Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Правовое регулирование использования земель транспорта



 

В соответствии со ст. 11 Закона Украины от 10 ноября 1994 г. «О транспорте» к землям транспорта относятся земли, предоставленные предприятиям и организациям транспорта — железнодорожного, водного (морского, речного), автомобильного, авиационного, городского электротранспорта, а также трубопроводного, для выполнения возложенных на них задач по эксплуатации, ремонту, усовершенствованию и развитию соответствующих объектов.

Железнодорожный транспорт

Землями железнодорожного транспорта являются земли, предоставленные его предприятиям и организациям. В состав этих земель входят земли, которые являются полосой отвода железных дорог. К ним относятся земли, предоставленные под железнодорожное полотно, железнодорожные станции со всеми строениями энергетического, локомотивного, вагонного, линейно-колейного, грузового и пассажирского хозяйств и другие объекты, создаваемые для обслуживания железнодорожного транспорта. Основными нормативными актами, регулирующими правовой режим земель железнодорожного транспорта, являются:

- Земельный кодекс,

- Закон «О транспорте»,

- а также - Закон от 4 июля 1996 г. «О железнодорожном транспорте»,

- Устав железных дорог Украины, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 г. № 457,

- Правила технической эксплуатации железных дорог Украины, утвержденные приказом Минтранса Украины от 20 декабря 1996 г. № 411,

- а также Инструкция о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использования полосы отвода, утвержденная Министерством путей сообщения СССР 30 января 1963 г.

В соответствии с проектами строительства дорог помимо полосы отвода в состав земель железнодорожного транспорта могут также включаться участки, не примыкающие непосредственно к полосе отвода, но необходимые для обслуживания дороги (карьеры, щебеночные и шпальные заводы, насосные станции, железнодорожные поселки и т. п.).

Для обеспечения в пределах полосы отвода нормальной эксплуатации железнодорожных путей, линий электроснабжения и связи, иных устройств и объектов железнодорожного транспорта, а также в местах, где существует опасность оползней, обвалов, размывов, селей, снежных заносов и иных опасных природных явлений, согласно ст. 6 Закона «О железнодорожном транспорте» могут устанавливаться охранные зоны. К ним относятся:

- участки земли, необходимые для обеспечения сохранности, устойчивости и прочности железнодорожных сооружений;



- прилегающие к железным дорогам полосы леса шириной по 500 м в каждую сторону, в пределах которых не допускаются рубки леса, кроме рубок ухода и санитарных рубок;

- прилегающие к железным дорогам полосы земли, на которых расположены столбовые линии связи, автоблокировки и линии электропередачи.

Ширина охранных зон устанавливается в соответствии с проектом. Охранные земли не изымаются из состава земель, по которым они проходят, но право пользования ими ограничивается в интересах обслуживания железной дороги. В пределах охранных зон запрещается:

- возводить постройки и сооружения;

- разрабатывать карьеры;

- сооружать линии связи, силовые воздушные и кабельные сети;

- устраивать дороги непосредственно под проводами и ближе трех метров от крайнего провода для проезда автомобилей высотой более трех метров (кранов, экскаваторов и т. п.);

- землепользователям без согласования с управлением железной дороги возводить капитальные здания и сооружения, а также закладывать многолетние насаждения;

- в районах, подверженных оползням, в пределах охранных зон вырубка леса и кустарника, вспашка грунта, устройство дорог, возведение построек и сооружений, разведение огородов, выпас скота, осуществление земляных работ, которые могут ухудшить устойчивость склонов.

Органы железнодорожного транспорта, в ведении которых находятся охранные зоны, обязаны возместить соответствующим землепользователям все убытки, включая упущенную выгоду, если они вызваны установлением этих зон. Условия использования охранных зон землепользователями, по территории которых они проходят, а также стоимость возмещения убытков устанавливаются на основании договоров, заключаемых между сторонами.

Водный транспорт

 

Земли водного транспортав зависимости от его вида подразделяются на земли морского и речного транспорта, правовой режим которых несколько различается.



К землям морского транспортаотносятся земли, предоставленные под:

- морские порты с набережными, площадками, причалами, вокзалами, строениями, сооружениями, оборудованием, объектами общепортового и комплексного обслуживания флота;

- гидротехнические сооружения;

судоремонтные заводы, мастерские, базы, склады, радиоцентры;

- служебные и культурно-бытовые помещения и иные сооружения, предназначенные для обслуживания морского транспорта.

К землям морского транспорта не относятся территории, насыпанные или намытые в акватории на денежные средства портов.

Правовой режим использования этих земель определяется в основном:

- Земельным кодексом,

- Законом «О транспорте»,

- Кодексом торгового мореплавания Украины,

- Водным кодексом,

- а также Правилами охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1996 г. № 269 в редакции постановления от 29 марта 2002 г. № 431.

Земельные участки для указанных целей предоставляются в собственность, постоянное пользование и в аренду морским портам, судостроительным и судоремонтным заводам, базам и иным предприятиям, обслуживающим нужды морского флота и выступающим в качестве субъектов права на землю. Размеры участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших эти участки.

Права и обязанности землепользователей установлены статьями 90, 91, 95, 96 Земельного кодекса, а также нормами специальных нормативных актов. Строительство на территории портов или на подходах к ним объектов, не соответствующих целевому назначению этих земель, возможно только по согласованию с администрацией портов, судостроительных и судоремонтных заводов, баз и с органами управления морским транспортом.

Земли речного транспортаэто земли, предоставленные под:

- порты, специализированные причалы, пристани и затоны[1] со всеми техническими сооружениями и оборудованием, предназначенным для обслуживания речного транспорта;

- пассажирские вокзалы, павильоны и причалы;

- судоходные каналы, судоходные, энергетические и гидротехнические сооружения, служебные строения; берегоукрепительные сооружения и насаждения;

- специальные насаждения для выращивания древесины, в том числе деловой[2];

- узлы связи, радиоцентры и радиостанции;

- строения, береговые навигационные знаки, судоверфи и иные объекты, обеспечивающие работу речного транспорта.

Правовой режим земель речного транспорта определяется:

- Земельным и Водным кодексами,

- Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР,

- а также постановлением Кабинета Министров Украины от 18 декабря 1998 г. № 2024 «О правовом режиме зон санитарной охраны водных объектов».

Земельные участки для нужд речного транспорта предоставляются в порядке, предусмотренном главами 19 и 20 Земельного кодекса, в собственность, постоянное пользование и в аренду речным портам, судостроительным и судоремонтным заводам и другим субъектам. Их права и обязанности как землепользователей определены статьями 90, 91, 95, 96 Земельного кодекса.

В целях охраны водных объектов, предупреждения негативного влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду, а также обеспечения безопасности хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и граждан, осуществляющих пользование землями водного фонда, Водный кодекс закрепил следующие виды охранных зон:

- водоохранные зоны,

- прибрежные защитные полосы,

- полосы отвода,

- береговые полосы водных путей,

- зоны санитарной охраны.

Водоохранные зоныустанавливаются вдоль рек, морей и вокруг озер, водохранилищ и иных водоемов с целью создания наиболее благоприятного режима для данных объектов, предупреждения их загрязнения, засорения и исчерпания, а также уничтожения околоводных растений и животных. Эти зоны являются природоохранными территориями регулируемой хозяйственной деятельности, на которых запрещается: использование стойких и сильнодействующих пестицидов; устройство кладбищ, скотомогильников, свалок и полей фильтрации; сброс неочищенных сточных вод с использованием рельефа местности (балок, карьеров и т. п.), а также в ручьи. Порядок определения размеров и границ водоохранных зон, а также режимов ведения хозяйственной деятельности в них устанавливается Кабинетом Министров.

Прибрежные защитные полосыпредставляют собой земельные участки, которые выделяются в пределах водоохранных зон рек, морей, озер, водохранилищ и других водоемов в целях охраны поверхностных водных объектов от загрязнения, засорения и сохранения их водности. Такие полосы устанавливаются по обоим берегам рек и вокруг водоемов вдоль уреза воды. Ширина прибрежных защитных полос зависит от размеров водных объектов и их экологической значимости. Так, в соответствии со ст. 88 Водного кодекса вдоль морей, вокруг морских заливов и лиманов ширина прибрежной защитной полосы должна составлять не менее двух километров от уреза воды.

Прибрежные защитные полосы являются природоохранными территориями с режимом ограниченной хозяйственной деятельности, на которых вдоль рек, вокруг водоемов и на островах запрещается: распашка земель (кроме подготовки почвы для залужения и залесения), а также садоводство и огородничество; хранение и применение пестицидов и удобрений; устройство летних лагерей для скота; строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей; мойка и обслуживание транспортных средств и техники; устройство свалок, навозохранилищ, накопителей жидких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т. п. Кроме того, согласно ст. 90 Водного кодекса прибрежные защитные полосы вдоль морей, морских заливов, лиманов и островов во внутренних морских водах входят в зону санитарной охраны моря (Зоны санитарной охраны создаются с целью охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения населения, удовлетворения лечебных и оздоровительных нужд и делятся на пояса особого режима) и поэтому могут использоваться только для строительства санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений с обязательным централизованным водоснабжением и канализацией.

Полосы отводапредназначаются для обеспечения эксплуатационных нужд и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения магистральных, межхозяйственных и других каналов, входящих в состав оросительных и осушительных систем, гидротехнических и гидрометрических сооружений, а также водоемов и речных плотин. Земельные участки в пределах полос отвода предоставляются для создания водоохранных лесонасаждений, возведения берегоукрепительных и противоэрозионных гидротехнических сооружений, строительства переправ и т. п.

Для работ, связанных с судоходством и сплавом на внутренних водных путях, за пределами населенных пунктов выделяются в установленном порядке береговые полосы водных путей. Земли этих полос в соответствии со ст. 92 Водного кодекса не изымаются у собственников и землепользователей и используются в соответствии с действующим законодательством. Размеры береговых полос и режим пользования ими устанавливаются в соответствии с проектами, которые разрабатываются и утверждаются водопользователями по согласованию с государственными органами охраны окружающей природной среды и водного хозяйства.

Автомобильный транспорт

 

Земли автомобильного транспортаделятся на два вида: собственно земли автомобильного транспорта и земли дорожного хозяйства.

К землям автомобильного транспортаотносятся земли, предоставленные под сооружения и оборудование энергетического, гаражного и топливно-раздаточного хозяйств, под автовокзалы, автостанции, линейные производственные сооружения, служебно-технические строения, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, автотранспортные, транспортно-экспедиционные предприятия, авторемонтные заводы, базы и иные объекты, обеспечивающие работу автомобильного транспорта.

Землями дорожного хозяйстваявляются земли, предоставленные под проезжую часть, обочину, земельное полотно, декоративное озеленение, резервы, кюветы, мосты, туннели, транспортные развязки, водопропускные сооружения, подпорные стенки, полосы отвода и размещенные в их пределах иные сооружения и оборудование.

В состав земель дорожного хозяйства входят также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог (параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды, площадки для стоянки транспорта, предприятия и объекты службы дорожного сервиса и т. п.).

Правовой режим земель автомобильного транспорта определяется:

- Земельным кодексом,

- Законом «О транспорте»,

- а также законом от 5 апреля 2001 г. «Об автомобильном транспорте»,

- Законом от 30 июня 1993 г. «О дорожном движении»,

- Едиными правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правилами пользования ими и охраны, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 30 марта 1994 г. № 198,

- постановлением Кабинета Министров Украины от 18 августа 1994 г. № 567 «О мерах по созданию безопасных условий для междугородних и международных перевозок автомобильным транспортом»,

- а также Порядком выдачи разрешений и согласований на размещение и строительство объектов сервиса, строений торгово-бытового назначения, рекламоносителей на автомобильных дорогах общего пользования, утвержденным приказом Украинской государственной корпорации по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог «Укравтодор» Министерства транспорта Украины от 10 марта 2000 г. № 33.

Авиационный транспорт

 

К землям авиационного транспортаотносятся земли, предоставленные под аэропорты, аэродромы, отдельные сооружения, вертолетные станции, ремонтные заводы гражданской авиации, площадки для эксплуатации воздушных судов и иные служебно-технические территории со строениями и сооружениями, обеспечивающими работу авиационного транспорта.

Для обеспечения безопасности полетов воздушных судов на этих землях устанавливаются специальные охранные зоны, включающие приаэродромные территории и полосы воздушных подходов.

Приаэродромная территория(прилегающая к аэродрому зона контроля и учета объектов и препятствий) представляет собой ограниченную установленными размерами местность возле аэродрома, над которой осуществляется маневрирование воздушных судов. О ее размерах собственник аэродрома или аэропорта либо уполномоченное им лицо должен уведомить соответствующий местный совет, территория которого полностью или частично попадает под приаэродромную территорию. На приаэродромной территории особый режим получения разрешения на строительство, реконструкцию и иную деятельность вводится только по согласованию с органом государственного регулирования деятельности авиации и соответствующим советом.

Предприятия, учреждения и организации, а также граждане, допустившие нарушения правил строительства и иные действия на приаэродромной территории, согласно ст. 41 Воздушного кодекса обязаны по требованию собственника аэродрома или аэропорта либо уполномоченного им лица прекратить строительство или иную деятельность на приаэродромной территории и в определенный срок за счет своих средств и своими силами осуществить устранение допущенных нарушений. Правовой режим земель авиационного транспорта определяется:

- Земельным кодексом;

- Воздушным кодексом;

- а также Законом «О транспорте».

Городской электротранспорт

 

К землям городского электротранспортаотносятся земли, предоставленные под:

- обособленные трамвайные линии и их благоустройство,

- пути и станции фуникулеров, канатных дорог, эскалаторов, трамвайно-троллейбусных депо,

- вагоноремонтные заводы,

- сооружения энергетического и путевого хозяйств, сигнализации и связи,

- служебные и культурно-бытовые помещения,

- и иные сооружения, необходимые для обеспечения работы городского электротранспорта.

Правовой режим этих земель определяется:

- Земельным кодексом,

- законом «О транспорте»,

- законом «О дорожном движении»,

- а также Правилами эксплуатации трамвая и троллейбуса, утвержденными приказом Госкомжилхоза от 10 декабря 1996 г. № 103.

Трубопроводный транспорт

 

Землями трубопроводного транспортав соответствии со ст. 11 Закона от 15 мая 1996 г. «О трубопроводном транспорте» являются земельные участки, на которых построены:

- наземные и надземные трубопроводы и их сооружения,

- а также наземные сооружения подземных трубопроводов.

Правовой статус этих земель определяется:

- Земельным кодексом,

- Лесным кодексом,

- Водным кодексом,

- законом «О транспорте»,

- законом «О трубопроводном транспорте»,

- Нормами отвода земель для магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР 30 марта 1973 г., и иными нормативными актами.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!