![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Социальные основы материнства. (Социальная работа и педагогика)
Определение понятия материнства Составляющие материнство основы (междисциплинарный обзор) Содержание, функции материнства, типы матерей. 4. Становление и подготовка женщины к материнству (формирование образа материнства в зависимости от возраста)+механизм формирования материнства в детстве 1. Материнство один из важных периодов в жизни многих женщин. В разных странах и народах сложились свои культурные, правовые и социальные особенности и традиции, выработанные и проверенные временем. Несмотря на такой широкий диапазон многообразия характеристик, одновременно простого и сложного этапа в жизни – «материнство», можно найти одно сходство в том, что принятие и реализация роли и обязанностей матери изменяет образ жизни и стиль поведения женщины. На сегодняшний момент в науке не существует единого определения понятия материнства, но оно может быть сложено из череды определений из различных дисциплин, источников и авторских взглядов. В нескольких группах индоевропейских языков русское слово «мать», английское «mother», немецкое «mouder» и др. имеют схожий, созвучный корень, несущий в себе следующие смысловые нагрузки: находящийся в гармонии, ранний, то есть первый, природный; приближённый к воде и земле, как источнику жизни и ее общее начало; сосуд для жизни и сама ее причина[1]. Углубляясь в другие языки и семиотику слова «мать», можно увидеть, что все трактовки и смыслы схожи в одном: мать, та, что дарует жизнь, она есть начало и причина. Тот же смысл первоначала, единства и «света», уже напрямую заложенный и отраженный в образах и явлениях, находится во многих религиозных, литературных произведениях и писаниях: «Мать сыра Земля и Мать Природа», «пресвятая Богородица, Матерь Божия». Оставив в стороне религиозные и философские подосновы происхождения и наполнение самого понятия «мать» и материнство, рассмотрим его общепринятое, человеческое значение. Принято определять, что мать - это та женщина, которая ждёт ребенка (несколько детей), после производит его на свет, заботится и создает такие условия, которые способствуют выживанию маленького организма. Соответственно, материнство – это социально-культурный феномен, особая форма самореализации женщины, предназначенная ей природой, проявляется в духовной потребности быть матерью и в определенном поведении: в заботе о потомстве, любви к детям, к принятию ответственности за их воспитание[2]. В узком смысле материнство - это ряд духовных, воспитательных и социальных функций, которые женщина реализует на практике по отношению к собственному потомству, в ходе реализации заложенного природой инстинкта. Но материнство сложно свести только к процессу обеспечения продолжения человеческого рода и его сохранности. Влияние матери, усвоение переданных ей образцов поведения и мышления навсегда остается у человека в разных уровнях сознания и подсознания. Поэтому широкое значение «человеческое материнство»[3] это сложный и целостный феномен, который формирует язык, культуру поведения и взаимоотношений. Создает эталоны морали, «рецепты» выживания, гармонирует соотношение биологических и социальных инстинктов. Результат и последствия существования материнства как явления – это рождение жизнеспособной личности с человеческим и творческим потенциалом. Г. Г. Филиппова определяет материнство как самостоятельная реальность[4], требующая разработки целостного научного подхода для ее исследования. Также в работах автор представляет материнство суммой двух основных сочетающихся позиций: 1. материнство как создание условия для развития ребенка и 2. материнство как личная сфера реализации женского духовного и биологического потенциала. Филиппова также подчеркивает, что быть матерью – играть одну из социальных ролей, несмотря на то, что база этой роли заложена глубоко в человеческом природном начале, общество с его канонами и тенденциями, корректирует и изменяет мать, ее поведение с ходом времени. Для иллюстрации данного положения приведем взгляды на материнство и мать двух исследовательниц Маргарет Мид и Элизабет Бадинтер[5]. В работах М. Мид материнская любовь выступает как основа материнства, любовь матери к своим детям настоящим и будущим заложена глубоко в биологических установках женского организма, благодаря которым материнские чувства стоики по своей природе, то есть женщина по своей природе является матерью. Такие сильные природные чувства может разрушить или подавить только сложные социальные установки и традиции. То общество, в котором действуют строгость и жестокость по отношению к вопросам к беременным женщинам и деторождению, искажает и разрушает биологические традиции поведения и сознания женщины. Довлея под гнетом социальных, политических и религиозных установок, ограничивает свои проявления материнских чувств и любви. Э. Бадинтер, наоборот, не отводит такого важного положения материнской любви и инстинкту. Поведение женщины меняется и определяется в зависимости от степени ценности и уважения в обществе трех социальных ролей: матери, жены и свободной женщины, из которых она выбирает для исполнения более «выгодную» для себя. При этом может пожертвовать выполнением биологически заложенных установок. «Женщина становится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или обесценивается в обществе материнство». В итоге, материнство это сложный и творческий процесс, охватывающий отдельную женщину и влияющий на процессы в обществе. В центре материнства - женщина, с ее биологическими основами, творческими устремлениями и духовными потребностями. Материнство как подвижное и живое явление отвечает изменениям в обществе, в первую очередь экономическим и культурным. 2. Материнство является объектом изучения многих наук: в медицине, истории, культурологии и религии, политике и праве, психологии и педагогике, социологии и социальной работе. Соответственно каждая их научных дисциплин ставит в рамках исследований свои задачи, рассматривает свои основы материнства как феномена и процесса, которые в сумме складывают единый образ материнства. Медико-психологическая основа материнства. Объединение двух этих самостоятельных направлений как медицина материнства и психология материнства, в один основной аспект, говорит о широком, одновременно сложном базисе материнства. Здоровье тела и гармонию духа нельзя рассматривать порознь, они очень тесно связаны, особенно, когда это затрагивает долговременный и ответственный период беременности и начального материнства. Женщина становится полноценной матерью, родив и воспитав ребенка, пройдя и испытав все сложности и радости на этом пути. (Но это не умаляет степень важности других каналов реализации женщины как заботливой и надежной опоры для детей не являющихся ей биологически родственными.) В поле интереса медицинских дисциплин попадает «раннее материнство», с момента, когда женщина узнает о факте беременности и последующее ее сопровождение до и после родов. Ответственность за ребенка, напряжения от страха за его будущую судьбу, иногда женщина находится «одна в своей беременности», поскольку эта та задача, выполнение которой сложно переложить на чьи-либо плечи, - весь спектр эмоций и чувств порождает циклы стрессов и депрессий. Существует мнение, что период беременности длится не 9 месяцев, а все 18 месяцев, основание данного положения в том, что ребенок после рождения очень тесно и близко находится рядом с матерью, он полностью зависит от заботы, любви исходящей от родной матери. На основе наблюдений и работы врачей женской консультации и акушеров с будущими мамами уже можно сделать прогнозы о готовности и степени серьезности отношения к будущему статусу. Важны здоровье женщины и ее ребенка, как протекает период беременности, наличие или отсутствие патологий, профилактические и укрепляющие процедуры роженицы, желание женщины взаимодействовать с работниками медицинских учреждений, выполнять индивидуальные предписания врачей. Мать выступает как женщина-исполнитель репродуктивной функции, вместилище новой жизни, объект работы медицинских учреждений для положительного исхода вынашивания ребенка. Период беременности и непосредственные роды - кризисные периоды для женщины, успешность прохождения которых напрямую связана с будущей жизнеспособностью отношений «мать-дитя» и «мать-отец-дитя». В кризисное для женщин время важно создавать такую обстановку, которая будет способствовать сохранению и накоплению внутренних природных ресурсов: физиологических, психологических и эмоциональных. Можно выделить несколько источников, положительно влияющих на создание и сохранение внутреннего потенциала будущей матери. Во-первых, близкое родственное окружение, друзья и знакомые, они способны создать благоприятную внешнюю обстановку для беременной или родившей женщины, воздействовать на ее внутреннее самочувствие, то есть деятельность этой приближенной группы направлена на то, чтобы не оставлять женщину один на один с беременностью, с возникающими в дальнейшем проблемами и трудностями. Во-вторых, та, кто способна повлиять на благополучное разрешение в кризисных ситуациях, это сама будущая мама. Чтение специальной литературы, соблюдение диеты и предписаний врача, самонаблюдение и контроль своего состояния, желание выносить и родить здорового малыша – без всего этого усилия и заботы родственников и друзей не приведут к должному желанному результату. В-третьих, весомая группа в вопросах беременности и будущего материнства это группа врачей постродового периода и врачей женской консультации. Исключая возможную поддержку будущей матери со стороны близкого окружения и самопомощи, только врачи могут давать экспертные заключения и профессиональные советы в период планирования и вынашивания ребенка. Врачи акушеры-гинекологи совмещают оказание различных видов медицинской помощи на этапах беременности с оказанием социально-психологической помощи. Врач, отмечая во время медицинских приемов отрицательные или измененные настроения по поводу протекания беременности у женщины, старается ее направить к психотерапевту, компетентному в вопросах психологического благополучия[6]. Если рассматривать разные степени «вмешательства» в психологическое состояние женщины, то в рамках взаимоотношений с пациенткой врачи женской консультации могут придерживаться разных стилей поведения. Формально эти стили можно развести на три группы. В первую группу можно включить врачей, которые стараются оказать психологическую поддержку самостоятельно, опираясь на свой профессиональный и жизненный опыт, и только в случае неудачи выписывают направление к психотерапевту. Тонкий баланс между человеком-врачом и врачом профессионалом, который можно сохранить, соблюдая принципы медико-этического кодекса врачей: житейский, бытовой разговор не может быть «лишним», но это не делает его профессиональным инструментом медико-психологической помощи. Вторая группа врачей придерживается мнения, что период беременности напрямую можно обозначить кризисным периодом в жизни женщины, и все они без исключения нуждаются в плановом или тесном наблюдении врача психотерапевта. Третья группа врачей не считает обязательной необходимостью оказание психологической помощи женщинам в рамках учреждений женской консультации, мотивируя это тем, что у будущих мам есть близкое родственное окружение, которое должно заботиться и выполнять задачи психотерапевтов[7]. Медико-психологическая основа материнства представляетженщину как объект самоанализа, оценки собственного здоровья и образа жизни, жизненных приоритетов и целей, будущая мама устанавливает самодисциплину, старается сохранить собственную и семейную гармонии. Вся ее деятельность и действия со стороны близких людей в этот ответственный этап жизни направлен на создание и сохранение новой жизни. В дополнение, женщина становится объектом интереса медицинских учреждений для осуществления помощи и контроля процесса подготовки к новому статусу в жизни женщины, - матери. Историческая основа материнства. Данная основа включает весь спектр исследований о прогрессе женщины не только как носителе статуса матери, но и в целом женского вопроса в разных сферах жизни и деятельности. На базе изучения исторических документов и работ, можно проследить изменяющиеся условия, окружающие женщин. Изначально это женщина из «Домостроя»: одновременно покорная и сильная, любящая и рассудительная, является «частью» мужа и находящаяся под его началом, умеющая сама готовить и дать наказ другим как готовить, шить, содержать дом в чистоте. Далее женщина воплощающая идеалы и традиции трудов А. М. Коллонтай: полноправная гражданка своей страны, имеющая возможности исполнять права (образование, труд, творчество) и обязанности наравне с другими членами общества, «младшая сестра», часть общего женского движения за раскрепощение и равноправие, а также сильная и любящая мать. Отдельного внимания в истории занимает феминизм как идеология и социально-политическое движение, определившее в свое время расстановку акцентов в вопросе равноправия и равенство свобод между полами. Женское движение в каждой конкретной исторической ситуации преследовало различные цели: от достижения избирательного права для женщин, обеспечения равного доступа к образованию наравне с мужчинами до увеличения количества женщин, занимающих высокое социальное положение, а также получение женщинами права развода, имущественных прав, равенства в обязанностях по уходу за детьми[8]. Положение материнства в истории тесно связано с волнами феминистского движения: желание иметь голос в политических вопросах, для создания такого мира, в котором не будет бессмысленных войн, где женщины теряли своих детей и мужей. Мы видим активную женщину, в разное время в разных странах, но со схожими взглядами на происходящую вокруг ситуацию, она понимает чего хочет и что ей необходимо для создания благоприятной среды для жизни, творчества, труда и семьи. Современная женщина соткана из множества смыслов и свобод, унаследованных от истории, как в публичной сфере (наука, политика, труд, искусство, спорт), так и в личной (замужество, семья, материнство, самоактуализация). К сожалению, несмотря на разнообразие выбора, на практике перед девушкой встает право выбирать: или реализация себя в публичной сфере, или делать стаку на личную сферу. Желание сочетать выполнение обязанностей и свобод приводит к потерям в одной из сфер или требует приложения больших усилий. Историческая основа материнства представляет мать как «живой» объект в разные временные эпохи, подверженный внешним изменениям и самоизменениям, направленные на создание удобной и свободной среды для самореализации женщины как счастливой матери и при этом, не потерявшей жизненных возможностей для самоактуализации. Культурологическая и религиозная основа материнства. Женщина как образ и символ занимает в религии, культуре и искусстве свою, широкую нишу. Образ матери четко прослеживается в религии: богиня-мать дарующая жизнь, несущая утешение и заботу, никто не был сотворен из пустоты – у всех и всего есть мать. Также и в отдельных народных культурах и эпохах искусства мать олицетворяет понятные каждому качества: сочувствие и забота, жизненный опыт и рассудительность, доброту и поддержку. Это теплый и светлый символ, образ, живой человек, который остается в сознании с малых лет. Несмотря на широкий перечень культур прославляющих сакральный образ матери, он остается универсальным, понятным на глобальном уровне. Автор С. Д. Конторович[9] отсылает к вопросу изучения внешних черт матери, отмечая, что это малоизученная, но интересная тема для рассмотрения. В рамках проведенного им исследования[10], была поставлена цель соотнести ассоциативные признаки образа Матери с цветом, растением, животным и общий облик матери. Предпочтения по цвету сошлись на красном (эмоциональная тяга, восприимчивость, в некоторых интерпретациях цвет любви), белом (чистота, невинность) и голубом (цвет воды, жизни, чистого неба – мира). Четкой связи предмета и растения выявлено не было, что можно считать очевидным, ввиду огромного списка окружающих предметов и растений, несущих свою смысловую нагрузку в понимании каждого человека. (Но стоит сделать оговорку, что предметы и растения указанные респондентами в анкете принято обозначать домашними, принадлежащими к повседневному быту, что говорит об отнесении матери к семейному, домашнему очагу.) Более выраженным мнением оказалась позиция искомой ассоциации женщины-матери с животным, - домашняя кошка. В народном фольклоре кошка как символ непременно указывает на дом, на возвращение к дому, уют, а также плодовитость и отличительные повадки в заботе о своём потомстве. Известны случаи, когда эти животные возвращались в горящий огнем дом, для того, чтобы спасти своих котят один за одним, преодолевая опасности и преграды на пути, также из повседневной практики известно, эти животные способны «переживать» и «беспокоится» по поводу пропавших из виду детенышей. Как выглядит Мать в представлении россиян? Это женщина, большую часть времени проводящая дома, обычно на кухне, в окружении семьи, дети, кошка. Она крепкая, среднего роста, склонна к полноте женщина в возрасте от 40 до 50 лет, дома предпочитает носить светлое домашнее платье. У нее спокойное, улыбающееся лицо, ее волосы темные, средней длины, собранные сзади. Если художнику поставили задачу написать такую картину, то для достоверности исполнения ему следовало использовать мягкие красные, белые и синие тона. С нашей стороны можно заметить, что под данный портрет по описанию подходят многие женщины в указанном возрастном периоде, но на то, что этот словесный портрет подходит под определение матери, указывает стремление респондентов определять внешние признаки, дополняя их отличительными характеристиками, свойственными описаниям внутреннего мира человека: усталые плечи, ласковые руки, теплый взгляд. Религиозная и культурная основа материнства представляет женщину-мать как постепенно складывающийся символ, образ, формирующийся в рамках отдельного сознания и выливающийся в слои культурных направлений. В народном творчестве, литературе, целом пласте авторских и документальных кинофильмов, можно обозначить присутствие матери как феномена и явления. Политико-правовая основа материнства. Правила взаимодействия между людьми, учреждениями, сферами производства устанавливаются политико-правовыми системами и органами, и закладываются в результате их деятельности в законодательных актах, правовых кодексах и регулирующих законах. Правовые документы могут быть направлены на защиту прав и свобод каждого гражданина в отдельности (Конституция, Уголовный кодекс), защищать интересы и свободы отдельно взятых групп в обществе (семья, работающие граждане, люди с низкой социальной мобильностью), то есть существуют и разрабатываются различного рода кодексы, прописывающие права и обязанности данных категорий. В зависимости от исполняемой роли в обществе, - жена, мать или дочь, пожилая женщина, работник труда, женщина может рассчитывать учёт своих прав, свобод и обязанностей, закрепленных в правовых документах. Прежде всего, это Конституция РФ, Семейный, Трудовой, Уголовный Кодексы, а также различного рода федеральные и региональные законы, социальные и целевые программы, направленные на поддержку и защиту женщины детей, ее природных и социальных особенностей, право на труд, образование, жилье и т. п. Законы и программы создаются для осуществления нормальных и здоровых обстоятельств для реализации женщиной ее внутреннего и накопленного потенциалов. При смене ситуации в обществе и стране, закон, право и политические структуры должны быть «живыми» для надлежащего реагирования. Для иллюстрирования необходимого правового и политического регулирования, рассмотрим актуальный в современном обществе вопрос о вспомогательной репродуктивной технологии – практики суррогатного материнства. Е. Р. Сухарева в нескольких статьях[11] рассматривает границы правового регулирования процесса суррогатного материнства. В юридическом аспекте суррогатное материнство можно трактовать с 2 позиций: как один вариантов завести ребенка в семье, супруги которой не в состоянии по какой-либо причине иметь собственных детей, а также как возможность превращения суррогатного материнства в процесс «продажи» детей, превращение материнства в оплачиваемую специфическую работу. В мире этот противоречивый по своей природе процесс вопрос также не решен повсеместно и в единой трактовке. Точки соприкосновения выражены в нескольких моментах: во-первых, можно ли считать суррогатное материнство легальным процессом в принципе, например в некоторых странах Европы оно полностью запрещено законом. Во-вторых, какую основу должно содержать под собой данный вид материнства коммерческую или некоммерческую? Должны ли «заказчики», то есть бесплодная пара предоставлять финансовое вознаграждение и в каком размере, в какой форме (в каком финансовом диапазоне можно оценить новую жизнь) женщине, становящаяся на договорной основе на длительный период своего рода инкубатором для ребенка, с которым в итоге приходится расстаться. В-третьих, в случае возникновения спорных ситуаций между заказчиком и исполнителем, какие структуры и нормативные должны регулировать этот процесс. Очень важный момент кому, суррогатной матери или родителям, предоставившим свой биологический материал, отдавать право предпочтения в этих спорных ситуациях. Юридические, политические и правовые дискуссии продолжается, с единой целью соотнести теоретические законы с реалиями настоящей жизни: определить законодательно какими социальными, экономическими признаками должны обладать суррогатная мать и бесплодная пара для заключения подобных договоров и соглашений, какой их законодательных актов в целом сможет взять на себя обязательство регулировать их взаимоотношения. Таким образом, политико-правая основа материнства представляет нам мать, как самостоятельный конкретный объект, требующий правового внимания и защиты. Женщина-мать вступает в политико-правовые отношения для реализации собственных прав и свобод в повседневной жизни, для того чтобы обезопасить себя как маму нескольких детей от кризисных ситуаций, сохранить за собой рабочее место на период планируемой или непланируемой беременности, иметь возможность наравне с другими быть гражданином своей страны и при этом оставаться женщиной со своими социальными и духовными потребностями. Социальные основы материнства. (Социальная работа и педагогика) Как соотносится среда и общество, и какое положение занимает человек, а точнее мать.
3. Механизм. Важная составляющая материнства это готовность женщины к принятию и исполнению роли матери. Это сложный, долговременный процесс, научные и эмоциональные основы которого закладываются еще в молодости девушки. Здесь важны ее личные представления, детские переживания в рамках отношения с собственной матерью и родителями в целом, семейное и трудовое положение, общие или научные знания, касающиеся вопроса материнства. Все это в итоге повлияет на готовность стать матерью и преодолеть многое на этом пути. Из каких частей складывается готовность женщины к материнству, как определить, готова ли женщина стать матерью? Готовность к материнству определяется широким кругом критериев и определений, какие из них приоритетнее зависит от точки зрения субъекта. Для женщины может оказаться весомым возраст, собственное здоровье и степень желания становится мамой, а иногда и «семейная традиция»[12] в вопросе материнства; мужчину, будущего папу также будет волновать все вышеперечисленное, но на первый план скорее выйдет экономический фактор и стабильность источника дохода. С точки зрения экспертов – ученых и врачей список этих слагаемых зависит и сводится к узкоспециализированным процессам в мужских, женских организмах, а также расширяется до масштабов тенденций и взаимодействий различных процессов в стране и мире целом. Но нередко приходится сталкиваться с фактами неготовности женщины к материнству, депривацией у нее соответствующих потребностей, отказ от собственных детей, ненадлежащим их воспитанием и т. п.[13] Признается, что такие явления происходят ввиду различных причин, но одной из основных считают неверно сформировавшийся образ собственной матери, который выльется после в девиантное материнское поведение. Исследовательница Е. В. Понамарева рассмотрела механизм формирования образа материнства и его структуру у девочек в раннем возрасте[14]. Образ собственной матери представляется нам сложносозданной структурой, состоящей из трех блоков. За первый обозначим «ребенка», его зрительный образ Я, важный элемент, складывающийся и жизненной практики: при взрослении, девочка старается смотреть на себя со стороны, оценивать и корректировать свои внешность и поведения, копируя маму или старшую сестру. Именно при данном процессе направленного и ненаправленного подражания закладывается второй блок «я как будущая мать», зависящий от третьего блока – интегрированного образа собственной матери. Чем запоминается родной человек для дочери: как она выглядит, какую одежду предпочитает (зрительное), ее голос и речь (слуховое), какие выбирает духи и косметику, приготовление «фирменных» блюд (обонятельное и вкусовое). Три блока взаимосвязаны между собой, не может не существовать какого-либо из них, известны случаи, когда маленький ребенок не знает свою настоящую мать, как функция компенсации, проявляется детская фантазия, и из всего, что ему приятно и близко, он сочиняет данный образ, корректируя его со временем. Представленная, немного нами скорректированная, структура материнства говорит о непременно существующей взаимосвязи поведения собственной матери и будущего поведения в роли матери ее маленького ребенка. Хорошо, когда родившая и воспитывающая мать осознает о наличии этой связи и ведет себя соответственно, не надеясь, что проявленное ей когда-либо отрицательное поведение будет незамечено или забыто. Но стоит отметить, что не любой отрицательный пример поведения, показанный матерью своему ребенку, будет реализован следующим поколением на практике. При стремлении ребенка расширять свой кругозор, наблюдать за другими людьми, черпать модели поведения из книг и литературных произведений, его представление о должном материнстве не будет зациклено на отрицательном поведении собственной матери, есть потенциальная возможность, что этот образ будет скорректирован на положительный. Одно из направлений в изучении феномена материнства посвящено изучению стадий формирования отношения к вопросам беременности и материнства в период онтогенеза, индивидуального развития человеческой особи от рождения до смерти.
[1] 428 стр. Н. Е. Рудова, Феномен материнства в духовном воспитании личности Педагогика и психология. Теория и методика обучения. С. 426-434. [2] 161стр. Е. В. Понамарева, Психологические особенности формирования образа материнства в онтогенезе. Историческая и социально-образовательная мысль, 2013 № 2(18) стр. 161-164 [3] 93 стр. Н. В. Соколюк, Гендерные отношения в сфере родительства: история и современность. Теория и методология гендерных исследований. Вестник ТГЭУ, № 1, 2009. Стр. 88-104. [4] Филиппова, Г. Г. Психология материнства, стр. 3 [5] Цитаты и источник по Филиппова, Г. Г. Психология материнства 3-5 стр. [6] Аранович И.Ю., Андриянова Е.А., Новокрещенова И.Г. Современная практика подготовки беременной женщины к выполнению роли матери (по материалам интервью с врачами женских консультаций) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 1. С. 45-49. [7] Результаты исследования на базе экспертного интервью врачей акушеров-гинекологов. Аранович И.Ю., Андриянова Е.А., Новокрещенова И.Г. Современная практика подготовки беременной женщины к выполнению роли матери (по материалам интервью с врачами женских консультаций) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 1. С. 45-49. [8] Стр. 44. Т. А. Королева, Женское движение: генезис и эволюция. Вестник Томского государственного университета, 2013 № 368. С. 44-50. [9] С.Д. Конторович, Некоторые аспекты образа Матери и их отражение в представлениях современных россиян Вестник ТГЭУ, №1, 2010. Стр.101-107 [10] 105 стр. Описывать выборку и методы? [11] Е. Р. Сухарева, Совершенствование правового регулирования суррогатного материнства в РФ. Е. Р. Сухарева, Суррогатное материнство: свобода усмотрения и соотношение отраслевых методов правового регулирования. [12] Имеем в виду сложившиеся традиции семейных династий, которым будущая мама может следовать: возраст, в котором предпочтительнее становится матерью, какое количество, какого пола детей «принято» иметь, как соотносятся личные и публичные сферы в жизни женщины и т. п. [13] 161 стр. Е. В. Понамарева, Психологические особенности формирования образа материнства в онтогенезе, Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18) стр. 161-164. [14] Е. В. Понамарева, Психологические особенности формирования образа материнства в онтогенезе, Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18) стр. 161-164.
![]() |