Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






КАТЕГОРИЯ «БЫТИЕ» В ФИЛОСОФИИ



 

1. Понятие «бытие» в истории философии.

2. Основные формы бытия.

3. Категория «небытие» и существует ли оно.

 

1.

 

Бытие – главная категория философского мышления и является предметом онтологии. В новой философии, начиная с ХУШ в. ей не уделяется много внимания и данная категория была вытеснена из центра обсуждения на периферию философского знания. В СССР бытие отождествлялось с материей. В 30-е гг. ХХ в. вновь возник интерес к данной категории благодаря работам Гуссерля, Н. Гартмана, М. Шеллера и М. Хайдеггера.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ О БЫТИИ

Понятие бытие возникло еще в античной философии в философии Парменида (5 в. до н.э.), который написал поэму «О природе», где в олигорической форме излагается представление о бытие. Сама работа написана в виде диалога человека и богини, которая излагает истины о мире.

Теоретическими положениями бытия в данной работе являются:

1) бытие есть, а небытия нет;

2) бытие нельзя ни познать и выразить и оно непостижимо;

3) бытие едино и вечно;

4) бытие не возникает и оно неуничтожимо;

5) в бытии нет движения – оно самодостаточно.

Данные характеристики противоположны чувственному миру, т.к. чувственный мир движется и не имеет абсолютного знания. Бытие имеет предел, поэтому оно нив чем не испытывает недостатка, тогда как беспредельность мира означает незавершенность, следовательно, конечность бытия является благом. Бытие конечно и нет ему нужды ни в чем.

Если мыслить образами, то бытие – это шар, т.к. шар является совершенной фигурой.

Определенность и предел выступают как условия познаваемости сущего. Понятие предела связано с представлениями о добродетели как о чем-то, обладающем серединой. Соответственно, зло беспредельно и следовательно крайностей, как и пороков может быть множество, а добродетель может быть одна, т.к. она является серединой. Добродетель сложно обрести и она является редким явлениям.

В философии Сократа также отведено определенное место понятию бытия. Так, по мнению Сократа, главным является соотношение добра и зла и тождественность этих понятий. Сама категория бытия у Сократа не упоминается, но подразумевается. Под бытием он понимает сознание, т.к. только о нем можно сказать, что оно есть. Соответственно, реальность, о которой можно сказать «есть» также является сознанием.

Школа Атомистов в лице Демокрита, Тита Лукреция Кара и Левкипа приравнивала бытие к веществу, а небытие к пустоте. Соответственно, бытие – это атомы, которые существуют и которые познаваемы, как и само бытие. В данном случае атом – умозрительная конструкция и следовательно, само бытие дано только умозрительно. Небытие как пустота непостижимо. Чувственный мир в таком аспекте является видимостью бытия.



Платон понимал под бытием многие умопостижимые идеи или определял бытие как умопостигаемую сущность. Идеи в данном учении являются нематериальными, неделимыми и вечными, из можно познать при помощи ума. В работах «Софист» и «Государство» Платон называет идеями сущность, т.е. то, что существует поистине. Сущность производна от бытия. Небытие существует, иначе было бы невозможно заблуждение – ложное значение о несуществующем. Небытие существует благодаря причастности к бытию. Есть также бытие конкретных вещей, но оно является кажущимся и не является подлинным. Подлинным является только бытие идей.

Реальный мир производен от мира идей и является его тенью. Все, что есть в человеческом мире гибнет и изменяется , а возникшая однажды идея является вечной и неподвижной, идея обладает подлинным бытием.

Главной проблемой в платоновском понимании бытия является соотношение подлинного и кажущегося бытия. Сущность кажущегося бытия определяется вечным конфликтом подлинного и неподлинного бытия. Сущность чувственного бытия также определяется конфликтом подлинного и неподлинного. Чувственный мир объясняется через его причастность миру идей.

Аристотель в работе «Первая Философия» также развивает учение о бытии. По Аристотелю основа всякого бытия есть первичная материя, которая образует предпосылку существования. Материя – это только основа бытия; между первоматерией и существующим ми-ром есть промежуточная ступень, разделяющаяся на 4 основных элемента – огонь, землю, воздух и воду.



Все вещи состоят из материи и формы. Форма, соединенная с первоматерией и с 4 основными элементами образует бытие. Соответственно, бытие есть единство материи и формы. В данном аспекте наблюдается полемика Аристотеля и Платона: нельзя считать сущностями умопостигаемые идеи, которые запредельны чувственному миру.

Понимание бытия у Аристотеля двойственно: с одной стороны – это единство материи и формы, а с другой стороны, бытие есть первосущность, целевая первопричина всего сущего. Такой первосущностью, очевидно является Бог – форма всех форм. Следовательно, Богу придан высокий смысл, т.к. он есть абсолютное бытие, к которому стремиться сущее.

СРЕДНИЕ ВЕКА. И БЫТИЕ

В этот период времени категория бытия используется в теологическом богословии и соответственно, бытие определялось как самое совершенное сущее, которым является Бог. Такое понимание исходит от Библии.

Основоположником западной теологии является Августин блаженный, который в работах «О граде божьем» и «Исповедь» высказывает мысль о том, что Бог неизменяем и обладает высочайшим бытием. Он дает бытие тем вещам, которые сотворил из ничего, и распределил все природные существа по степеням. Бытие есть благо, а Бог есть простое благо, т.е. он сотворил все иные блага, которые являются непростыми, т.к. это уже есть измененные и сотворенные вещи, которые только причастны к бытию. Суть бытие есть Бог и ему не противостоит никакая сущность.

Применительно к догмату о троице бытие рассматривается, как суть Бога-отца, тогда как Бог-сын есть знание, а дух святой есть любовь.

Человек создан по образу Бога и, следовательно, в нем явлена троица ибо человек существует, знает о том, что существует и любит свое существование.

В учении Фомы Аквинского (ХШ в.), в частности, в работе «Сумма теологий» приводятся онтологические доказательства бытия Бога. Данные идеи в ХХ веке послужили возникновению такого течения, как неотомизм, являющегося официальной философией Ватикана. В данном понимании бытие есть высшее начало, которое находится в единству с сущностью. Бытие вещей имеет 4 уровня:

1) неорганические стихии и минералы;

2) растения (они понимаются как форма, имеющая целевые причины);

3) животные, которые целесообразно организованы и имеют начала деятельности;

4) человек, который и есть самосущее.

При этом человек обладает разумной душой, которая и есть высшее из всего сотворенного сущего. Душа бестелесна и бессмертна, она имеет самостоятельное действие от тела – мышление и воления. Разум человека отличается от божественного разума тем, что пассивен: божественный разум творит, а человеческий усваивает. Разум человека не может мыслить, если только он не обращен к чувственным образам – фантазмам. Божественное бытие для человека непознаваемо.

Кроме того, Ф. Аквинский создал теорию двойственной истины: истина может быть научной и может быть божественной. Эти истины имеют разные предметы: научные истины возникают при познании чувственного мира, тогда как божественные истины имеют своим предметом сверхъестественный мир, данный в Откровении. Таким образом, эти различные истины не противоречат друг другу, поскольку божественные истины вечны, а научные преходящи. Поэтому наука вправе иметь собственный взгляд на чувственный мир.

Такое течение, как номинализм, в лице Уильяма Оккама, Ж. Буридана, А. Саксонского и Н. Орэна отделил философию от теологии, проведя границу на том основании, что теология основана на Откровении, Философия на разуме и опыте.

Так, Оккам считал, что вера тем выше, чем менее доказаны догматы. В мире есть только единичные вещи и нет ничего общего. Он не считал идеи прообразами вещей, т.к. в божественном уме нет общих идей, а значит, нет их и в сотворенных сущностях. Общее существует лишь в человеческом уме.

Данному течению (номинализму) противостоит реализм, который стоит на позиции того, что нет никакой иерархии субстанций и все состоит из 4 основных элементов, как на Земле, так и на небе. Люди познают вещи, а не сущности.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!