Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Коррекция физиологического и фонационного дыхания



Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того чтобы стало возможным произнесение звуков, требуется направленная воздушня струя. Четкая разборчивая речь обеспечивается правильной работой дыхательного аппарата. Так как у ребенка с ринолалией дыхательная функция грубо нарушена, требует коррекции и физиологическое (в покое) и фонационное (в процесе речи) дыхание.

Коррекция физиологического дыхания заключается в устранении ключичного типа дыхания. Наиболее предпочтительным для формирования правильной речи является нижне-реберное (косто-абдоминальное) дыхание. Этот тип дыхания позволяет создать дыхательную опору, являющуюся необходимым условием для появления длительного и плавного ротового выдоха.

С помощью специальных упражнений детей необходимо научить управлять диафрагмальными мышцами и регулировать объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Это способствует появлению более полного, глубокого, спокойного вдоха и исчезновению судорожного напряжения ключиц и грудной клетки.

При выполнении дыхательных упражнений следует соблюдать ряд определенных условий. Добиваясь легкого дутья без напряжения и из-лишних усилий, не рекомендуется употреблять фразу: “вдохни сильнее”. Услышав такое предложение, ребенок обычно пытается набрать как можно больше воздуха, что приводит к еще более сильному напряжению ключично-грудного отдела во время вдоха и способствует закреплению патологических дыхательных навыков. Нужно следить за тем, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею и в тоже время ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота. Количество и темп упражнений должно быть строго дозировано с учетом возраста и физического развития ребенка.

Работа логопеда по нормализации дыхательной функции ведется параллельно с работой врачей ЛФК по укреплению мышц брюшного пресса и формированию правильной осанки с помощью общих дыха-тельных упражнений, что предупреждает перегрузку дыхания, вредную для ребенка.

Упражнения, направленные на развитие косто-абдоминального дыхания, предпочтительно проводить в игровой форме. Все задания предлагают начинать выполнять в положении лежа. Дети пробуют поиграть в воздушный шарик. Ребенок ложится на кровать, мышцы максимально расслаблены, и под чтение стихотворения логопед показывает движения, которые затем ребенок должен выполнить сопряженно.

Вот мы шарик надуваем,

Воздух носом набираем (живот надувается),

Шарик сдулся – вот беда,

Воздух вышел изо рта.

Когда ребенок начинает выполнять упражнение, надувать шарик-животик, необходимо следить за тем, чтобы во время вдоха поднималась передняя стенка живота, а грудная клетка оставалась максимально неподвижной. Сдувают шарик (производят выдох) плавно, по возможности длительно, передняя стенка живота медленно втягивается и принимает обычное положение. После того как дети усваивают данные движения в положении лежа, можно переходить к выполнению аналогичных упражнений сидя и стоя.

Как вариант игры мможно использовать упражнения со зрительным контролем. В игру вовлекается волшебная книжка, которая оживает и может двигаться, если ребенок правильно выполняет требуемые движения. Упражнение также осуществляется в положении лежа, книга находится на животе ребенка. Если ребенок демонстрирует правильный вдох, то он может сам увидеть, как надувается живот и книга поднимается. При выдохе книга медленно опускается.

Эти игры включаются в занятия с детьми ежедневно. Родители получают подробные инструкции по закреплению сформированных навыков в домашних условиях.

Следует помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, и во время занятия их необходимо чередовать с другими упражнениями. Дыхательные упражнения повторяются не более пяти раз подряд.

Коррекция фонационного дыхания подразумеваетвыработку целенаправленной воздушной струи при фонациипосле того как у ребенка появилось правильное физиологическое дыхание.

Для детей с ринолалией характерным является смешанное фонационное дыхание, при котором основная часть выдыхаемого воздуха направляется в носовые ходы, а ротовой выдох является черезвычайно слабым и коротким. В некоторых случаях ротовой выдох совсем отсутствует и на просьбу подуть ребенок осуществляет исключительно носовой выдох.

Основной задачей на этапе коррекции фонационного дыхания является формирование продолжительного, устойчивого, плавного ротового выдоха, достаточного для произнесения слогов, слов, фраз. С этой целью используется специальная дыхательная гимнастика, способствующая развитию носового вдоха, увеличению объема ротового выдоха и воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого неба.

Виды упражнений для развития направленного ротового выдоха и умения дифференцировать ротовой и носовой выдох.

· вдох и выдох широко открытым ртом, язык высунуть и положить на нижнюю губу (как дышит собачка);

· вдох широко открытым ртом, выдох носом;

· вдох и выдох носом;

· вдох носом, выдох ртом; возможны различные варианты выполнения данного упражнения: можно предложить ребенку широко открыть рот во время выдоха, а в другом случае при выдохе губы сомкнуты и вытянуты вперед трубочкой;

· вдох через одну ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем, выдох через эту же ноздрю;

· вдох правой ноздрей, левая закрыта указательным или средним пальцем; выдох через левую ноздрю; затем поменять;

· вдох носом, выдох поочередно через правую или левую ноздрю, другую закрыть указательным или средним пальцем;

· вдох ртом, выдох через правую или левую ноздрю;

· вдох поочередно через правую или левую ноздрю, выдох широко открытым ртом;

· вдох носом, выдох по возможности направить вверх, пытаясь сдуть ватку с носа.

Можно проводить упражнения в игровой форме с использованием наглядного материала.

Детям предлагают подуть на яркие бумажные игрушки в форме различных предметов, животных, сказочных существ, прикрепленные к ниткам длиной до 20-и сантиметров, на ватные шарики – “загони мяч в ворота”(ворота – кубики). Дети учатся надувать мыльные пузыри, задувать свечи, студить горячую пищу, согревать замерзшие руки во время прогулки, дуть в трубочку, опущенную в стакан, наполненный какой-либо жидкостью, например, соком.

Чтобы отработать у ребенка правильный носовой вдох, можно показать ребенку, как нюхают цветы.

При выполнении упражнений следует контролировать ребенка, т. к. в первое время ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Для контроля используется небольшой пузырек с узким горлышком, который попеременно подносится к губам и носовым ходам ребенка. При этом необходимо объяснить, что характерный шум, который появляется во время выдоха, должен быть слышен, лишь когда пузырек поднесен ко рту. В качестве образца, логопед может предварительно показать, как правильно выполняется данное упражнение.



Как уже было сказано, вся коррекционная работа должна осуществлятся с учетом ведущей деятельности возраста. Детям дошкольного возраста рекомендуется предлагать как можно больше игровых ситуаций.

В качестве одной из составных частей логопедического занятия можно предложить детям игру “Прогулка с куклой”.

Любимая кукла Маша собирается идти гулять. На улице очень холодно, морозно, кругом лежит снег. Логопед спрашивает, какое это может быть время года. Если ребенок затрудняется с ответом, следует помочь ему при помощи наводящих вопросов и наглядного материала.

Л.: А во что мы должны одеть куклу для зимней прогулки?

Перечисляются предметы зимней одежды. Здесь следует отметить, что даже если дети, не имеют грубых лексико-грамматических нарушений, тем не менее целесообразно включать в игру элементы заданий по развитию представлений об окружающем мире, по развитию словаря и грамматического строя.

Затем логопед вместе с ребенком берет куклу за руки и они все вместе идут гулять.

Л.: Как холодно на улице! Маша не привыкла к таким морозам. У нее замерзли ручки, давай мы ей их погреем.

Логопед показывает ребенку, как можно погреть руки, подышав на них.

Л.: А твои ручки, наверное, тоже замерзли? Давай и тебе погреем.

Подышав на руки ребенку, логопед таким образом дает ребенку возможность ощутить целенаправленную воздушную струю и при этом увидеть, что рука подносится ко рту. Таким образом обучение осущест-вляется с подключением тактильного и зрительного контроля.

Затем логопед предлагает ребенку погреть ручки вместе. Также совместно согреваются руки у Маши. При выполнении данных действий обращают внимание ребенка на то, что вдыхать надо носом, а выдыхать ртом. В большинстве случаев приходится многократно повторять это дыхательное упражнение, т. к. дифференциация ротового и носового выдоха у детей очень часто отсутствует. Лишь ежедневные тренировки в течение нескольких недель позволяют уменьшить утечку воздуха через нос и выработать направленную воздушную струю.

Если ребенок находится на логопедическом обучении в стационаре или детском дошкольном учреждении, в коррекционной работе можно использовать режимные моменты. Во время завтрака или обеда ребенку предлагают остудить горячую пищу.

Например, логопед может спросить ребенка, почему он еще не кушает? Если ребенок отвечает, что суп слишком горячий, можно предложить остудить суп. Ребенку объясняют, что для этого необходимо подуть холодным ветерком, вытянув при этом губы вперед. Чтобы воздуха уместилось как можно больше, набрать его нужно носом. Потом показывают, как это делается и просят ребенка сделать тоже самое.

Не рекомендуется предлагать детям такие упражнения как надувание шаров, дутье в губную гармошку, дудочку. Такое дутье требует слишком сильного, направленного, длительного ротового выдоха, к которому дети еще не готовы. Стремясь сократить утечку воздуха в нос, дети напрягают мышцы артикуляционного аппарата и мышцы лица. В работу включаются крылья носа, ребенок хмурит брови, морщит лоб. Таким образом появляются компенсаторные гримасы при фонации, которые впоследствии с большим трудом поддаются коррекции.

У детей с небно-глоточной недостаточностью полноценное фонационное дыхание не может быть окончательно сформировано. Даже после проведения коррекционных мероприятий ротовой выдох у таких детей отличается слабостью и не дифференцируется с носовым. Работа по формированию направленного ротового выдоха в таких случаях должна быть продолжена после оперативного вмешательства с целью устранения небно-глоточной недостаточности.

У детей, не имеющих дефектов в переднем отделе твердого неба, сквозных расщелин альвеолярного отростка и небно-глоточной недостаточности постановка направленного ротового выдоха и его дифференциация с носовым выдохом должна быть полностью завершена.

 

Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Просмотров 1003

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!