Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






II.Логопедическое обследование



Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для выявления особенностей дыхания, фонации, строения и функции артикуляционного аппарата, звукопроизношения и просодической стороны речи детей с небной патологией необходимо их тщательное логопедическое обследование. Задачей данного обследования является определение характера и степени выраженности проявлений дыхательных, голосовых и артикуляционных расстройств и их влияния на нарушения звуопроизношения и просодики. Наиболее подробно этот аспект исследования разработан в методике Т. В. Волосовец.

1.Состояние артикуляционного аппарата (строение и функция):

губы – наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии. Уздечка верхней губы – норма, укорочена. Подвижность достаточна, ограничена. Переключаемость движений – достаточна, недостаточна.

Для определения подвижности губ и переключаемости артикуляционных движений предлагаются традиционные упражнения артикуляционной гимнастики: «улыбка», «трубочка», чередование «улыбки» и «трубочки» и т. д. Упражнения выполняются отраженно за логопедом, возможно использование зеркала.

преддверие полости рта – глубокое, неглубокое, не сформировано.

зубы – крупные, мелкие, редкие, зубной ряд – сформирован, не сформирован.

прикус – нормальный, прогения, прогнатия, открытуй (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости).

язык – форма и размер – обычные, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий. Корень языка – норма, гипертрофия. Кончик языка – истонченный, широкий. Уздечка языка – норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области. Позиция в полости рта – правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта. Подвижность языка достаточная, недостаточная. Переключаемость движений – достаточная, недостаточная. Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: “иголочка”,“лопаточка”, “чашечка”,“часики”, “маляр”, “почисти зубки”, “лошадки” и т. д. Тонус мышц языка – норма, повышен, понижен. Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения).

твердое небо – неоперированная расщелина, сформированное твердое небо – широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого неба.

мягкое небо – неоперированная расщелина, сформированное мякое небо – короткое, длинное, подвижное, малоподвижное. Для того чтобы правильно определить степень подвижности мягкого неба, детям предлагают произнести звук [а] на твердой атаке. Ребенка просят широко открыть рот и резко и громко крикнуть [а]. В зависимости от того, насколько активно в этот момент движется небная занавеска, логопед выносит заключение о ее подвижности.

состояние мимической мускулатуры в покое и динамике – наблюдается ли патологическая активность лицевых мышц, компенсаторные гримасы при фонации. Состояние лицевой мускулатуры оценивается в процессе наблюдения за речевой деятельностью и с помощью проб, позволяющих оценить работу мимических мышц. Детям предлагают сделать веселое лицо (засмеяться), сердитое лицо (нахмурить брови), поднять брови, прищурить поочередно правый и левый глаз, надуть щеки, втянуть щеки и т. д.

2.Состояние дыхательной функции:

· физиологическое дыхание;

· фонационное дыхание.

При оценке физиологического дыхания важно определить его тип: ключичный, грудной, нижне-диафрагмальный (косто-абдоминальный). Исследование производится визуально в положении лежа, сидя, стоя. Далее определяется наличие ротового выдоха – сформирован, не сформирован. С этой целью ребенку предлагается подуть на бумажную игрушку или шарик.

При определении качественных характеристик фонационного (речевого) дыхания, следует обратить внимание на длительность и направленность ротового выдоха при фонации (в момент речи) и наличие носовой эмиссии. Ребенок произносит слова или предложения, и логопед оценивает характер ротового выдоха. Объективную информацию о наличии носовой эмиссии можно получить с помощью специального прибора – назометра.

3. Состояние голосовой функции:

· тембр голоса;

· высота голоса;

· сила голоса.

Особенности голосовой функции выявляются в ходе беседы с детьми.

Объективная оценка тембра голоса производится с помощъю назометра и назофарингоскопического исследования. Обращается внимание на наличие носовой эмиссии и гиперназализации.

Для проверки силы звучания голоса можно предложить ребенку произносить слова или фразы шепотом, тихим, громким голосом, меняя громкость произнесения отраженно за логопедом.

Высота голоса определяется с помощью пения гамм в различных диапазонах или произнесения слов и фраз с повышением или понижением голоса.

4.Состояние звукопроизношения.

На данном этапе основной целью является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Материалом может служить набор предметных картинок, а также перечень определенных слов и фраз.

Обследование начинается с проверки изолированного произне-сения звуков, затем предлагают повторить слова и фразы, содержащие определенные звуки отраженно за логопедом. Можно предложить детям назвать предметные картинки. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи.

Исследование наиболее целесообразно осуществляеть в игровой форме. Например, волшебник может превратить детей в комарика, который должен позвенеть – “з-з-з”, в пчелку, которая собирает с цветов мед и жужжит – “ж-ж-ж”, в собаку, которая защищает своего хозяина и рычит – “р-р-р” и т. д.

Примерный перечень слов для отраженного произнесения: пони, пена, баба, белый, Вова, Витя, Фома, Филя, Таня, тетя, дом, дядя, сова, сено, зайка, Зина, шапка, жук, цапля, щетка, чай, лапа, Ляля, рыба, река. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры, например: На Тане пальто.

5. Просодическая сторона речи.

Оценивая состояние просодических характеристик речи, важно обратить внимание на мелодико-интонационную выразительность, соблюдение темпо-ритмической организации речи, выраженность эмоциональных оттенков, расстановку пауз, логических ударений, громкость, разборчивость речи в целом. Исследование проводится на материале стихотворений, сказок, поговорок.

Поскольку при ринолалии ведущим является расстройство фонетической стороны речи, обусловленное анатомическим дефектом артикуляционного аппарата, обследование в первую очередь направлено на выявление первичных нарушений. Однако, в некоторых случаях, первичные нарушения голоса и звукопроизношения могут стать причиной отклонений в формировании других компонентов речевой системы: фонематического восприятия, лексико-грамматического строя у детей дошкольного возраста, а у школьников и письменной речи. В связи с этим, обследуя ребенка, важно определить, не осложняется ли ринолалия фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, дисграфией.



6. Состояние фонематического восприятия и способности к фонематическому анализу.

Учитывая, что особенности устной речи детей с ринолалией ока-зывают влияние на формирование других речевых процессов, важно оценить состояние фонематического восприятия.

Исследование проводится в трех направлениях: дифференциация изолированных звуков,на уровне слогов и на уровне слова. Ребенка просят определить пары звуков, используя игровые моменты: “Кто как жужжит?” –“з-з-з”: комар, “ж-ж-ж”: жук (дифференциация [з]-[ж]); “с-с-с”: вода течет, “ш-ш-ш”: змея шипит (дифференциация [с]-[ш]); “д-д-д”: играем на барабане, “т-т-т”: стучат колеса поезда (дифференциация д-т); “р-р-р”: собака рычит, “л-л-л”: самолет гудит– где собака, а где самолет.

Для дифференциации слогов предлагаются слоговые ряды, в которых нужный слог выделяется поднятием руки.

Для проверки фонематического восприятия на уровне слова ребенку предлагают картинки, названия которых отличалются одним звуком: “мишка”-“миска”, “козы”-“кожи”, “коза”-“коса”, “зуб”-“суп”, “том”-“дом”, “удочка”-“уточка”, “вата”-“фата”, “башня”-“пашня”, “лак”-“рак”. Требуется определить, разные это слова или одни и те же. Дети показывают картинки, объясняя значение слов и повторяют их за логопедом.

Для того чтобы трудности проговаривания не влияли на качество дифференциации, необходимо предлагать задания, исключающие артикулирование.

7.Состояние активного и пассивного словарного запаса существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, наречий.

С помощью предметов, предметных и сюжетных картинок логопед определяет возможности понимания и использования ребенком различных частей речи.

8. Состояние грамматического строя речи.

На данном этапе исследуется характер употребления ребенком грамматических конструкций. Материалом могут служить игрушки, предметы, предметные и сюжетные картинки. Оценивается умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; числительные с существительными; употребление числа и рода глаголов; использование предложных и беспредложных падежных форм существительных.

Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Просмотров 1034

Эта страница нарушает авторские права



allrefrs.ru - 2022 год. Все права принадлежат их авторам!