Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Виды источников (форм) права



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине «Правоведение»

для специальности 06101 – Лечебное дело (очная форма обучения)

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1

Тема:«Государство и право. Их роль в жизни общества. Основные правовые понятия».

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 3_ от «12» октября_ 2011 г

 

Заведующий кафедрой

к.м.н., доцент ________ Шульмин А.В.

 

Составитель:

Ст.преподаватель___________Андреева Н.Н.

 

 

Красноярск

 

1.Значение изучаемой темы:

Учебное значение изучаемой темы:Формирование теоретических знаний у студентов медицинского университета при дальнейшем осуществлении ими практической деятельности.

Профессиональное значение изучаемой темы: Формирование правосознания полноценного члена общества, участника правоотношений с базовыми знаниями правовых основ с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности.

Личностное значение изучаемой темы: Полученные знания позволят студенту осознать значимость прав и свобод граждан в Российской Федерации и руководствоваться ими в медицинской практике.

2.Цель изучения темы: Сформировать правосознание и правовую культуру врача. Изучить основные понятия права. Разбираться в системе права, роли права и государства в жизни человека и общества.

Для достижения данной цели необходимо:

Знать:

1.Определения основных правовых понятий.

2.Закономерности возникновения, построения и функционирования права и государства.

Уметь (речь идет о практических навыках по решению ситуационных задач): отличать юридические факты от фактов в общеизвестном смысле.

Иметь представление:

О социальных нормах.

Иметь навыки: Оценки основных форм вины и юридической ответственности.

План проведения занятия

Этапы занятия
1. Входящий тестовый контроль
2. Устный опрос с коррекцией знаний и разбором темы
3. Самостоятельная работа.
4. Разбор и обсуждение выполненной самостоятельной работы Итоговый контроль
5. Анализ подведение итогов
6. Задание на дом

Основные понятия и положения темы

 

 

1. Государство и право. Вся жизнь человека состоит из определенных поступков, действий. Одни поступки/действия являются общественно полезными и даже необходимыми для общества; другие носят антиобщественный характер, вредны или опасны для общества; есть поступки, действия, которые нейтральны, никак не задевают общество.



Одна из задач государств - воздействовать на поведение человека, направить его действия и поступки в нужное русло. Делается это государством с помощью главного инструмента в его руках - права.

Государство воздействует на поведение человека и тем самым регулирует общественные отношения посредством трех видов правил (норм):

- норм, которые запрещают определенные поступки; такие нормы называются запрещающими. Запреты - самая древняя, самая понятная форма регулирования общественных отношений. Наиболее важные для государства запреты содержатся в Уголовном кодексе. Языком Уголовного кодекса государство запрещает людям убивать друг друга, воровать, угонять самолеты, брать людей в заложники, совершать террористические акты и т.п. Любой нарушивший данные запреты будет иметь дело с государством, понесет уголовную ответственность. Запреты содержатся в большинстве законов и подзаконных актов. Чтобы исполнить запрет, достаточно не делать то, что запрещено. Другими словами, государству необходимо от вас бездействие;

- норм, которые обязывают совершить определенные поступки, действия; такие нормы называются обязывающими. В этом случае государству необходимы от вас активное поведение, активные действия - например, заплатить налоги, послужить в армии и т.п. Человека окружают тысячи обязанностей. Одни обязанности проистекают напрямую из законов и подзаконных актов (воспитывать своих детей), другие обязанности человек приобретает по договорам, и выполнение таких обязанностей также санкционировано государством. Например, если заключен трудовой договор, человек обязан выполнять трудовые нормативы, соблюдать внутренний распорядок дня; если заключен договор подряда, по которому человек подрядился выполнить определенную работу в срок и качественно, он должен выполнять эту обязанность;



- норм, которые предоставляют определенные права, правомочия; такие нормы называются управомочивающими (или разрешающими). Посредством управомочивающих норм государство закрепляет за человеком определенные права, в том числе права, которые получили название естественных прав, - право на свободу, на достоинство, на честь, на собственность и др. Государство предоставляет гражданину комплекс избирательных прав. Ряд прав человек приобретает по договорам, и такие права также охраняются государством. Если заключен договор купли-продажи, то продавец имеет право на получение денег, а покупатель - на получение купленной вещи. Если заключен трудовой договор, то наемный работник имеет право на получение заработной платы.

Следует обратить внимание, что перечисленные виды норм - запрещающие, обязывающие и управомочивающие - действуют не только в отношениях между людьми, а в отношениях с участием любых субъектов права: людей, предприятий, общественных организаций, государственных органов и др. Широта охвата данных норм зависит от воли государства. Отдельные нормы носят всеохватный характер, например обязанность соблюдать конституцию и законы страны; другие нормы касаются только определенных субъектов в определенных обстоятельствах.

Устанавливая запрещающие, обязывающие или управомочивающие нормы, государство управляет поведением общества, регулирует отношения, направляет их в нужную сторону.

2. Государство и неправовые нормы. Право - не единственный регулятор общественных отношений: оно регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные отношения - отношения собственности, власти, управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п.

На поведение человека влияют также разного рода правила (нормы), которые не исходят от государства и потому называются неправовыми. Так, например, люди покупают подарки ко дню рождения своим близким, друзьям, уступают место в транспорте престарелым, соблюдают посты в соответствии с предписаниями религиозных книг и т.д. Что заставляет людей поступать так, а не иначе?

Среди неправовых норм, которые участвуют в регулировании общественных отношений, можно назвать, в частности, следующие:

- нормы обычаев (например, обмен кольцами во время бракосочетания);

- религиозные нормы (крещение ребенка, исповедь и т.п.);

- нормы морали, нравственности (например, не изменять супругу в браке; помочь товарищу в беде) и некоторые другие нормы.

Все такого рода неправовые нормы также налагают права, обязанности, запреты, и люди выстраивают свое поведение, свои поступки в соответствии с данными нормами.

Воздействие комплекса социальных норм на общественные отношения можно условно передать следующей схемой.

 

┌───────────────────────┐

│ государство │

└───┬───────────────┬───┘

│ │

┌─────V─────┐ ┌─────V───────┐

│ правовые │ │ неправовые │

│ нормы │ │ нормы │

└─────┬─────┘ └┬────┬────┬──┴────────┐

│ │ │ │ │

│ ┌───V──┐ │ └──┐ │

│ │обычаи│ │ ┌───V───┐ │

│ └┬─────┘ │ │ мораль│ │

│ │ │ └───┬───┘ │

│ │ ┌───V────┐ │ ┌───V────┐

│ │ │ религ. │ │ │ прочие │

│ │ │ нормы │ │ │ нормы │

│ │ └───┬────┘ │ └───┬────┘

│ │ │ │ │

┌─V-------V-------V-------V--------V─┐

│ общество │

└────────────────────────────────────┘

 

Все указанные выше явления в жизни часто переплетаются, взаимодействуют между собой и с правом, "помогая" друг другу в регулировании общественных отношений, добиваясь от человека нужного обществу поведения.

Государство дифференцированно относится к тем или иным обычным, религиозным, моральным нормам, а именно:

- поддерживает их, закрепляет в праве. Так, например, общечеловеческая мораль, представленная в концепции прав человека, нашла закрепление в российской Конституции;

- относится к ним безразлично, поскольку соответствующие нормы не затрагивают интересов государства, не имеют общественной значимости (например, для государства не важно, будут жених и невеста обмениваться кольцами при бракосочетании или нет);

- противостоит отдельным нормам, запрещает их, борется с ними. Например, государство борется с обычаем кровной мести, с религиозными нормами, выработанными тоталитарными сектами, оккультными религиями, подавляющими личность.

Государство, право, неправовые нормы входят в состав политической системы общества.

Правовые и неправовые нормы объединяются термином "социальные нормы". Социальные - значит направленные на регулирование общественных отношений.

Многие столетия идут поиски такого состояния политической системы, когда человек и власть, общество и государство были бы не враждебными силами, а взаимодополняющими началами общественной жизни.

Политические системы современных развитых государств западного типа нашли такой баланс в идеологических концепциях гражданского общества и правового государства.

 

Признаки права

Нормативность права. Наличие норм права говорит человеку о том, какие его действия будут правомерными (возможными, необходимыми), а за какие поступки возможно наступление неблагоприятных последст­вий, то есть санкций.

Обязательность. Общеобязательный характер норм права выражается в том, что все члены общества обязаны выполнять их требования.

Формальная определенность. Нормы права выражены в официальной форме: закреплены в нормативно-правовых актах государства (законах, решениях судов, прецедентах).

Неперсонофицированность и неоднократность действия права. Нормы права не имеют конкретного адресата, они обращены ко всему населе­нию.

Связь права с государством. Этот признак выражается в том, что госу­дарство не только целенаправленно создает нормы права (правотворчест­во), но и обеспечивает реализацию их требований с помощью правоохра­нительных органов.

На основе указанных признаков права можно сформулировать определение права.

Право - это система общеобязательных норм, выражающих государственную волю и являющихся государственным регулятором общественных отношений.

 

Функции права

Различают две функции права - регулятивная и охранительная.

Содержание регулятивной функции права состоит в обеспечении чет­кой организации и стабильного функционирования общественных отно­шений. Это находит выражение в том, чтобы отчетливо закрепить права и свободы человека и гражданина, полномочия государственных органов и должностных лиц.

Охранительная функция права заключается в отделении нормы права от других норм (морали, традиций, обычаев). Она осуществляется орга­нами государства, принимающими индивидуальные властные решения, направленные на охрану положительных и вытеснение вредных, опасных для общества отношений.

5. Источник (форма) права

Есть способ, внешняя форма выражения и закрепления содержания правил поведения, которые сообщают им качество правовой нормы, то есть становятся определенными, постоян­ными и обязательными.

Виды источников (форм) права

Правовой обычай – обычай, санкционированный государством.

Судебный прецедент – решение суда (как правило, вышестоящего) по какому-нибудь конкретному делу, которому придается обязательная сила в отношении всех аналогичных дел, возникших после этого решения.

Нормативный договор - это соглашение между несколькими государствами, международными организациями или иными субъектами права. Источники права могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО).

Нормативно-правовой акт –акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. Это основной источник права в нашей стране..

Нормативно-правовые акты делятся на конституционные законы, обыкновенные законы и подзаконные акты.

 

6. Норма права и ее структура. Присмотримся теперь к отдельной норме права. Нормы - это правила, которые возлагают на нас права или обязанности. Через нормы права государство добивается от всех нас определенного поведения и в конечном счете общественного порядка.

Норма - это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, охраняемое государством.

Вот некоторые примеры норм права:

- гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 6 Конституции РФ);

- никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13 Конституции РФ);

- Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации (ст. 117 Конституции РФ);

- ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка... (ст. 60 Семейного кодекса);

- административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 Кодекса об административных правонарушениях);

- нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу (ст. 227 Гражданского кодекса);

- работодатель... обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной (ст. 66 Трудового кодекса).

Государство тщательно "продумывает", если можно так выразиться, каждую норму права, ищет те сферы отношений, которые нуждаются в новых правилах. Если такие правила не будут своевременно даны, люди не будут знать, каким образом себя вести, решать свои вопросы и проблемы, и общество столкнется с конфликтами интересов, с беспорядком.

При этом государство в своем правотворчестве, как правило, всегда запаздывает: жизнь развивается быстрее, чем государство успевает формулировать нормы.

Появились компьютеры и Интернет - и понадобились правила, регулирующие отношения с использованием Интернета. Появились генетически модифицированные продукты - и государства стали регулировать порядок их производства и продажи. Возникли проблемы с экологией - и государства активно занялись разработкой норм по охране окружающей среды.

К каким-то вопросам государства пока не могут найти однозначного решения. Так, например, обстоит дело с клонированием человека, пересадкой органов и их искусственным выращиванием, практикой эвтаназии (помощи в уходе из жизни), однополыми браками, умеренным потреблением легких наркотиков и т.п.

Получается, что общественные отношения уже появились, а государство не может определиться, не может найти баланс между общественным интересом и интересами отдельных людей, групп людей, организаций. Где-то государство запрещает появившуюся практику (например, эвтаназию) или временно приостанавливает ее (например, опыты по клонированию); где-то, наоборот, разрешает то, что раньше было недопустимо (однополые браки, умеренное потребление легких наркотиков).

В наши дни общество, общественные отношения развиваются особенно интенсивно. Усиливаются взаимосвязи между народами, государствами и их экономиками, мир превращается в единое целое. Человек осваивает все новые и новые сферы. На повестке дня освоение Луны и ее ресурсов, расширение хозяйственной деятельности человека в космосе. Появляются фантастические технологии, которые приходят в повседневную жизнь. Все это требует и будет требовать новых норм права.

При разработке новых норм выдерживается определенный алгоритм, по которому разрабатываются все нормы права: сначала должна быть обрисована ситуация, в которой требуется определить право или обязанность сторон, затем формулируется сама обязанность (право) и, наконец, указывается на неблагоприятные последствия несоблюдения правила.

Этот алгоритм можно передать формулой "Если - то - иначе", что означает:

- если сложится такая-то ситуация, такие-то обстоятельства;

- то у субъекта возникает такая-то обязанность (право), которую он должен исполнить;

- иначе субъект понесет такую-то ответственность, должен будет претерпеть неприятные, неблагоприятные последствия.

Все эти три части являются частями нормы права. Каждая из этих частей имеет свое название: первая часть - гипотеза; вторая - диспозиция; третья - санкция.

Следовательно, внутреннее строение нормы носит системный характер и, как правило, включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза - это указание на условия, при которых реализуется, действует норма. Диспозиция - это само правило поведения, из которого проистекают права и/или обязанности субъектов права. Санкция - это указание на ответственность в случае нарушения нормы.

Именно по такому алгоритму вырабатываются нормы права государством (законодателем). Сложность состоит в том, что не всегда формулировки норм однозначны.

Зачастую требуется приложить усилия, чтобы правильно проанализировать норму и понять заложенную в нее волю законодателя, определить все части нормы. Иногда слова гипотезы, например, свернуты всего лишь в одно - два слова либо предполагаются "за кадром".

Кроме того, в большинстве случаев третьи части норм (т.е. санкции) отделены от норм и помещены отдельно. Так, например, мы можем рассматривать Уголовный кодекс или Кодекс об административных правонарушениях как сборники санкций ко множеству норм права.

Чтобы правильно понять и применить ту или иную норму права, мы должны определить волю законодателя, а для этого найти в нормативных актах все три части нормы.

7. Виды норм.

Существует множество классификаций норм права. С некоторыми из них мы познакомимся чуть дальше. Однако одна из наиболее важных классификаций - это разделение норм на три категории:

- нормы обязывающие;

- нормы запрещающие;

- нормы управомочивающие (можно называть их также разрешающими или дозволяющими нормами).

Устанавливая тот или иной вид нормы, государство добивается от нас нужного поведения: либо чтобы мы не делали чего-то (бездействовали), либо, наоборот, делали что-то, либо действовали по своему усмотрению - в рамках своих прав.

Схему соотношения государства, права и общества можно интерпретировать следующим образом.

 

 

┌────────────────────┐

│ государство │

└──────────┬─────────┘

┌────────V────────┐

│ право │

├────────┬────────┤

│ │ │

│ │ │

┌──────────V┐ ┌─────V─────┐ ┌V──────────┐

│дозволяющие│ │запрещающие│ │обязывающие│

│ нормы │ │ нормы │ │ нормы │

└─────────┬─┘ └─────┬─────┘ └─┬─────────┘

│ │ │

│ │ │

┌V---------V---------V┐

│ общество │

└─────────────────────┘

8.Система права. Система институтов и отраслей права

Система права – это внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними.

Система права - это структурная организация норм. Система имеет свои "элементарные частицы" и более сложные компоненты, выстроенные в определенном порядке. Какие же элементы составляют систему праву?

"Первичным" элементом права является норма, т.е. есть отдельное правило, исходящее от государства. Нормы - это и есть те "атомы", из которых складываются "молекулы" и вся "материя" права.

Однако, как известно, одной нормой в наше время нельзя отрегулировать практически ни один вопрос, ни одно отношение.

К примеру, чтобы отрегулировать отношения, связанные со вступлением в брак, необходим целый набор норм/правил: вступающие в брак должны достигнуть определенного возраста - одна норма; брак должен быть добровольным - вторая норма; ни один из вступающих в брак не должен состоять в другом браке - третья норма; вступающие в брак не должны приходиться друг другу близкими родственниками - четвертая норма; вступающие в брак должны подать заявление - пятая норма; брак подлежит государственной регистрации - шестая норма и т.д.

Вот эти-то несколько норм, которые задействованы в регулировании отношений по вступлению в брак, получили название института брака.

Равным образом группы норм, которые регулируют отдельные отношения или группы отношений, называются правовыми институтами. Вся система права состоит из множества институтов. Если отдельные нормы - это "атомы" права, то институты - целые "молекулы". Эти "молекулы" активно управляют разными сторонами общественной жизни.

Итак, правовой институт - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

Вот несколько примеров правовых институтов:

- институт купли-продажи (в гражданском праве);

- институт усыновления (в семейном праве);

- институт заработной платы (в трудовом праве);

- институт государственной службы (в административном праве);

- институт необходимой обороны (в уголовном праве);

- институт прав человека (в конституционном праве); и др.

Если всмотреться во множество правовых институтов, можно увидеть, что отдельные группы институтов также имеют какие-то "родственные признаки"; институты тяготеют друг к другу. По таким признакам институты объединяются в отрасли права.

Например, что "родственного" имеется между институтом купли-продажи, институтом займа, институтом дарения, институтом залога? Все они, так или иначе, связаны с движением имущественных ценностей от одного собственника к другому, связаны с правом собственности. Все названные институты входят в отдельную отрасль права - гражданское право.

Институт брака, институт усыновления, институт брачного договора и другие подобные институты образуют еще одну отрасль - семейное право.

Все институты "раскладываются" по отдельным отраслям права. Существуют, кстати, институты, которые занимают промежуточное место между отраслями, как бы связывая, "стягивая" отрасли между собой (институт штрафа и др.). Это - межотраслевые институты.

Некоторые институты являются настолько большими, что их разбивают на субинституты или считают подотраслями. Характерным примером служит право собственности - подотрасль гражданского права.

Итак, отрасль права - это обособившаяся совокупность норм, регулирующих определенную область общественных отношений.

Вот несколько примеров отраслей права:

- конституционное право. Эта отрасль регулирует отношения между государством и обществом по поводу прав человека и гражданина, принципов организации самой власти;

- уголовное право. Эта отрасль содержит наиболее важные для государства и общества запреты: запрет на убийство, кражу, захват заложников и др. Нарушение запрета считается преступлением и наказывается по Уголовному кодексу;

- административное право. Эта отрасль регулирует отношения в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления;

- гражданское право. Эта отрасль регулирует главным образом имущественные отношения в обществе;

- трудовое право. Данная отрасль регулирует в основном отношения между наемными работниками и работодателями;

- семейное право. Регулирует внутрисемейные отношения, отношения по вступлению в брак, прекращению брака, отношения между родителями и детьми и т.п.

Соответственно этому получается еще одна классификация норм права. Нормы в зависимости от предмета регулирования подразделяются на конституционные, уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, трудовые, семейно-правовые и т.п.

В рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли: в гражданском праве - авторское, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное право; в конституционном праве - избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное.

Отрасли не придумываются законодателем, а складываются объективно; законодатель лишь осознает и оформляет общественную потребность.

Как правило, в каждой отрасли выделяются общая и особенная части. В общую часть отрасли входят нормы, обслуживающие особенную часть. А особенная часть, в свою очередь, конкретизирует общую часть отрасли.

Так, в уголовном праве общая часть содержит нормы, касающиеся понятия преступления, классификации преступлений, отягчающих и смягчающих обстоятельств, института соучастия, обстоятельств, исключающих уголовную ответственность, понятия наказания, видов наказания; особенная часть содержит нормы, касающиеся составов отдельных преступлений: преступления против жизни и здоровья; преступления против несовершеннолетних; преступления против собственности; преступления против общественной безопасности; преступления против конституционного строя и безопасности государства; преступления против государственной власти и государственной службы; воинские преступления и т.д.

Общая часть гражданского права посвящена статусу физических и юридических лиц, понятию и видам гражданско-правовых сделок, праву собственности, возникновению и исполнению имущественных обязательств, понятию и условиям договоров в гражданском праве. Особенная часть содержит нормы, регулирующие условия отдельных видов договоров: договора купли-продажи, мены, аренды, подряда, перевозки, хранения, страхования, поручения, комиссии и др.

Если представить право в виде огромного здания, то нормы права будут выступать как кирпичики, институты - как отдельные квартиры, а отрасли - как подъезды этого здания.

9. Материальное и процессуальное право. "Здание" права условно подразделяется на две части: материальное право и процессуальное право.

К материальному праву относятся все нормы, институты и отрасли, которые непосредственно регулируют общественные отношения. Все указанные выше институты и отрасли являются материальными.

Однако если какая-то сторона не выполняет своих обязательств, вытекающих из права, т.е. выступает как правонарушитель, либо возникает спор между сторонами по поводу выполнения того или иного обязательства, появляется необходимость в правилах обращения к суду, привлечения к ответственности, разрешения споров. Все такого рода правила составляют процессуальную часть права.

Итак, процессуальное право - это нормы, регулирующие процедурные, организационные вопросы разрешения споров и судебного рассмотрения правонарушений.

К процессуальному праву относятся: гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное, конституционно-процессуальное право.

Уголовный кодекс содержит нормы и институты материального права, а Уголовно-процессуальный кодекс - нормы и институты процессуальные. Гражданский кодекс содержит нормы и институты материальные, а Гражданский процессуальный кодекс, соответственно, - процессуальные.

Что можно и чего нельзя делать в реальной жизни, мы узнаем из Уголовного и Гражданского кодексов. Когда же налицо нарушение Уголовного кодекса или спор по гражданско-правовому договору, необходимо обращаться к Уголовно-процессуальному и Гражданскому процессуальному кодексам. Именно там содержатся правила, касающиеся подготовки дел к суду и рассмотрения их в суде.

10. Публичное и частное право. "Здание" права условно можно подразделить также на публичное право и частное право.

К публичному праву относятся нормы, институты и отрасли, в которых преобладают государственные интересы, интересы публичной власти. Вовлеченность государства в такие правоотношения - наивысшая.

Понятно, что если государство посредством Уголовного кодекса устанавливает для граждан сферу наиболее важных запретов, эта сфера становится сферой особого интереса государства. Государство следит за соблюдением запретов, и если кто-то нарушит запрет, попадет в руки государства, будет иметь дело с государством. Уголовная сфера - сфера преимущественно публично-правовая.

Конституционное право регулирует отношения между государством и обществом по поводу прав человека и гражданина, по поводу организации самой власти. Очевидно, что все эти вопросы - сфера особых интересов государства. Поэтому конституционное право - отрасль публичного права.

К публичному праву относятся, в частности, административное, финансовое право и другие нормы, институты и отрасли.

В публичном праве, а значит и в публично-правовых отношениях, государство использует более жесткие методы регулирования. Такой тип регулирования часто называют императивным регулированием.

Для императивного регулирования характерно, что нормы сформулированы однозначно; они не предполагают какой-то свободы в выборе поведения, альтернатив и четко предписывают права и обязанности. Возможностей отступить от этих прав и обязанностей не предусмотрено.

Все право, кстати, в преобладающей своей части содержит именно такие нормы.

Частное право регулирует преимущественно такие отношения, в которых преобладают частные интересы. В сфере частноправовых отношений "общаются" главным образом частные лица - физические и юридические. Они вступают в договоры друг с другом как равноправные, согласовывая свои интересы и, соответственно, условия договоров.

Одному лицу надо купить какую-то вещь, а другому продать эту (такую же) вещь, и два лица встречаются, договариваются, на каких условиях произойдет передача вещи, ее оплата. В конечном итоге собственник вещи меняется, вещь переходит к другому собственнику. В результате сделки оба лица получили то, что хотели; они согласовали свои интересы, и их интересы удовлетворены.

В сфере частных интересов государство по-другому регулирует общественные отношения - не так жестко. Государство предпочитает другой метод регулирования - диспозитивный.

При диспозитивном методе регулирования государство устанавливает такие правила, которые позволяют сторонам отступить при необходимости и желании от данных правил. В этом случае степень свободы лиц в выборе поведения увеличивается, у них появляются альтернативы действий.

Так, например, имущество супругов при разводе должно делиться пополам, если супруги не договорились об ином. В данной норме предусмотрена альтернатива: либо супруги договариваются, каким образом, в каких долях они разделят имущество при разводе, либо это имущество будет автоматически разделено пополам.

В частноправовой сфере государство дает обществу законы, в которых преобладают диспозитивные нормы. Тем самым государство как бы говорит обществу: это - сфера ваших интересов, и вы сами решайте свои вопросы; на всякий случай, чтобы помочь вам состыковать ваши интересы, я даю вам запасные, резервные правила.

Если государство вступает в сферу частных интересов, например как продавец или покупатель, то оно должно вести себя в такого рода сделках по правилам частного права, т.е. не пользоваться своей публичной властью, оставаться равноправной стороной в договоре.

К сфере частного права относятся нормы и институты таких отраслей, как гражданское право, трудовое, семейное.

Таким образом, правовые нормы в зависимости от метода правового регулирования можно подразделить на нормы императивные и диспозитивные. Иногда к ним добавляют также нормы рекомендательные, в рамках которых государство предоставляет еще большую степень свободы действий, чем при диспозитивном регулировании.

В рекомендательных нормах государство формулирует свои рекомендации, пожелания и не предусматривает каких-либо санкций за нарушение рекомендаций. Рекомендательных норм, понятно, не так уж много, поскольку они не обеспечивают четкого и жесткого регулирования.

 

Структура правоотношения

Значительная часть общественных отношений регулируется без права - другими регуляторами (моральными, религиозными нормами, обычаями).

Поэтому та часть общественных отношений, которая урегулирована всеми нормами, правом в целом, называется правоотношениями. Это правоотношения в широком смысле слова.

В то же время одна отдельная норма права образует "свое" правоотношение. Это правоотношение в узком смысле.

Итак, правоотношение (в узком смысле) - это общественное отношение, урегулированное юридической нормой, порождающей субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношения имеют сложную структуру, включающую в себя объ­екты, субъекты, а также права и обязанности последних.

В состав правоотношения входят следующие элементы:

- субъекты правоотношения;

- объект правоотношения;

- субъективное право;

- юридическая обязанность.

Условно структуру правоотношения можно было бы изобразить следующим образом.

 

┌───────────────┐

│ норма права │

└┬────┬─┬─┬────┬┘

│ │ │ │ │

┌──────┘ │ │ │ └──────┐

│ │ │ │ │

┌───────────V────┐┌─────V-V-V─────┐┌────V──────────┐

│ субъект ││ общественное ││ субъект │

│(управомоченная ││ отношение ││ (обязанная │

│ сторона) ││ (объект) ││ сторона) │

└────────────────┘└───────────────┘└───────────────┘

 

Объект правоотношения - это материальное или нематериальное благо или поведение лица, по поводу которых возникает правоотношение.

Субъекты правоотношений - это их участники, наделенные юридически­ми правами и обязанностями. Именно на реализацию законных прав и ин­тересов субъектов направлено правоотношение.

Круг субъектов весьма разнообразен: государство, государственные (административно-территориальные) единицы; юридические лица, физические лица.

Административно-территориальные единицы - республики, города, округа, области и т. п.

Юридические лица

Физические лица - конкретные люди, стремящиеся к удовлетворению своих потребностей, исполняющие возложенные на них обязанности.

Субъектами правоотношений являются не только отдельные лично­сти, но и их общности (нации, народности).

Объем прав и обязанностей субъектов определяется их праводееспособностью (правосубъектностью). Правоспособность субъекта - закреплен­ная в законе его способность иметь права и нести обязанности.

Правоспособность физического лица возникает с момента рождения. ком по закону, то есть здесь правоспособность возникает до рождения. Правоспособность физического лица прекращается смертью (объявле­нием гражданина умершим в судебном порядке).

Дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и нести обязанности. Дееспособность лица может быть полной, частичной, ограниченной. Объем дееспособности зависит от ряда критериев, прежде всего от возраста. Так, частичной дееспособно­стью обладают малолетние лица (в возрасте от 6 до 14 лет). Они вправе: самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки и сделки, на­правленные на получение выгоды, не требующие нотариального удосто­верения или государственной регистрации; распоряжаться средствами, предоставленными для личных нужд.

Частичная дееспособность и у несовершеннолетних (от 14 до 18 лет). Однако пределы их дееспособности значительно расширены. Указанные лица вправе: самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипен­дией и иными доходами; осуществлять авторские права; вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; с 16 лет быть членами кооперативов.

В полном объеме дееспособность возникает при достижении восемна­дцатилетнего возраста, то есть совершеннолетия. Полностью отсутствует дееспособность у малолетних (до 6 лет).

На содержание дееспособности оказывает влияние ряд взаимосвязан­ных факторов, прежде всего - состояние гражданства, состояние их здоровья (гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значе­ния своих действий или руководить ими, может быть признан судом недее­способным). Выделяется и такой фактор, влияющий на дееспособность, как зако­нопослушность субъектов. Например, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, не пользуются избиратель­ным правом. В ряде случаев дееспособность зависит от семейного положе­ния. Так, лица, вступившие в брак до восемнадцати лет, в том числе рас­торгнувшие его в этом возрасте, признаются полностью дееспособными.

Перечень обстоятельств, влияющих на объем дееспособности кон­кретного лица, не является исчерпывающим и может быть дополнен дру­гими факторами.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!