Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






КАТЕГОРИЯ МАТЕРИИ В ФИЛОСОФИИ



 

1. Понимание материи в истории Философии. Современное определение материи.

2. Естествознание о структуре материи.

 

1.

 

В истории Философии понятие «материя» возникло и развивалось в связи с попытками выяснения сущности мира, того, что лежит в основе вещей. Эти поиски привели к понятию субстанция или сущность.

В античной филососфии материя понималась через ее конкретные формы. Так, милетская школа и ее представитель Фалес считали за основу всех вещей воду, которая понималась как сосредоточение материи. Все, что существует возникло и исчезает благодаря сгущению и разжижению воды. Анаксимандр считал, что в основе вещей лежит апирон - нечто неопределимое, которое является безграничным первоначалом всего. Анаксимен считал, что все состоит из воздуха и все возникает из воздуха и все к нему возвращается. Так, при разжижении воздуха образуется огонь, а при его сгущении ветер, который вызывает тучи, а те – воду и землю. Гераклит сущность развития мира связывал с огнем и считал, что все происходит через сгущении и разжижение огня. Огонь есть символ динамики и развития.

Атомисты а своей теории считали, что все состоит из атомов, так, Демокрит, Лукреций Кар, Левкид считали, что атомы неизменны и есть атомы вещества и пространства, которые различны по величинам и весу. Эти философы считали материю несотворимой и неуничтожимой.

Аристотель четко своих взглядов по данному поводу не выражает. Его позиция в следующем: материя есть основа бытия, но первичная материя принципиально не определима. Она образует потенциальную посылку существования. Аристотель выделял первоматерию и саму материю, которая образовалась из четырех основных веществ.

Платон считал, что существует мир вечных идей, которые обеспечивают предпосылки для материи и развития подобия. Он наделял материю такими характеристиками, как: бесформенность, пассивность, мертвость. Все вещи есть соединение вечной идеи и мертвой материи. Соответственно, материя смертна, а душа, которая нематериальна вечна в отличие от тела. Так Платон приходит к выводу, что нет никакой материальной сущности мира. В соответствии с учением Платона есть космос, который сотворен Демиургом и центр космоса в Земле. Космос на-делен душой и не является вечным.

НОВОЕ ВРЕМЯ

В период средних веков и начала нового времени ряд философов считали понятие материи лишним в философии и предлагали вообще его забыть и изгнать из обсуждения. Такую позицию высказывал Беркли. Основой всего мира он считал духовную субстанцию, дух творит все и во всем. Бытие духа всемогущего достаточно для объяснения всех явлений в природе и мире, а материя есть ничто и все воспринимаемое в мире не имеет к ней отношения. Материя не существует в духе, но она не находится ни в каком другом месте, она просто не существует.



Гегель считал субстанцией мира дух, но чтобы дух мог себя осознавать существует его внутреннее родство с человеческим сознанием. Дух и сознание в понимании Гегеля есть основа реальности и они существуют объективно. Общество, человеческая религия, философия, искусство – все это выражает направленность абсолюта к самопознанию, следовательно абсолют не только субстанция, но и субъект. Гегель выработал учение о понятии как основе реальности. Понятие в таком аспекте объективно и не есть форма человеческого мышления, это наивысше, истинное определение абсолюта, выражающее основу всего сущего. Т.о., понятие и объективная реальность едины. Понятие выражает зародышевое состояние вещи, которое в необходимостью реализуется, следовательно в природе нет случайностей и все необходимо. Однако Гегель признавал наличие случайностей в мире: есть понятие вне себя, вне реальности и они порождают катастрофы, такие понятия погружены в материю.

Философы – материалисты развивали взгляды атомистов о том, что материя состоит из неких атомов. Материя – это то, что вещественно; вещество состоит из атомов. Материя реализует себя в движении и существует в пространстве и времени.

В Х1Х в. под материей понимали вещество, состоящее из неделимых атомов и обладающее постоянными свойствами: протяженность, непроницаемость и движение.

 

2.

 

На протяжении второй половины Х1Х и весь ХХ в. в физике происходит революция: происходит резкая смена картин мира, т.е. быстро изменяется понятие материи. И именно эти подвижки в естествознании меняют философское представление о материи.



В 1896 г. А. Беккерель открыл явление радиоактивности – распад атомов и превращение их из одного хим. элемента в другой, при этом изменения есть и внутри самого атома. Ранее атом рассматривался как обладать постоянных свойств, а оказалось, что он делится на еще более элементарные частицы. Свойства этих элементарных частиц отличны от свойств атома, так, если масса атома постоянна, то масса электрона изменяется в зависимости от скорости его движения.

Это открытие дало основание говорить, что материя исчезла, т.к. атомы реально не существуют, а представляют некую др. конструкцию. Однако данная позиция временна, поскольку в периоды революций физика не в состоянии дать адекватную картину мира. Исчезла вовсе не материя, а прежнее представление о ней и те свойства, который считали абсолютными оказались относительными.

В отечественной философии было распространено Ленинское определение материи как объективной реальности, данной нам в ощущении, т.е. все, что существует, существует независимо от нас и это и есть материя. Однако не все, что существует дано в ощущении и не все структуры и виды материи можно воспринимать с помощью органов чувств или приборов. Ощущение возможно в границах уже познанного, но то, что не познано также существует, но не ощущается. Т.е. определение Ленина весьма спорно и устарело.

Материя – бесконечная и вечная субстанция, порождающая в процессе движения все богатство сущего мира, в т.ч. и субъекта как высшую форму развития. Материя независима от сознания, а значит ее нельзя отождествлять с конкретной формой или частицей вещества.

Материя есть все множество существующих в мире объектов, реализуемых в пространстве и времени, находящихся в состоянии движения. Движение, пространство и время есть неотделимые свойства материи, без которых материя не существует.

В 30-е гг. ХХ в. физики открыли явление превращения электрона и позитрона при столкновении в фотоны (кванты света) и опять создалось впечатление, что материя исчезла и превратилась в энергию, т.е. ничто. Но фотоны это тоже материя, имеющая иные свойства, нежели электрон, т.е. материя из вещества перешла в поле.

Нельзя смешивать философское понимание материи с естественно научным представлением о ней и ее строении. Физика в данном случае лишь основа для новых философских интерпретаций. Нельзя анализировать только одну сторону материи строить на этом картину мира: современная наука утверждает, что известны и познаны только два вида материи – это вещество и поле.

Вещество – это все то, что имеет механическую массу (массу покоя), вещественны все макроскопические вещества. За последние 100 лет физика открыла более 100 элементарных частиц, а также несколько состояний вещества, в т.ч. и плазма и нейтронное состояние. Так, плазма есть газообразное состояние, возникающее из электрически заряженной частицы электрона и иона. Плазма в земле не встречается, а в космосе она постоянна. Плазму можно удерживать магнитным полем, которое будет задавать ей объем, т.е. в данном случае магнитное поле есть сосуд, который удерживает такое состояние вещества. Нейтронное состояние вещества возникает, если сжимать вещество до очень большой плотности. В такой ситуации электроны проникают в ядро атома и превращаются в нейтроны, свойствами такого вещества становятся сверхпроводимость и сверхплотность.

Кроме вещества и его состояний есть еще и поле, которое тоже вид материи. Поле есть материальное образование, связывающее между собой тела, передающее действие от одного тела к другому. Поле может быть электромагнитным, гравитационным, мезонным, а также существует биополя в виде ауры вокруг живых существ.

У каждого поля есть свои собственные частицы. Различия между полем и веществом на уровне элементарных частиц не обнаруживаются. Вещество и поле так тесно связаны, что на макроуровне при определенных условиях способны превращаться друг в друга.

В космогонии есть принцип сходства строения звездной системы и атомов, т.е. в звездной системе, как и в атоме присутствует ядро в центре, вокруг которого вращается огромное количество иных веществ (более мелких планет). Диаметры орбит электронов так относятся к диаметру ядра, ка диаметр орбит планет к диаметру звезды.

В философии, как и в физике есть вопрос об элементарности. Элементарность понимается как неисчерпаемость материи. Существование этой элементарности является важным вопросом, на который есть две противоположные позиции:

1. материя бесконечно делима (Анаксагор)

2. Материя есть абсолютно неделимые атомы (Демокрит)

Элементарные частицы связаны с кварками и глюонами, которые вообще в чистом виде не существуют, но они выведены в научных опытах и используются для моделирования «большого взрыва». Выведение этих неземных частиц подводит к выводу о том, что если есть неземные частицы, то есть и какая-то креативная нематериальная сущность, т.е. такое творение ничего, из которого появилось все.

 

3.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!