Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Сущность, предмет, объекты, особенности, задачи и значение данной отрасли надзора



ТЕМА IV. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Сущность, предмет, объекты, особенности, задачи и значение данной отрасли надзора.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина выделен как основное, приоритетное направление всей деятельности прокуратуры. В настоящее время он рассматри­вается в качестве самостоятельной надзорной отрасли, по­скольку имеет собственный предмет надзора и характеризуется свойственными ему полномочиями прокурора. В настоящее время ему посвящена глава 2 раздела 3 (ст. 26—28) Закона о прокуратуре.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре. Он включает в
себя законность действий и правовых актов объектов прокурорского надзора (федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, субъектов осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций), связанных с соблюдением конституционных норм и положений законов, регламентирующих права и свободы чело­века и гражданина.

Следует вместе с тем отметить, что соблюдение прав и свобод челове­ка и гражданина входит в предмет не только рассматриваемой отрасли прокурорского надзора. Оно входит также в сферу надзора за исполнением законов органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, надзора за исполнением законов адми­нистрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, испол­няющих наказание и назначаемые судом меры принудитель­ного характера, в ходе осуществления функции уголовного преследования.



Предметом надзора, определяемого ст. 26 За­кона о прокуратуре, охватывается соблюдение только тех прав и свобод человека и гражданина, которые не относятся к предмету других отраслей прокурорского надзора.

Анализ содержания названной статьи позволяет сделать вывод о том,
что полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод чело-
века и гражданина распространяются на все органы и всех должностных
лиц, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, начиная с федеральных министерств и ведомств. Закон в этом
отношении не содержит каких-либо ограничений.

Иными словами, при поступлении сведений о нарушении прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе провести проверку или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприятии, в учреждении и организации,
а также в общественной организации или объединении. Обеспечение прав
и свобод человека и гражданина возложено Конституцией РФ на все без
исключения органы.

Пределы надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются по тем же правилам, что и пре­делы надзора за исполнением законов (общего надзора). Но здесь следует отметить, что - надзорные мероприятия, в первую очередь, должны проводиться в тех государственных органах, на которые возложено осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, так как от того,
как применяют эти органы, их должностные лица предоставленные им
полномочия и исполняют возложенные на них обязанности, во многом
зависит состояние обеспечения этих прав и свобод. Однако, осуществляя
надзор за исполнением законов этими органами, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленной ему компетенции, не допуская
вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность названных органов и не подменяя их. Если установлен судебный порядок рассмотрения споров, связанных с
нарушением прав и свобод человека и гражданина, прокурор, не подменяя суд, может воспользоваться правом обращения с исками в суды в за-
щиту интересов граждан либо разъяснить обратившемуся о порядке судебной защиты.



Предмет надзора обусловливает необходимость следования прокуроров в своей работе конституционным принципам, оп­ределяющим значение, порядок и условия соблюдения прав человека и гражданина. Надзорная практика про­куроров строится на основе принципа непосредственного дей­ствия прав и свобод, предопределяющего необходимость обес­печения полного соответствия конституционным нормам всей законотворческой и правоприменительной деятельности (ст. 18 Конституции Российской Федерации). В надзорной деятельности прокурор руководствуется конституционным принципом равенства всех перед законом, гарантированного государством равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина по пра­вилам, установленным Конституцией Российской Федерации, исключает любое ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиоз­ной принадлежности (ст. 19). Ограничение прав и свобод допус­кается только по основаниям и в случаях, предусмотренных законом. Об этом прямо записано в ч. 3 ст. 55 Конституции Рос­сийской Федерации, гласящей: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стра­ны и безопасности государства".



Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией Российской Федерации. В теории конституционного права и международно-правовой практике принято различать три группы прав и свобод чело­века и гражданина.

К первой группе относятся личные права и свободы: право на жизнь, право на охрану достоинства лич­ности государством, право на свободу и личную неприкосно­венность, право на неприкосновенность частной жизни, лич­ную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища и др. Соблюдение лич­ных прав граждан имеет важное значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского обще­ства, обеспечения гарантий государственно-правовой защищен­ности личности.

Вторую группу образуют политические права и свободы граждан. С их помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, влияние граждан на формиро­вание важнейших государственно-правовых институтов стра­ны. В группу политических прав и свобод входят: право на свободу мысли и слова, свобода совести, право на объедине­ние, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право собираться мирно, без ору­жия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право участвовать в управлении делами го­сударства как непосредственно, так и через своих представи­телей, избирательные права и др.

Третью группу составляют социально-экономические пра­ва и свободы человека и гражданина. С помощью данных прав и свобод обеспечивается социальная защищенность человека, достигается цель экономического самовыражения граждан, их активного включения в процесс общественного производства. К числу социально-экономических прав относятся: право на сво­бодное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом эконо­мической деятельности, право частной собственности, вклю­чая право частной собственности на землю, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Основные права и свободы человека и гражданина четко и последовательно определены в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем конкретизация прав и свобод, суще­ственные аспекты порядка их реализации нашли закрепление в ряде федеральных законов. В достаточно большой совокуп­ности таких законов выделяются повышенной актуальностью соблюдения регулируемых ими прав и свобод граждан, Зако­ны: "О праве граждан Российской Федерации на свободу пе­редвижения, выбор места пребывания и жительства в преде­лах Российской Федерации", "Об общественных объединени­ях", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздей­ствию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах" и др.

Формулировка предмета прокурорского надзора за соблю­дением прав и свобод человека и гражданина указывает на то, что в сферу надзора входит соблюдение прав и свобод по крайней мере трех категорий лиц: граждан России, граждан России, имеющих также гражданство иностранного государ­ства (двойное гражданство), иностранных граждан и лиц без гражданства. Названные категории лиц отличаются объемом предоставляемых им прав и свобод. В полном объеме ими пользуются граждане России. Несколько меньшим выглядит диапазон лиц с двойным гражданством, хотя наличие у граж­данина Российской Федерации гражданства иностранного го­сударства, согласно ст. 62 Конституции Российской Федера­ции, не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обя­занностей, вытекающих из российского гражданства. Исклю­чения из этого правила могут быть предусмотрены только федеральным законом или международным договором Россий­ской Федерации. Такого рода исключения, например, предус­мотрены Федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации", "Об основах государственной службы Российской Федерации" и др. Иностранные граждане и лица без граждан­ства практически пользуются правами и свободами наравне с российскими гражданами за исключением некоторых видов прав, которые могут принадлежать гражданам Российской Федерации (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления, право поступления на государственную службу и т.п.).

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина — это достижение такого положения, когда эти
права и свободы реально соблюдаются всеми органами и должностными
лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены, и в случае нарушения этих прав и свобод они могут рассчитывать на помощь соответствующих государственных органов, в том числе
и органов прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека
и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Эти задачи в значительной мере совпадают с задачами, решаемыми прокурорами
при осуществлении надзора за исполнением законов.

Одна из главнейших задач прокуратуры как федерального правозащитного органа — это защита общественных и публичных интересов.
Прокуроры обязаны, в первую очередь, предпринимать такие действия и
меры, которые способствуют защите прав и свобод всех или многих граждан, проживающих в стране или в регионах. Речь должна идти о действиях, предупреждающих принятие или издание правовых актов представительными, исполнительными органами, которыми могут быть нарушены права и свободы всех или многих граждан, о принятии мер к
отмене подобных актов, о предъявлении исков (заявлений) в суды в защиту интересов всех или многих граждан, проживающих в регионе и т.д.
Реализация конституционных прав и свобод граждан невозможна без строгого и неуклонного исполнения законов.

Прокуратура в Российской Федерации относится к числу органов, непосредственно выполняющих обязанность государства по соблюдению и защите прав и сво­бод человека.

В настоящее время прокуратура - едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения, поскольку одной из основных задач прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.

Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина,
допускаемые в последнее время, недоступность для многих
граждан услуг адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ослабление правовой защищенности граждан подчеркивают необходимость
прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокурор, реализуя предоставленные ему
полномочия, в какой бы отрасли он ни осуществлял надзор — его, в первую очередь, интересует вопрос, соблюдаются ли права и свободы чело-
века и гражданина. И если они не соблюдаются, прокурор принимает
предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и
свобод граждан.

В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из
гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина.


Просмотров 882

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!