Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Некоторые стороны аввмистических 3 часть



Если часть рода черемис переселялась в другое место, она брала с собой немного золы из родового святилища. Перенося ее в новое святи­лище,'переселенцы пели: «Иди с нами, варшуд большого шалаша, иди с нами для нашего счастья. Даруй нам то же счастье, с кото­рым мы жили в старой деревне»271. Л. Штернберг описал один интересный гиляцкий обычай: «Когда род разделяется и часть его выселя­ется в другое место, старший в роде отламывает половину огнива и вручает старейшему из отъезжающих. Этим огнивом переселенцы зажгут на новом очаге огонь на празднике медведя; оно же будет передаваться из рода в род для той же цели. Отсюда выражение «ломать огонь» стало означать Расселение рода» 272. Аналогичный обычай отмечен у ульчей. Огонь, таким образом, являлся символом родового единства — с нарушением единства «ломался» огонь.

Приведенные этнографические свидетельства показывают необыкно­венное богатство содержания культа огня в первобытном обществе. Древность и традиционность культа огня в Сибири подтверждается, в частности, тем, что при разведении ритуального костра здесь до недавнего времени употреблялся самый архаичный способ добычи огня — трением. В этой связи интересно, что у русских огонь, разводимый с ритуальной целью, также добывался путем трения. Он назывался «живым», «деревян ным», «лесным» и т. д. и зажигался в некоторые праздники, например по, Ивана Купалу, в случае болезней, эпидемий, падежа скота, т. е. прежде всего с очистительной и охранительной целью273.

Древние люди, овладев огнем, не могли не заметить, что он дает не только тепло и свет, но оберегает от диких зверей, помогает выжить в суровых условиях Севера. Огонь и дым были необходимы для кон­сервации животного продукта на голодное зимнее время. .Владение огнем способствовало появлению на юге таежной зоны подсечно-огневой системы земледелия. Без огня люди не научились бы плавить металл, изготовлять бронзовые и железные орудия. «Я знаю, — говорил старик-энец, обраща­ясь к огню, — что нет больше тебя бога, что вот железо я принесу, какое угодно железо пусть будет — ты его съешь, сожжешь, также и дерево, также и камень»274. Само освоение таежной и тундровой зон Сибири было немыслимым без огня. Пользуясь благами, которые давал огонь, люди не могли не поклоняться ему. Надо полагать, что по мере того, как человек открывал новые возможности использования огня и приобре­тал с его помощью новые уменья и навыки, содержание огневого культа изменялось, усложнялось, дифференцируясь в зависимости от географических условий и уровня социально-экономического уклада.



*

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 28, с. 221.

2 О религиозном состоянии инородцев Пермской и Оренбургской епархий, 1908, с. 392.

3 Носилов К. Д., 1904.

4 Приклонский В. Л., 1891, с. 48.

5 Малое С., 1909, с. 41.

6 Тарасов В., 1971, с. 65.

7 Кушелевский Ю. И., 1864, с. 7.

8 Симченко Ю. Б., 1970, с. 82—83.

9 Белявский Ф., 1833, с. 88.

10 О религиозном состоянии инородцев Пермской и Оренбургской епархий, 1908, с. 391.

11 Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 315—316.

12 Токарев С. А., 1964, с. 42.

73 Хлобыстана М. Д., 1971; 1978.

14 Бородкин Ю. М., 1976; рис. 43, /, 2, 4.

15 Эдинг Д. Н., 1940, рис. 47.

16 Студзицкая С. В., 1969, с. 57.

17 Там же, рис. 2, 8.

18 Матющенко В. И., 19736, с. 95.

19 Мошинская В. И., 1953в, с. 184.

20 Мягков И. М., 1929, табл. II, 1, 9.

21 Чернецов В. Н., 1953а, табл. III, /, 2, 6, 8;1 VI, 14; XIII, 3 и др.

22 Чернецов В. Н., 1957, табл. VII, 2; VIII, 2;] Чиндина Л. А., 1977.

23 Гондатти Н. Л., 1887; Харузин Н., 1899:

24 Чернецов В. Н., 1965, с. 109.

25 Там же, с. 110.

26 Хомич Л. В., 1966, с. 117.

27 Золотарев А., 1934, с. 26.

28 Косарев М. Ф., 1974, рис. 6, 30.

29 Матющенко В. И., 19736, с. 65.

30 Белявский Ф., 1833, с. 92.

31 Ядринцев Н. М., 1900, с. 102.

32 Штернберг Л. Я., 1936, с. 432.

33 Гондатти Н. Л., 18886, с. 11.

34 Белявский Ф., 1833, с. 99—100.

35 Штернберг Л. Я., 1936, с. 43.

36 Гондатти Н. Л., 18886, с. 65.

37 См., например: Плетнева Л. М., 1977 рис. 28, 3—8; 31, 15, 19.

38 Прокофьева Е. Д., 1952, с. 90.

39 Штернберг Л. Я., 1936, с. 113—116.

40 Чернецов В. Н., 1971, с. 91—92.

41 Эдинг-Д. Н., 1940, с. 48—49.



42 Матющенко В. И., 1973а, с.94.

43 Косарев М. Ф., 1974, с. 137.

44 Эдинг Д. Я., 1940.

45 Цинциус В. И., 1971, с. 188; Таксами Ч. М., 1971, с. 206—208.

46 Золотарев А. М., 1939, с. 92.

47 Эдинг Д. Я., 1940.

48 Плетнева Л. М., 1977, рис. 31, 18.

49 Пелих Г. И., 1972, с. 205.

50 Анучин В. И., 1914.

51 Анисимов А. Ф., 1959, с. 76.

52 Прокофьева Е. Д., 1971, с. 87.

53 Мошинская В. И., 1973.

54 Попов А. А., 1949, с. 291.

55 Третьяков П., 1869, с. 388.

56 Попов А. А., 1958, с. 82.

57 Каратанов И., 1886, с. 633.

58 Кузнецов С. К., 1886, с. 468.

59 Зуев В. Ф., 1947, с. 33.

60 Любарских П., 1972, с. 75.

61 Богораз В. Г., 1901, с. 48.

62 Харузина В., 1912, с. ПО.

63 Слюнин Я. В., 1895; Богораз В. Г., 1901, с. 48.

64 Харузина В., 1912, с. 129—130.

65 Там же, с. 130.

66 Бородкин Ю. М., 1976, рис. 43, 3.

67 Эдинг Д. Н., 1940.

68 Мягков И. М., 1929; Чернецов В. Я., 1953а, табл. XII, 4, 5; Ураев Р. А., 1956, табл. 1—111; Косарев М. Ф., 1974, рис. 44.

69 Чернецов В. Н., 1965; 1971.

70 Окладников А. П., Мартынов А. И., 1972.

71 Мягков И. М., 1929, табл. II, 6; Черне­цов В. Н., 19536, рис. 1.

72 Глушков И. Н., 1900, с. 69.

73 Материалы по фольклору хантов, 1978,с. 20.

74 Старцев Г., 1928, с. 55.

75 См., например: Шатилов М. Б., 1931, с. 80—81; Зуев В. Ф., 1947, с. 65—66; Бытовые рассказы энцев, 1962, с. 12.

76 Чернецов В. Я., 1971, с. 80.

77 Патканов С., 1891, с. 24.

78 Прокофьева Е. Д., 1971; Иванов С. В.,1978.

79 Прокофьева Е. Д., 1971, с. 21—22.

80 См., например: Окладников А. П., 1950, с. 293—299.

81 Чернецов В. Н., 1964, табл. XVII, 53; XXI, /; Он же, 1971, рис. 45, 1.

82 Кулемвин В. М., 1976, с. 36.

83 Чернецов В. Я., 1971, с. 83.

84 Матющенко В. И., 1973а, рис. 17, 4.

85 Там же, рис. 17, 3.

86 Чернецов В. Н., 19536, рис. 1.

87 Паллас П. С., 1788, с. 112; Дунин-Горка-вич А. А., 1911, с. 47—50.

88 Чернецов В. Я., 1971, с. 72.

89 Студзицкая С. В., 1976, с. 84.

90 Окладников А. П., 1950, с. 332—335.

91Паллас Я.- С., 1788, с. 112.

92Васильев В. Н., 1909.

93Окладников А. П., 1950, с. 333.

94Старцев Г., 1928, с. 73.

95 Гондатти Н. Л., 1888а, с. 101 — 102.

96 Там же, с. 102.

97 Хомич Л. В., 1966, с. 137.

98Шатилов М. Б., 1931, с. 81.

99Соколова 3. П., 1971, с. 224.

100Новикова Н. И., 1979, с. 148.

101 Лукина Н. В., 1975, с. 27.

102Цинциус В. И., 1971, с. 188—189.

103Гондатти Н. Л., 18886, с. 20, 26.

104Там же, с. 23.

105Зуев В. Ф., 1947, с. 35.

106Золотарев А., 1934, с. 27.

107Окладников А. П., 1950, с. 334—335.

108Там же. с. 335.

109Золотарев А. М., 1939, с. 175.

110Аверкиева Ю. П., 1974, с. 196.

111 Васильев В. Н., 1909, с. 276.

112 Историко-этнографический атлас Си­бири, 1961, с. 238.

113Городков Б., 1913, с. 41.

114Этнографические замечания и наблюде­ния Кастрена, 1958, с. 310.

115Гондатти Н. Л., 18886, с. 19; Бартенев В., 1895, с. 488.

116Зеленин Д. К., 1912.

117 Чернецов В. Н., 1971, с. 86.

118 Чернецов В. Н., 1971, рис. 49.

119Анучин В. И., 1914, с. 17—18.

120 Глушков И. Н., 1900, с. 71—72.

121Завалишин И И., 1865, ч. 2, с. 205—207.

122Попов А. А., 1949, с. 291.

123Михайловский В. М., 1892, с. 75—77.

124 Старцев Г., 1928, с. 87.

125Прокофьева Е. Д., 1949а, с. 363.

126Семейная обрядность народов Сибири, 1980, с. 112.

127Чанчибаева Л., 1978, с. 94.

128Прокофьева Е. Д., 1952, с. 107.

129 Чернецов В. Н., 1959.

130 Народы Сибири, 1956, с. 804.

131Носилов К. Д., 1904, с. 26,

132Хангалов М., 1898, с. 62.

133 Симченко Ю. Б., 1963, с. 287—288.

134Чанчибаева Л., 1978. с. 94.

135 Штернберг Л. Я., 1936, с. 308.

136Каратанов И., 1886, с. 631.

137Семейная обрядность народов Сибири, 1980, с. 130.

138Там же, с. 157.

139 Пелих Г. И., 1972, с. 236.

140 Третьяков П., 1869, с. 392.

141 Семейная обрядность народов Сибири, 1980, с. 159.

142Носилов К. Д., 1904, с. 14.

143 Вербицкий В. И., 1893, с. 80.

145 Чернецов В. Н., 1959.

145 Анучин В. И., 1914, с. 10-11.

146 Хлопина И. Д., 1978, с. 74.

147 Попов А. А.. 1949, с. 103; Анисимов А. Ф.. 1959, с. 82—83.

148 Мы будем далее для краткости называть эту душу «бессмертной», хотя предла­гаемое определение не вполне верно, ибо названная душа могла погибнуть (вслед­ствие неточного соблюдения принятых (юхоронных обрядов, злонамеренных дей­ствий темных сил и т.д.), что йыло чревато сокращением численности рода и даже полным его вымиранием.

149 Поскольку душа-тень как бы символи­зирует телесную оболочку человека, сибирские этнографы в связи с анализом погребальной обрядности нередко тракто­вал ч ее как «живого» или «ожившего» покойника, уходящего в Нижний Мир. Хотя такая трактовка упрощает содержа­ние души-тени, мы в дальнейшем, оперируя этнографическими источни­ками, будем иногда вынуждены употреб­лять слово «покойник» в значении «душа-тень».

150 Семенная обрядность народов Сибири, 1980, с. 130, 161.

151Бытовые рассказы энцев, 1962, с. 79.

152 Шимкевич П. П., 1897, с. 1.

153 Там же.

154Там же.

155Золотарев А. М., 1939. с. 40.

156 Семейная обрядность народов Сибири, 1980, с. 99.

157 Там же, с. 162.

158Гондатти Н. Л.. 18886, с. 39.

159Штернберг Л. Я., 1936. с. 28.

160Иславин В.. 1847, с. 137; Хомич Л. В., 1966, с. 221.

161Алексеенко Е. А., 1967, с. 112.

162Чернецов В. П.. 1959, с. 147.

163Васильев В. Н., 1910, с. 75.

164 Поляков И. С., 1877, с. 64.

165Вышеславцев А.. 1886, с. 275.

166Попав А.А., 1949, с. 319.

167Старцев Г.. 1928, с. 64; Пелих Г. Н., 1966, с. 104.

168Городков Б.. 1912, с. 199.

169Третьяков П., 1969, с. 427—429.

170Бытовые рассказы энцев, 1962, С. 79.

171Штернберг Л. Я., 1936, с. 238.

172 Бытовые рассказы энцев, с. 79.

173Штернберг Л. Я.. 1936, с. 328.

174Прокофьева Е. Д., 1952, с. 100.

175Анисимов А Ф.. 1959, с. 76.

176Там же, с. 76.

177Говоря о «погребальных сосудах», мы имеем в виду не всякий горшок, постав­ленный в могилу; многие нз них, воз­можно большинство, относятся к бытовой посуде, потому что душа при путешествии в потусторонний мир нуждалась в эле­ментарных бытовых удобствах (должна была пить, есть, иметь тару для хра­нения дорожного продукта и т.д.). Речь идет прежде всего о ритуальной керамике энеолита и бронзового века с богатой и своеобразной солярно-астральной орнаментацией и подчеркнутой зональностью орнаментальной схемы. Ярким образцом такой керамики явля­ются абашевскне (баланбашские). анд-роновские (федоровские) и еловские ри­туальные сосуды.

178 Анучин В. И.. 1914. с. 31.

179 Исторнко-этнографический атлас Снбири. 1961

180Прокофьева Е. Д.. 1949а, с. 351—352..

181 Анучин В. И., 1914, с. 98, рис. 90 -92.

182 Третьяков П., 1869, с. 437.

183 Смирнов И. Н.. 1891, с. 246.

184Косарев М. Ф., 1966.

185Косарев М. Ф., 1964а.

186Анучин В. И., 1914, рис. 74; Хлопина М. Д., 1978, с. 84.

187Хлобыстан Л. П., 1976, рис. 17.

188Пелих Г. И., 1966, с. 103.

189 Прыткова Н. Ф., 1949а, с. 49.

190Гондатти Н. Л.. 18886, с. 19.

191 Алексеенко Е. А., 1967, с. 202.

192Прокофьев Е.Д., 1952, с. 103.

193 Шатилов ЖБ.. 1931, с. 101.

194Прокофьева Е. Д., 1961а, с. 66.

195Прокофьева Е. Д.. !952, с. 103.

196Алексеенко Е. А., 1967, с. 175.

197Прокофьева Е. Д., 1952,с.107; Василевич Г. М., 1971, с. 59.

198 Симченко Ю. Б., 1965, табл. 108, 2.

199 Пелих Г. И., 1964, с. 136.

200 Чернецов В. Н., 1935, с. 20—21.

201Анучин В. И., 1914, с. 13—14.

202Хлопина И. Д., 1978, с. 70—71.

203См., например: Косарев М. Ф., 1964а; 1966.

204См., например: Рыбаков Б. А., 1965; Кашина Т. И , 1978.

205Бартенев В., 1896, с. 85; Старцев Г., 1928, с. 123.

206Пелих Г. И., 1972. с. 80.

207 Бытовые рассказы энцев, 1962, с. 74.

208Львов В.. 1908, с. 26.

209Алексеенко Е. А., 1967, с. 202.

210 Гондатти Н. Л.. 18886, с. 53.

211 Алексеенко Е. А., 1967, с. 170.

212Кочнев Д., 1899, с. 153.

213Хомич Л. В., 1972, с. 211.

214Самоеды мезенские, 1958, с. 62.

215 Третьяков П., 1869. с. 334.

216 Смирнов И. Н.. 1890, с. 226—228.

217Анучин В. И.. 1914.

218Прокофьева Е. Д., 1949а, с. 347—348.

219 Анохин А. В.. 1924.

220Анохин А. В., 1924; Прокофьева Е. Д., 1961б.

221Висилевич Г. М.. 1971, с. 56.

222 Анисимов А. Ф.. 1959. с. 84.

223 Харуяин Я., 1905, с. 433.

224Клеменц Д. А., Хангалов М. II., 1910. с. 152.

225Матющенко К. И., 1973а, с. 35

226Там же. с. 39.

227 Там же, с. 4 I.

228Генинг В. Ф., Ещенко Н- К., 1973.

229Матющенко В. И , 1973в, с. 30.

230Там же. с. 30.

231Матющенко В. И., 1974. с. 110; Чиндина Л. А., 1976. с. 169.

232Гондатти II. Л., 1888а. с. 101 — 102.

233 Дунин-Горкавич А., 1911. с. 27.

234Харузин Н., 1899.

235 Викторова В. Д.. 1968, с. 254; Чин-дина Л. А-. 1976, с. 169.

236 Майнагашев С., 1915. с. 283—284.

237Пелих Г. П., 1972. с. 281. *

238 См , например; Смирнов И. Н., 1891, 235-237.

239 Окладников А. П., 1950. с. 345.

240 Харузина В. Н.. 1906. с. 73.

241 Попов А. А., 1949. с. 274.

242 Штернберг Л. Я., 1936, с. 49.

243 Семейная обрядность народов Сибири, 1980. с. 91'—95.

244 Пелих Г. И.. 1972, с. 72-73.

245Георги И. И., 1799, с. 20.

246Кулаков П. Е., 1898, с. 40.

247 Там же, с. 40.

248Матющенко В. П., 1974, с. ПО.

249 Чиндина Л. А.. 1976, с. 169.

250Патканов С., 1891; Иванов С. В., 1978. с. 138—142.

251Куприянова 3. Н., 1965, с. 127.

252 Рычков К- /И.. 1917. с. 38.

253Харузина В. Н., 1906. с. 73.

254Лунин-Горкавич А., 1911; с. 27; Мате­риалы по фольклору хантов. 1978, с. 172. 255Овчинников М., 1905. с. 173—174.

256 Григоровичи Н. П.. 1884. с. 28—29.

257Гаяданова Г. Р., 1980. с. 94.

258Григоровский Н. П., 1884. с. 35.

259Рычкоа К. М., 1917, с. 37.

260 Попов А. А., 1949. с. 274.

261Цинциус В. И., 1971, с. 186—187.

262 Григоровскиа Н. П.. 1884, с. 28—29.

263Чернецов В. Н., 1935, с, 140-

264Симченко Ю. Б.. 1976, с. 193.

265 Симченко Ю. Б.. 1963.

266Материалы по фольклору хантов, 1978, с. 185.

267Штернберг Л.. 1904, с. 72—73.

268 Куприянова 3. Н.. 1965, с. 143.

269Хангалов М., 1898, с. 57; ГалдановаГ. Р.. 1980, с. 94.

270Богораз в. Г.. 1901. с. 49-50.

271Харузина В, Н.. 1906, с. 80.

272Штернберг Л., 1893. с. 6.

273Харузина В, //., 1906. с. 80.

274Бытовые рассказы энцев, 1962, с. 187.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последние десятилетия западносибирские археологи работают пре­имущественно на источниковедческом уровне, в связи с чем все явственнее обозначается отставание исторической интерпретации археологического материала от темпов его накопления. Назрела необходимость создания обобщающих монографических работ по социальной, экономической и этнической истории древнего западносибирского населения, по культам и верованиям, древней идеологии в целом, первобытному искусству, мето­дологическим проблемам археологии, которые бы подвели итог многолет­ним работам большого коллектива исследователей и дали бы новые на­правления научным поискам. Некоторые из перечисленных проблем в той или иной мере затронуты в настоящей работе,

В книге содержатся положения, по которым можно и нужно спо­рить. На данном этапе изученности древней истории Западной Сибири эти споры, наверное, не приведут к открытию серии абсолютных истин, а скорее породят новые проблемы, по которым тоже надо будет спорить. Настоящая книга ставит две цели: 1) показать на уровне имею­щегося материала возможности экологического подхода в изучении древ­ней истории Западной Сибири; 2) вовлечь специалистов в творческое обсуждение некоторых теоретических и методологических проблем запад­носибирской и отчасти урало-сибирской археологии.

ЛИТЕРАТУРА

 

Маркс К. Вынужденная эмиграция. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.. т. 8.

Маркс К. Капитал, т. 1. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23.

Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 гг. — Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46,

ч. 1. 2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г, — Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество». — Архив Маркса Эк-

гельса. Л., 1941, т. IX.

Маркс К.. Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Ба­уэра и компании. — Маркс К- Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. — Маркс К. Энгельс Ф: Соч. 2-е изд.. т. 20.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К.. Эн­гельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21.

Энгельс Ф., Энгельс — Марксу. 115. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 28.

Абрамов Н. А. 1886. Описание Березовского края. — Зап. ИРГО, т. XXI.

Абрамович Д. Н., Крылов Г. В.. Николаев В. А., Терновскиа Д. В. 1963. Западно-Сибирская

низменность. М.

Аверкиева Ю. П.. 1974. Индейцы Северной Америки. М. Агеева Е. И., Пацевич Г. И.. 1956. Отчет о работах Южно-Казахстанской археологической

экспедиции 1953 г. — ТИИАЭ АН Каз.ССР. Алма-Ата, т. 1.

Акишев К. А., 1972. К проблеме происхождения номадизма в аридной зоне древнего Казах­стана. — В кн.: Поиски и раскопки в Казахстане. Алма-Ата. Алексеев М. П. 1941. Сибирь в известиях западносибирских путешественников и писателей. Иркутск.

Алексеенко Е. А., 1967. Кеты. Л.

Алексеенко Е. А., 1972. К вопросу о роли фактора родства а социальной жизни кетов, — В кн.: Охотники, собиратели, рыболовы. Л.

Анисимов А. Ф., 1936. Родовое общество эвенков (тунгусов). Л.

Анисимов А. Ф., 1952. Шаманский чум у эвенков и проблема происхождения шаманского об­ряда. — ТИЭ. т. 18.

Анисинов А. Ф., 1959. Космологические представления народов Севера. М.; Л.

Анисимов А. Ф., 1966. Духовная Жизнь первобытного общества. М.; Л.

Анисимов А. Ф., 1969. Общее и особенное в развитии общества и религии народов Сибири. Л.

Анохин А. В.. 1924. Материалы по шаманству алтайцев. —Сб. МАЭ, т. IV.

Анучин В. И., 1914. Очерк шаманства у енисейских остяков. - Сб. МАЭ, т. II, вып. 2. Анучин Д. Н., 1893. Древний остяцкий серебряный идол, изображающий слона. Археоло­гические известия н заметки, издаваемые Московским археологическим обществом, т. 1,

Артемчук Н. Л.. 1972. Сравнительная оценка патологического генофонда изолированных по­пуляций. — В кн.: Второй съезд Всесоюзного общества генетиков и селекционеров:Тезисы работ. IV. М.

Архипов С. А., Вдовин В. В., Мизеров Б. В., Николаев В. А.. 1970. Западно-Сибирская рав- ннна. М.

Асалханов И. А., 1975. Сельское хозяйство Сибири конца XIX—начала XX в. Новосибирск.

Афанасьев С. Л., 1976. Возможные причины пульсации н цикличности геологических про­цессов. — В кн.: Ритмика природных явлений. Л.

Бадер О. Н., 1964. Древнейшие металлурги Прнуралья. М.

Бадер О. Н., 1967. Погребения в верхнем палеолите и могила на стоянке Сунгирь. — СА, № 3.

Бадер О. Н., 1970. Бассейн Оки в эпоху бронзы. М.

Бадер О. Н., 1974. Проблема смещения ландшафтных зон в голоцене и археология. — В кн.:Первобытный человек и природная среда. Вильнюс.

Бартенев В., 1895. Погребальные обычаи обдорских остяков. — ЖС, вып. Ш/1У. Бартенев В., 1896. На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края. СПб. Бахрушин С. В., 1935. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Изв. науч.-

исслед. ассоциации Ин-та народов Севера, вып. 3. Л.

Белявский Ф., 1833. Поездка к Ледовитому морю. М.

Бережков Б., 1917. Соленые озера Кулундинской степи. — Землеведение, кн. IV. Вере Е. М., 1960. Памятники и керамика гамаюнской культуры. — В кн.: Из истории Урала.

Свердловск.

Бибиков В. Н., 1971. Плотность населения и величина охотничьих угодий в палеолите Крыма. — СА, № 4.

Богораз В. Г., 1899. Русское население на Колыме. — Землеведение, кн. 1/11.

Богораз В. Г., 1901. Очерк материального быта оленных чукчей. — Сб. МАЭ, т. П.

Богораз В., 1908. Религиозные идеи первобытного человека. — Землеведение, кн. I.

Борисов А. А., 1907. У самоедов. СПб.

Бородкин Ю. М., 1976. Произведения изобразительного искусства из неолитических погре­бений Васьковского могильника. — Изв. лаборатории археологических исследований Кемеровского гос. ун-та, вып. 7.

Буров Г. М., 1974. Прочная оседлость и закольное рыболовство у неолитических пле­мен Северо-Восточной Европы. — В кн.: Первобытный человек и природная среда. Вильнюс.

Бхатнагар П. Л., 1958. Внутреннее строение Солнца и изменения климата. — В кн.: Измене­ние климата. М.

Бытовые рассказы энцев. 1962. — ТИЭ, т. 75.

Вайнштейн С.И., 1971. Про6лема происхождения оленеводства в Евразии. — СЭ, №_ 5.

Вайнштейн С. И., 1972. Историческая этнография тувинцев. М.

Вайнштейн С. И., Семенов Ю. И., 1971. Рец на кн.: Аверкиева Ю. П. Индейское кочевое обще­ство XVIII—XIX вв. М., 1970. — СЭ, № 6.

Вайнштейн С. И., Семенов Ю. И., 1977. Рец. на кн.: Марков Г. И. Кочевники Азии. Структура

хозяйства и общественной организации. М., 1976. — СЭ, № 5.

Варпаховский Н. А., 1898. Рыболовство в бассейне р. Оби. СПб. '

Василевич Г. М., 1971. Дошаманские и шаманские верования эвенков. — СЭ, № 5.

Василевич Г. М., 1972. Некоторые вопросы племени и рода у эвенков. — В кн.: Охотники, соби­ратели, рыболовы. Л.

Васильев В. И., 1962. Проблема происхождения орудий запорного рыболовства обских уг-

ров. — ТИЭ, т. 78.

Васильев В. И., 1963. Лесные энцы. — ТИЭ, т. 84.

Васильев В. И., 1976. Проблема формирования фратриально-родовой организации сибирских ненцев в этногенетическом плане. —ИИС, Томск, вып. 21.

Васильев В. Н., 1909. Изображения долгано-якутских духов как атрибуты шаманства. —

ЖС, вып. 11/111.

Васильев В. Н., 1910. Краткий очерк быта карагасов. — ЭО, № 1/2.

Вдовин И. С., 1971. Жертвенные места коряков и их историко-этнографическое значение. —Сб. МАЭ, т. XXVII.

Вербицкий В. И., 1893. Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований алтайского миссионера прот. В. И. Вербицкого. М.

Викторова В. Д., 1968. Памятники лесного Зауралья в X—XIII вв. н. э. — Учен. зап. ПГУ,

№ 191.

Викторов В. П., Елькина М. В., Федорова Н. В., Чемякин Ю. П., 1974. Раскопки на Барсовой Горе близ Сургута. — АО 1973 г. М.

Воейков А. И., 1887. Засуха 1885 г. — Зап. ИРГО, т. XVII, № 2.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!