы в тройках



Задачи и логика работы по теме «Я, ты, наша группа».

Какие же темы мы решили включить в блок «Я, ты, наша группа»?

Конечно, начали мы со знакомства со своими чувствами, умения сказать о них, обнаружения их в теле, распознавания по мимике. Этим умениям в начальной школе было уделено много места и в специальных темах «Я – особенный», «Нравится – не нравится», «Гнев – это нормально», «Страшно – не страшно», и в процессе работы, где ведущие постоянно обращались к чувствам участников, говорили о своих чувствах. В 5 классе мы непосредственно обратились к «Я – высказываниям» как к форме, в которой можно сказать о том, что чувствуешь, и как к схеме, которая в силу возраста уже понятна ребятам.

Если группа новая, в помощь подросткам можно изготовить карточки для обозначения своих чувств в начале и конце занятия. На листе плотного картона пишется начало предложения: «Мне сегодня особенно понравилось…», «Для меня было особенно важным…», «Я сейчас (волнуюсь, радуюсь, злюсь, раздражаюсь»), «Мне было (тепло, тревожно, приятно, что..)» «Сегодня мне было обидно, когда…» и т.д. В начале и конце занятия карточки раскладываются в центре круга лицевой стороной вверх. Каждый участник выбирает подходящую ему карточку и заканчивает предложение. Так вы поможете ребятам быстрее научиться говорить о себе, а также можете избежать сообщений типа «Мне все понравилось», «Было интересно», «не знаю, что сказать», «ничего не понравилось», которые по сути ни о чем не говорят.

Одно занятие мы посвятили теме «Мое тело». В 3 классе в программе ЖН телу посвящена целая тема «Забота о теле – забота о себе». В возрасте 10 – 12 лет у ребят тело начинает изменяться, появляются первые признаки пубертата. Мы предлагаем немного прикоснуться к этой теме, исследовать свое тело. Для этого мы выбрали интересную для младших подростков форму «карты тела». В этом возрасте ребят, особенно мальчиков, очень интересуют всевозможные карты, тайны, клады, новые миры. Мы предлагаем им рассмотреть свое тело как мир со своей картой, законами, неизведанными и ресурсными территориями.

Отдельное занятие посвящено теме безопасного места и собственных границ. В начальной школе мы несколько раз обращались к этой проблеме в темах «Я и другой», «Толерантность», «Страшно – не страшно».

В заключение темы ребята делают коллаж, подобный тому, который они делали в первом классе. Если есть возможность сравнить коллажи, сделанные одним и тем же ребенком в первом и пятом классах, нам кажется, это будет интересно и, возможно, неожиданно.



Остальные умения, приобретенные на занятиях по ЖН в начальной школе, мы будем приобретать и совершенствовать в рамках последующих тем. Например, к теме «Ответственность» обратимся в рамках темы «Я – взрослый?», к толерантности – в теме «Другие».

Естественно, и в дальнейших темах Вам придется варьировать занятия в зависимости от того, с какой группой вы работаете, будет ли необходимость восполнять то, что было не получено в начальной школе.

 

1 занятие. Правила и безопасность

 

Цели:начать работу над созданием психологической безопасности, доверительной атмосферы в группе, принятие правил группы. Работа над актуальной ситуацией перехода в среднюю школу.

 

Навыки, над которыми работаем:

Умение выражать симпатию.

Умение взять на себя ответственность

Умение следовать правилам

Умение принимать комплименты

Материалы: свечка и спички, доска или лист ватмана, колокольчик.

 

Работа группы

Вступительная беседа

Перед разминкойрасскажите ребятам о целях занятий и о том, в какой форме они будут проводиться. Скажите, что вы будет встречаться раз в неделю, когда и как будет проводиться перерыв. Расскажите, что нужно приносить для чаепития. Если в группе есть участники, которые занимались раньше по программе, спросите их, чем были полезны занятия. Если группа новая, скажите, что на занятиях вы лучше узнаете себя и других людей, научитесь более эффективно общаться, поймете, как лучше обходиться со своими чувствами. Сообщите также цель сегодняшней встречи – познакомиться, принять правила, почувствовать – какая мы группа.

 

Разминка

Скажите, что сейчас у всех участников будет возможность на время превратиться в психолога. Пусть каждый участник посмотрит на своего соседа слева и решит, какое качество в нем самое привлекательное. Например, «Миша, мне кажется, ты очень решительный человек». При этом не важно, если кто-то видит своего соседа впервые. Скажите, что это даже интересно, предположить о качествах незнакомого человека. После этого тот, к кому было обращено высказывание, говорит: «Да, а еще я…». При этом он сообщает о каком-то другом своем качестве или умении. Например, Миша говорит: «Да, я решительный человек, а еще я хорошо играю в футбол».



NBЭто упражнение обычно проходит очень тепло, атмосфера становится более доверительной. Ведущему важно следить за тем, чтобы характеристики назывались только положительные. По нашему опыту, чаще дети начинают давать отрицательные характеристики себе, нежели соседу, или не соглашаются с предложенной характеристикой. Предложите им такое решение – если ты добрый хотя бы для одного человека, то это уже правда.

 

Работа по теме занятия.

 

Введение правил.

Если в группе есть дети, которые уже работали по программе, предложите им вспомнить, какие были в группе правила. Спросите остальных участников, как они думают, зачем нужны такие правила. Теперь спросите у тех, кто работал по программе, помогали ли им правила. Предложите всем участникам подумать, нужны ли им еще какие-нибудь правила. Если все участники еще не работали в группе, расскажите о правилах. Обязательно уточните, зачем нужны правила. Поговорите с участниками о психологической безопасности.

NB Не советуем спрашивать, нужны ли вообще правила, особенно если все подростки впервые оказались в группе. В этом возрасте уже начинает возникать подростковый протест против правил, законов. К тому же, ребята еще не очень понимают, о чем идет речь.

Затем озвучьте правила. Вы можете заменить предлагаемые нами правила на те, которые больше подходят вам.

Правила группы.

  • Никому не делать больно – ни физически, не морально
  • Говорим по - одному
  • Конфиденциальность – не рассказываем о личном опыте участников тем, кто не работает в группе.
  • Правило «Стоп!». Каждый участник имеет право не участвовать в упражнении или не отвечать на вопрос, если считает это невозможным для себя.

 

Скажите, что для вас, как ведущего группы, важно, чтобы в группе каждый участник чувствовал себя безопасно. Для этого вы предлагаете такие правила. Спросите участников, хотят ли они предложить еще что-то для того, чтобы чувствовать себя комфортно в группе?

 

NB Отдельно проясните правило конфиденциальности. Скажите, что мы не призываем «никому ни о чем не рассказывать». Каждый может поделиться своим опытом, рассказать о том, какие были упражнения на занятии. Нельзя лишь рассказывать о том, что сообщали о себе другие участники группы. Таким образом мы приучаем подростков к уважению внутреннего мира другого человека.

 

Обсудите также правило «Стоп!». Скажите, что это правило нужно в редких случаях, если участник находится в тяжелом эмоциональном состоянии, очень устал или ему задали очень личный вопрос, на который он не готов отвечать в группе. Скажите, что отказаться от участия в упражнении могут одновременно не более трех человек.

 

После обсуждения предложите процедуру принятия правил. Мы предлагаем для этого зажечь свечку и, передавая ее по кругу, сказать «Я принимаю правила» или «Пока я не готов принять правила». Если в группе есть участники, которые не приняли правила, обсудите это в кругу.

 

NBЕсли несколько участников правила не принимают, это должно быть сигналом для вас о небезопасности в группе. На наш взгляд, не стоит игнорировать этот процесс. Если таких участников больше трех, перенесите процедуру принятия правил на следующее занятие. Предложите участникам поработать в группе пока без правил. Используйте для этого упражнения из второго занятия. Подумайте, что может означать такое поведение подростков. Если это дети одного класса, возможно в классе происходит что-то, тревожащее ребят или много агрессии, возможен конфликт с каким-то учителем. Если это один – два участника, обязательно поговорите с ними отдельно. Возможно, таким образом они говорят о своем нежелании работать в группе. Расскажите подробнее о том, что они могут получить от занятий.

2.Предложите участникам встать в круг, касаясь плечами друг друга. Скажите участникам, что вот так они должны стоять в конце игры. Вся игра проходит с закрытыми глазами и молча. Предложите ребятам разойтись по залу и немного походить с закрытыми глазами. По сигналу ведущего (это может быть хлопок или звук колокольчика) все должны собраться в круг. Когда вы поймете, что движение закончено, предложите участникам остановиться и открыть глаза. Обсудите, получилось ли у них выполнить задание. Если участники говорят, например, что все, кроме двух, стоят в кругу, скажите, что задание все равно не выполнено, поскольку в кругу должны стоять все. Поговорите о том, почему эти двое оказались вне круга. Может быть, другие участники выталкивали их, или они сами не делали попыток поискать круг. Предложите обсудить, как определить, стоишь ли ты в кругу? Повторите эту игру еще раз и обсудите результаты.

После этого сядьте в круг и поговорите о том, зачем, по мнению участников, проводилась эта игра. Что нового они узнали о себе и о других?

NB:Дальнейший ход занятий зависит от того, проводите ли Вы их в центре или в школе. Если ваша группа состоит из пятиклассников, которые адаптируются в средней школе, эта часть занятия – для них. Если же Ваша группа смешанная, состоящая из детей разных возрастов, или уровень безопасности невысок, Вы можете не брать следующее упражнение. Если же Вы заметили, что адаптация к средней школе в данный момент наиболее важна для детей, предлагаем посвятить ей отдельную тему (см….).

3. Скажите детям, что это ваша первая встреча в новом году. Что переход в среднюю школу уже ознаменовался тем, что многое поменялось в их жизни.

Предложите желающим рассказать о том, что для них сейчас новое в жизни школьной и не только. Пусть это будут описания и некоторых фактов из их жизни (уроки, учителя, учебники, расписание…), и возможные ощущения, чувства при встрече с новым.

Поддержите участников и расскажите им о том, что часто так бывает, что изменения, какие бы они не были (приятные или неприятные), иногда приводят к тому, что растет беспокойство, тревожность и даже страх. Скажите, что это случается и со взрослыми, и с детьми, подростками. Иногда с этими чувствами очень непросто быть.

Попросите ребят взять листы бумаги, найти удобное место. Пусть они напишут вверху листа фразу: «Я опасаюсь». Дайте им несколько минут для того, чтобы под этой фразой они написали про переживания, если они есть, которые сейчас актуальны для них. Высока вероятность, что некоторые ребята откажутся писать из-за привычных социальных стереотипов, особенностей воспитания. Не переубеждайте их, но предложите все-таки вспомнить ситуации, когда было «немного не по себе» и пусть они напишут, как было тогда. Причем, скажите, что написанное вслух в кругу зачитывать они не будут.

Предложите детям объединиться в пары, зачитать партнеру то, чем они готовы поделиться из написанного. Затем выбрать из списка одно опасение, с которым легче всего будет справиться самостоятельно. Пусть автор расскажет, как он мог бы справиться с этим. А его партнер предложит ему свои способы.

Например: Пятиклассник опасается «отстать от своих» на перемене при переходе в другой кабинет и не найти его.

Предположим, что он готов быстрее собирать свои вещи и не отставать от коллектива. А партнер может предложить ему:

· Записать номера кабинетов

· Договориться с другом ходить вместе, ждать друг друга

· Спросить у старших, если все же отстал и т.д.

В завершении попросите участников, чтобы они поблагодарили друг друга за участие и помощь и попросите вернуться в общий круг.

Заключительное обсуждение.

Предложите каждому участнику рассказать, что было важным для него во время занятия.

 

 

Занятие 2. Продолжаем знакомиться.

Цели: Помочь участникам лучше узнать друг друга, найти сходства и различия в разных участниках. Открыть что-то новое в себе и в других.

 

Навыки, над которыми работаем:

Умение говорить о себе перед группой людей

Умение осознавать, что мне нравится, а что – не нравится

 

Материалы: 5 -7 различных картин размером не менее А3, скотч, листы бумаги, карандаши, мелки, фломастеры.

 

Работа группы

Разминка

Предложите каждому участнику, передавая по кругу мячик (или другой предмет) закончить предложение «Я люблю (что делать?)» Начать может ведущий. Скажите: «Я люблю читать» и передайте мячик соседу слева. После того, как круг завершится, предложите завершить предложение «Я люблю (что есть?)». Начните с себя: «Я люблю жареную картошку» и киньте мячик любому участнику. Проследите, чтобы мячик достался каждому. Для последнего круга закончите предложение «Я люблю (где бывать?)» Например, «Я люблю бывать на море».

 

Работа по теме занятия

  1. Предварительно, до начала занятия, развесьте на стенах различные картины. Это могут быть фотографии, репродукции. Подойдут старые календари, вырезки из журналов. Картины должны быть достаточно крупными и максимально различающимися по жанру, содержанию, стилю, краскам, настроению.

Скажите ребятам, что сегодня вы предлагаете им лучше познакомиться друг с другом, а тем, кто уже знаком – узнать новое друг о друге.

Предложите участникам встать, в полной тишине, не разговаривая друг с другом походить от картины к картине, обязательно подойти к каждой, заметить, какие возникают чувства. Затем, по сигналу ведущего надо остановиться около той картины, которая больше всего понравилась. Таким образом, участники оказываются или в группах (те, которые выбрали одну и ту же картину), или по – одному. Предложите тем, кто оказался в группах, поделиться друг с другом, почему они оказались около этой картины, что их привлекло. Затем предложите обсудить, есть ли между ними еще что-то общее, кроме выбора одной и той же картины.

 

Тем, кто оказался один, предложите объединиться в группу. Пусть каждый подведет остальных участников к своей картине, расскажет, почему ее выбрал. После этого предложите обсудить, есть ли что-то общее между участниками, кроме того, что каждый из них оказался один около своей картины.

Соберитесь в круг. Пусть представитель каждой группы расскажет, удалось ли обнаружить что-то общее между участниками. Затем спросите ребят, что нового они узнали друг о друге.

Предложите участникам встать и еще раз, как будто заново, обойти все картины. На этот раз надо остановиться около той картины, которая меньше всего привлекает, которую бы точно не выбрал. Как и в предыдущий раз, образуется несколько групп – те, кто стоят около одной картины. Те, кто стоят у разных картин в одиночку, образуют свою группу и так же, как и в прошлый раз, знакомят друг друга со своими непонравившимися картинами. Пусть участники в группах обсудят, почему их не привлекает данная картина. Что еще между ними общего, кроме того, что им не нравится эта картина? Что еще в жизни им не нравится?

Соберитесь в круг. Пусть представитель каждой группы расскажет, удалось ли обнаружить что-то общее между участниками. Изменился ли состав групп? Затем спросите ребят, что нового они узнали друг о друге.

NB Обратите внимание подростков на то, что они оказывались оба раза около одной и той же картины с другими участниками, но не всегда их привлекало (или отталкивало) в этой картине одно и то же. Поговорите с участниками о том, что будучи не похожими друг на друга, мы все же можем найти что-то общее с другими участниками.

Предложите в последний раз обойти все картины. Теперь предложите каждому остановиться около той картины, которая «похожа на тебя». Скажите ребятам, что можно остановиться и у тех картин, которые они уже выбирали в первый или второй раз. (Бывает, что мы себе нравимся или не нравимся). Иногда получается заметить картину, на которую первый два раза не обращал внимания. В этот раз не надо образовывать групп. Пусть каждый участник, стоя около своей картины, скажет, чем эта картина похожа на него.

NB Если в группе есть участники, которые не смогли выбрать ни одной картины, предложите им рассказать, что было бы изображено на картине, похожей на них.

 

  1. Предложите участникам нарисовать себя в виде образа, символа, предмета. Можно просто заштриховать лист различными цветами, нарисовать линии. Главное – чтобы этот рисунок был похож на тебя. Затем соберите рисунки. Предложите ребятам объединиться в пары с тем человеком, которого они не очень хорошо знают, но к которому есть интерес. В парах участники задают друг другу по 5 вопросов, благодаря которым они смогут лучше узнать друг друга. Нельзя задавать вопросы про рисунки, которые были только что сделаны. Ведущий в это время раскладывает на полу, на партах или приклеивает скотчем на стены рисунки. Задача каждого участника – определить, где рисунок его партнера. У каждого есть 3 попытки. Соберитесь в круг и обсудите, удалось ли угадать, где рисунок партнера. Помогла ли в этом предварительная беседа? Сложно ли было придумывать вопросы? А отвечать на вопросы партнера? Если осталось время, предложите желающим показать свой рисунок группе и рассказать про него.

 

  1. * Если осталось время, предложите короткое упражнение «Я приглашаю на роль…». Скажите, что сейчас каждый на минуту станет режиссером. Участники по очереди садятся в круг и говорят, обращаясь к каждому: «Я бы пригласил бы тебя на роль (например, «юной красавицы», или «знаменитого спортсмена»). Обязательно напомните о правиле «никому не делать больно». Если вы видите, что кто-то огорчен или обижен, обязательно дайте возможность участнику сказать об этих чувствах. Обратите внимание «режиссера» и других участников группы, что можно вдруг нечаянно ранить человека. Обратите внимание того, кто обижен, что не всегда его хотели обидеть.

 

Заключительное обсуждение

Обсудите с участниками, что нового они узнали о других ребятах? Что было удивительно и неожиданно? Удалось ли узнать что-то новое про себя?

 

Занятие 3. Наши чувства.

Цели: помочь ребятам осознать важность и роль чувств. Получить опыт распознавания различных эмоций и телесного распознавания чувств.

 

Навыки, над которыми работаем:

Умение распознавать собственные чувства

Умение выражать чувства

Умение распознавать чувства другого

 

Материалы: карточки с названиями чувств и карточки с соответствующими пиктограммами мимики и телесного выражения эмоций. Чувства: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина, обида, спокойствие.

Работа группы.

Вступительная беседа

Скажите участникам, что сегодня вы поговорите о чувствах. Спросите ребят, какие они знают чувства. Записывайте на доске их ответы. Скажите, что чувства помогают нам ощущать и узнавать этот мир. Несмотря на то, что некоторые из них неприятно испытывать, все чувства – наши помощники. Все они что-то говорят нам. Попробуйте вместе решить, о чем говорит радость, злость, страх, грусть, удивление, вина. Спросите сначала ребят. Если им будет трудно, скажите, что страх предупреждает нас об опасности. Злость говорит нам, что кто-то хочет нас обидеть или мы не получаем того, чего хотели. Грусть сообщает о потере чего-то ценного. Подумайте вместе с участниками, о чем говорят нам другие чувства.

 

Работа по теме занятия

  1. Покажите ребятам карточки с изображением разных чувств. Хорошо, если вы подберете карточки отдельно с изображениями мимики и телесного выражения эмоций. Предложите участникам отгадать, какие чувства изображены на карточках и положить карточку с названием чувства рядом с его изображением. Спросите ребят, как они отгадывали, какие чувства изображены. Скажите, что чувства живут в теле. Мы распознаем их по выражению лица и по движениям тела.

 

  1. Предложите участникам изобразить разные чувства. Пусть один участник показывает чувства, а другие попробуют угадать, какое было показано чувство. Обратите внимание, что не всегда удается угадать, какое чувство испытывает другой человек. Поэтому лучше спросить у него и сказать о своих чувствах. Скажите, что на следующем занятии вы будете этим заниматься подробнее.

 

  1. Скажите, что важно не только узнавать, что чувствует другой человек, но и понимать, что ты чувствуешь сам. Скажите, что все наши чувства живут в теле. Спросите ребят, где в их теле живет радость, злость, страх. Спросите, что происходит с их телом, когда они испытывают эти чувства. Если это вызовет затруднения, скажите, что от злости некоторые люди сжимают кулаки, другие сжимают зубы, у кого-то поднимаются плечи. Предложите вспомнить какой-нибудь эпизод из жизни, свои чувства и понаблюдать за телом. Какие напрягаются мышцы? Что происходит с дыханием?

Предложите каждому участнику нарисовать на листе бумаги контур тела и разными цветами обозначить, где у него располагаются те или иные чувства. Предложите желающим показать рисунки. Обратите внимание, как по-разному мы чувствуем. Все испытывают радость, злость, страх. Но у каждого они разного цвета и располагаются в разных частях тела.

 

 

  1. Пусть каждый участник возьмет лист бумаги и сделает рисунок «Мир моих чувств». Это могут быть разные линии, цвета, символы. Предложите ребятам различные материалы для работы – фломастеры, мелки, карандаши. Затем предложите разделиться на пары и поделиться опытом создания рисунка. Пусть участники расскажут друг другу, что было сложным, что удалось легко, какие возникали чувства.

 

Заключительное обсуждение.

Предложите каждому участнику сказать, какие чувства он испытывал во время занятия и какое чувство он испытывает сейчас.

 

Занятие 4. Говорим о своих чувствах.

Цели: дать возможность участникам попрактиковаться в распознавании своих чувств и чувств других людей. Опробовать способ говорить о своих чувствах другому человеку. Попрактиковаться говорить о своих чувствах.

 

Навыки, над которыми работаем:

Умение сказать о своих чувствах другому

Новые формы и методы работы:работа над освоением навыка по предложенной схеме. Отработка навыка в микрогруппах.

 

Материалы:фотографии (картинки) с изображениями различных эмоций у людей, героев мультфильмов, животных. Карточки с описаниями ситуаций для работы в тройках. Схема «Как сказать о своем чувстве».

 

Работа группы

Вступительная беседа

 

Напомните ребятам про тему прошлой встречи. Скажите, что сегодня вы продолжите заниматься чувствами. Обратите внимание участников на то, как важно прислушиваться к себе, понимать, что ты сейчас чувствуешь.

 

Разминка

Скажите о своих чувствах сейчас. Теперь пусть каждый участник расскажет о своих чувствах.

 

Работа по теме занятия

  1. Предложите ребятам фотографии (картинки) с изображениями различных эмоций. Спросите, какие чувства, на их взгляд, изображены на картинке. Вспомните, как вы определяли чувства на прошлом занятии. Предложите участникам, глядя на картинку, попытаться принять такую же позу, такое же выражение лица. Спросите, помогает ли им это определить, что чувствует другой человек.

Предложите участникам разделиться на группы по 3-4 человека. Каждой группе раздайте несколько карточек с фотографиями (картинками). Предложите попрактиковаться в распознавании чувств.

Соберитесь в круг. Спросите у участников, были ли у них разногласия в угадывании чувств. Возможно, вы придете к выводу, что некоторые чувства распознавать проще (обычно это радость, злость), другие – сложнее (грусть, удивление, страх). Здесь нет цели обязательно прийти к этому выводу. Главное – дать участникам возможность понять, что не так-то просто определить чувства другого человека.

 

  1. Скажите, что поэтому теперь вы будете учиться говорить о своих чувствах к другому.

Откройте (или повесьте) схему «Как сказать о своем чувстве»:

        1. Я чувствую (страх, злость, обиду…) – или – мне (страшно, грустно, стыдно…)
        2. Когда ты … (описание того, что происходит).
        3. Давай подумаем, как нам быть в этой ситуации – или – что бы ты предложил? – или– я предлагаю тебе …(описание действия), а сам готов …(описание действия).

Продемонстрируйте работу по этой схеме на конкретном примере. Можно воспользоваться нашим примером или взять свой.

Пример. Первый участник: 1. Я испытываю досаду,

    1. Когда ты опаздываешь и не предупреждаешь об этом.
    2. Я предлагаю такой вариант. Ты будешь звонить, если задерживаешься, а я готов напомнить тебе об этом перед следующей встречей.

Второй участник:

1.Мне стало неловко,

2.когда ты сказал о своих чувствах

3.Мне нравится твое предложение. В следующий раз я буду звонить.

 

Теперь предложите участникам разбиться на тройки. Каждая тройка получает ситуацию на карточке. Один участник говорит другому о своих чувствах. Другой отвечает, что он чувствует в ответ. Третий следит за тем, говорят ли участники о своих чувствах или пытаются обвинять партнера.

 

Карточки с описаниями ситуаций для работы в тройках.

        1. Твой брат одолжил у тебя твою любимую рубашку и порвал ее.
        2. Учитель подумал, что ты списал, и поставил двойку. На самом деле списали у тебя.
        3. Мама уже 3 раза обещала дать денег, а теперь сказала, что обстоятельства изменились, и она не может этого сделать.
        4. Твой отец не взял тебя на рыбалку, хотя обещал это сделать.
        5. Вы решили не ходить на концерт, чтобы помочь другу подготовиться к экзамену. Вы прождали его 2 часа, а он так и не пришел.

 

NB Очень важно во время этого упражнения следить за тем, что участники действительно говорят о чувствах. Если вам кажется, что одного примера мало, приведите еще один. Вы можете предложите сначала одной тройке поработать в кругу, для демонстрации всем, как это делать. Возможные ошибки:

  • Обвинения, ты-высказывания: «Ты меня обидел»
  • Обзывания: «ты дурак и т.д.»
  • Второй участник вместо называния своих чувств начинает оправдываться или обвинять: «А ты-то сам…», «Я ничего такого не говорил…» и т.д.

Мы предлагаем вам останавливать подобные стычки и просить участников говорить о чувствах. Для этого необходимо во время работы в тройках подходить к каждой тройке и замечать нарушения в «Я - высказываниях». Если обстановка в группе накаленная, много агрессии, есть смысл работать с карточками в кругу, не разбиваясь на тройки. Тогда, конечно, нет возможности поработать всем, зато ситуация будет более безопасной.

 

Заключительное обсуждение

Предложите ребятам сказать, с каким чувством они уходят с занятия, что было важным для них.

 

Занятие 5. Мое тело.

Цели: обратить внимание подростков на значимость тела. Дать возможность с вниманием отнестись к своему телу – рассмотреть разные его области. Дать время на осознание ресурсов и сложностей своего тела.

 

Навыки, над которыми работаем:

Умение говорить о своих чувствах

Умение осознавать свое тело

 

Новые формы и методы работы:составление карты тела.

 

Материалы: бумага, мелки, карандаши, фломастеры, доска или ватман.

 

Работа группы

Вступительная беседа

Скажите, что сегодня вы очень необычными способами будете по-новому исследовать свое тело. Расскажите о важности нашего тела – ведь благодаря телу мы живем, мы чувствуем этот мир, здоровы или больны.

 

Разминка

Предложите участникам по очереди показывать разные движения. Движения выполняются какой-либо частью тела. Например, можно вращать руками, топать ногами, сжимать кисти рук, наклоняться и т.д. Один участник показывает движение, все остальные – повторяют. Когда кому-то надоело делать данное движение, он громко говорит «внимание!», называет другую часть тела и показывает свое движение, которое выполняется этой частью тела. Например, если все выполняли приседания, то участник может сказать: «Внимание, шея!» и начать вращение шеей. Через несколько минут остановите действие. Обсудите с участниками, все ли части тела участвовали в разминке. Придумайте вместе упражнение для того, чтобы размять, например, мышцы глаз (для этого можно смотреть поочередно вдаль и на близко расположенный предмет).

 

Работа по теме занятия

  1. Скажите ребятам, что сегодня мы будем составлять карту тела. Обратите внимание на то, как важно знать свое тело. Зная тело, мы лучше понимаем, что чувствуем, сколько у нас сил. Благодаря телу мы живем, получаем удовольствие от еды, от движения, от звуков и запахов.

Раздайте ребятам листы А3. Попросите их нарисовать контур своего тела. Нарисуйте для примера контур на доске. Скажите, что необходимо оставить на листе место для условных знаков, как на любой карте. Теперь предложите участникам разделить свое тело на разные области. Это могут быть «ресурсные места», «неизведанные земли», «сложные зоны» и др. Каждую зону можно как-то назвать или не придумывать особого названия. Предложите придумать условные знаки. Это могут быть разные цвета или какие-то символы. Предложите также подумать, как обозначить границы между областями. Скажите ребятам, что карта должна быть про их собственное тело. Скажите, что карту совсем необязательно будет всем показывать. Работа над ней важна, чтобы лучше понять свое тело. Приведите пример: «Я бы на своей карте отметила руки как «ресурсные зоны», потому что у меня очень сильные руки, а вот с ногами бывают проблемы, поэтому я заштрихую их как «сложные зоны», а вот к своим плечам я обращаюсь редко, мне еще предстоит с ними познакомиться, поэтому отнесу их к «неизведанным землям».

  1. После выполнения рисунков предложите подросткам объединиться в пары с тем участником, которому они больше доверяют, показать свой рисунок, рассказать друг другу о том, какие чувства возникали во время его выполнения. Пусть участники также поделятся в парах, какие чувства вызывает у них рисунок партнера.

Соберитесь в круг. Обсудите, что нового узнали подростки о своем теле. Желающие могут показать при этом свой рисунок.

NB Ни в коем случае не настаивайте на том, чтобы подростки показывали рисунки группе. Тема тела очень интимна и может быть довольно болезненной в этом возрасте. Не возражайте, если в парах кто-то не хочет показывать свой рисунок. Пусть в этом случае расскажут о своих чувствах во время рисования, если возможно – скажут, какие зоны изображены на их карте.

  1. Скажите, что сейчас вы предложите участникам необычный эксперимент. Скажите о том, как важны для нас наши руки. Но часто ли мы смотрим на них? Много ли о них знаем? Знаем ли, чем наши руки отличаются от рук других людей? Попросите подростков объединиться в пары с тем, кому они доверяют. Скажите, что упражнение будет проходить молча. Сначала каждый участник изучает свою руку, например, правую. Предложите рассмотреть каждый палец, закрыть глаза и определить на ощупь – насколько гладкая или шершавая рука, открыть глаза и попробовать обозначить цвет руки – это скорее холодный или теплый тон? Потом те же действия произвести с другой рукой. Затем предложите повернуться к партнеру, взять его руку и попробовать изучить ее – посмотреть, пощупать, сравнить со своей рукой – такого ли она размера, цвета, такая ли же на ощупь, как отличается ее температура?

Предложите партнерам обсудить результаты эксперимента. Предложите также поделиться чувствами – какие чувства были при исследовании своих и чужих рук?

Соберитесь в круг. Обсудите, что нового узнали участники в этом эксперименте.

 

Заключительное обсуждение.

Скажите, что тело – огромная ценность. О ценностях обычно заботятся, их берегут, за ними ухаживают. Расскажите ребятам, какие вы знаете способы заботиться о своем теле. Спросите их, как они заботятся о своем теле. Важно, чтобы беседа не свелась к лекции о вреде курения и важности утренней зарядки. Обратите внимание ребят на то, что заботиться о теле можно по-разному – есть то, что нравится и вкусно, занимаясь тем вида спорта, от которого получаешь удовольствие, принимая ванну или душ. Кто-то утром делает зарядку, а кто-то – просто потягивается, а активно двигается ближе к середине дня, после школы. Кто-то любит умываться холодной водой, а кто-то теплой. Важно понимать, от чего твое тело получает удовольствие и пользу, а что приносит ему вред. Все это – внимание к своему телу и забота о нем.

 

Занятие 6. Твое пространство.

Цели: ввести понятие «личное пространство». Дать возможность ребятам исследовать свое личное пространство, создавать его, защищать свои границы. Введение понятия «психологическое пространство».

 

Навыки, над которыми работаем:

Умение осознавать границы своего пространства

Умение защищать свое пространство

Умение уважительно относиться к границам другого

 

 

Материалы: веревки разной длины и фактуры, желательно – различных цветов, природные материалы (камни, ракушки, шишки и т.д.), различные предметы (ручки, карандаши, линейки, брелки, безделушки, коробочки), игрушки. Карандаши, мелки, фломастеры, бумага.

 

Работа группы

Разминка

Скажите, что у каждого человека есть его личное пространство. Предложите участникам, не вставая с мест, руками показать их пространство. Начните с себя. Покажите руками свое пространство справа, слева, спереди и сзади. Обращайте внимание, что пространства некоторых участников пересекаются. Спросите, что делать в таком случае. Обычно участники договариваются, немного раздвигая стулья, или соглашаются принять другого человека в своем пространстве.

 

Работа по теме занятия

Предложите подросткам походить по залу (или классу) и решить, где будет их место, их пространство. После этого предложите участникам выбрать разные веревки и обозначить с их помощью границы своего пространства. Скажите, что обозначать границы можно и при помощи стульев, карандашей, других материалов.

Пусть ребята «заселят» свое пространство разными предметами. Это могут быть предметы, принесенные вами (природные материалы, камни, игрушки и т.д.) или их собственные вещи. Тем, кто быстрее других справился с задачей, предложите написать девиз их пространства или те слова, которые должны прочитать люди, которые окажутся у них в гостях.

Когда все справятся, предложите каждому участнику представить свое пространство остальным, рассказать про чувства, которые возникали при его создании, менялось ли оно в процессе работы.

Теперь предложите ребятам сходить другу к другу в гости. Обращайте их внимание на соблюдение границ других участников. Если у кого-то возникнет желание объединить границы, пусть сделают это.

  1. После перерыва разберите «пространства» и вернитесь в круг. Обсудите, есть ли у них дома (или на даче) их личное пространство, безопасное место, где им хорошо, где можно отдохнуть и никто не мешает. Удается ли находить удобное, «свое» место там, куда приходишь в первый раз? Замечают ли они, куда садятся, как заботятся о своем месте?

Если позволяет время и вы считаете группу достаточно зрелой, спросите, как они думают, а что такое «психологическое пространство»? Если участники затрудняются, расскажите им про существование такого пространства. Скажите, что у каждого человека есть его личные права, есть граница допустимого с ним обращения. Границы эти разные для разных людей. Приведите пример этого занятия: кто-то приглашал в гости многих, а кто-то только одного человека или хотел побыть один, и наверное, никому бы не понравилось, если гости стали бы разрушать то, что построил участник. Так и в жизни. Есть люди открытые, которые могут многим рассказать что-то о себе, есть более закрытые, которые откровенны только с самыми близкими. Всем неприятно, когда их обижают, обзывают, бьют. Это и называется в психологии «нарушением личных границ».

NB Если эта тема затронула ребят, можно выделить еще одно занятие на построение «пространств» или обсуждения случаев нарушения границ.

Заключительное обсуждение

Спросите ребят, было ли для них новым знание о личных и психологических границах, что важного они узнали на занятии.

 

Внимание! Попросите ребят принести для следующего занятия несколько журналов, которые им нравятся и свою фотографию. Важно отметить, что из журналов вы будете вырезать картинки, а фотографию наклеивать, поэтому надо посоветоваться с взрослыми, что можно взять для занятия. Если у вас в кабинете нет ножниц и клея, попросите ребят принести клеящий карандаш и ножницы.

 

 

Занятие 7. Коллаж.

Цели: дать подросткам возможность обратиться к своему представлению о себе, своему внутреннему миру, презентовать себя, получить обратную связь от группы.

 

Навыки, над которыми работаем:

Умение следовать полученной инструкции

Умение доводить работу до конца

Умение вступать в обсуждение

Умение задавать вопросы

Умение презентовать свою работу группе

 

Материалы: листы ватмана А1, А2, А3, А4 – по количеству участников, ножницы, клеящие карандаши, старые журналы, календари.

 

Работа группы

Это действие займет целое занятие, поэтому разминка не проводится.

 

Работа по теме занятия

 

Если вы работаете с группой, которая уже занималась по программе ЖН, то напомните ребятам про то, как делается коллаж. Если группа в основном новая – подробно расскажите. Объясните, что коллаж – это большая картина, состоящая из маленьких картинок, надписей, цветовых пятен. Картинки могут располагаться на расстоянии друг от друга или накладываться одна на другую, могут даже слегка выходить за границу листа. Скажите, что сегодня каждый будет делать коллаж про себя. Можно придумать названия: «Какой я?», «Это я», «Я и мой мир» и др. или оставить коллаж без названия.

 

  1. Разложите в центре зала журналы, календари, картинки. Раздайте ножницы. Предложите взять по одному - два журнала. Листая их, пусть ребята отберут картинки, которые им нравятся, отрежут страницы с этими картинками и отложат их в отдельную стопку. Заранее просчитайте, сколько времени вы хотите потратить на изготовление коллажа. Этот этап (поиск картинок) может занять очень много времени, вместе с тем вы можете дать на него столько минут, сколько необходимо. По нашему опыту, картинки можно выбирать от 10 минут до 1 часа. Предупредите участников за 1 – 2 минуты, что пора заканчивать выбирать картинки.
  2. Предложите участникам листы ватмана. Пусть каждый выберет подходящий ему размер: целый лист ватмана, А3 или А4. Выбор размера листа также зависит от времени, которым вы располагаете. Если у ребят ушло много времени на выбор картинок, а вы хотите еще подвести итоги темы, не предлагайте целых листов ватмана. Хорошо, если у вас будут разные листы, чтобы каждый мог выбрать. Предложите отобрать из выбранных те картинки, которые хочется расположить на листе. Их можно по-разному вырезать. Пусть участники сначала разложат все картинки, а уже потом наклеивают. Лучше использовать клеящий карандаш. Свободные места между картинками можно оставить пустыми или закрасить. Раздайте желающим фломастеры или мелки. Это действие (вместе с уборкой мусора) занимает 20 – 30 минут. Параллельно подготовьте мешки для мусора, разложите их в нескольких местах зала. Попросите тех, кто закончил коллаж раньше, помочь вам убрать мусор и сложить журналы.
  3. Соберитесь в круг. Пусть каждый положит перед собой свой коллаж. Каждый участник по очереди рассказывает, как он выбирал картинки, какие чувства испытывает сейчас, глядя на свой коллаж, делал ли он его по определенному замыслу или интуитивно. После того, как участник закончил свой рассказ, остальные участники делятся чувствами, которые у них возникли. Ведущему надо внимательно следить, чтобы назывались именно чувства, а не оценки качества коллажа. Даже если оценка высокая, например «Твой коллаж очень красивый и яркий», это все равно оценка. Скажите, что сейчас важно сказать, какие чувства вызывает коллаж в целом или отдельные его части. Например, «Мне становится спокойно и уютно, когда я смотрю на твой коллаж» или «Меня пугает картинка в правом углу, а картинка в центре очень притягивает взгляд».

NB Будьте внимательны к нарушениям правил, к возможным оскорблениям. Если в группе много агрессии, и Вы боитесь, что она может выплеснуться в виде отрицательных отзывов относительно коллажей, можно провести презентацию без откликов, а просто предложив всем поаплодировать каждому после его рассказа.

  1. Предложите ребятам забрать коллажи домой, при желании – повесить у себя в комнате, может быть – что-то переделать или дополнить.

NB На наш взгляд, презентация коллажей – очень важный момент, который дает возможность участникам не только услышать обратную связь, но и суметь рассказать что-то о себе другим. Обычно это действие сплачивает группу, создает более теплую атмосферу. Изготовление коллажей увлекает ребят, ведущему приходится руководить процессом, следя за временем. По нашему опыту, иногда процедура презентации коллажей из-за этого свертывается или вовсе игнорируется. Очень важно рассчитать время таким образом, чтобы на презентацию осталось 20 – 30 минут, и каждый участник (если он хочет) имел возможность рассказать о своем коллаже.

 

Заключительное обсуждение

Спросите ребят, что важного было для них сегодня. Затем скажите, что это последнее занятие темы. Вспомните вместе, чем вы занимались эти 7 встреч. Пусть каждый расскажет, что запомнилось больше всего.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!