![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
II. Выявление растройства непроизвольных движений
Для выявления нарушений непроизвольных движений определяют тонус мышц, состояние мимики, выразительность речи, характер походки, позу, темп выполнения движений, возможность быстро начать и изменить их направление, а так же наличие синкенизий, тремора, гиперкинезов и т.д. 1. Паркинсонизм – амимия, замедленность движений (брадикинезия), бледность движений (олигокинезия), пластическое повышение тонуса свидетельствует о поражении древних отделов экстрапирамидной системы (черная субстанция и т.д.) 2. Гиперкинезы и гипотония –свидетельствуют о поражении более молодых отделов (хвостатое ядро и т.д. Гиперкинезы: • хорея – быстрое, беспорядочное движение похожее на кривляние или пританцовывание; • тик – кратковременные однообразные клонические подергивания отдельных мышечных групп, чаще лица; • лицевой гемиспасм – приступы судорожных подергиваний половины мышц лица; • миоклония – быстрое, молниеносное сокращение отдельных мышечных групп; • атетоз – медленное, червеобразное движение дистальных отделов конечностей; • баллизм – быстрое, вращательное, бросковое движение в конечностях; • торсионная дистония – вращательные штопорообразные движения мышц туловища. Выявление нарушения координации движения. Для оценки нарушения координации движения применяют следующие приемы: 1. Проба Ромберга – пациент с закрытыми глазами должен отвести руки в сторону и попасть указательным пальцем в кончик носа. Помахивание свидетельствует о поражении мозжечка. 2. Пяточно-коленная проба –лежа на спине, пациент должен попасть пяткой в колено противоположной ноги и провести её по голени до голеностопного сустава. 3. Проба на адиодокинез– пациент должен совершать быстро вращательное движение кистей вытянутых вперед рук. Отсутствие содружественных движений свидетельствует о поражении мозжечка. 4. Нистагм, скандированная речь, изменение тонуса мышц – тоже показатели нарушения координации. Выявление нарушения чувствительности. Исследование чувствительности заключается в нанесении различных раздражений и получении от больного ответа на вопрос о том, что он ощущает. Исследование начинают с лица и головы и заканчивают ногами. 1. Определение болевой чувствительности – наносят укол острием булавки. 2. Определение температурной чувствительности – используют пробирки с холодной и теплой водой. 3. Определение тактильной чувствительности – прикасаются ваткой или кисточкой к коже. 4. Определение мышечно-суставной чувствительности – при закрытых глазах пациента производят пассивное движение в мелких суставах рук и ног – пациент должен определить направление движения. 5. Определение вибрационной чувствительности – устанавливают вибрирующий камертон на симметричные участки тела, и определяют время ощущения вибрации (нормальное состояние 15-20 секунд). 6. Определение стериогностической чувствительности – вкладывают в руки пациент, сидящего с закрытыми глазами, знакомый предмет и просят его назвать. 7. Определение двумерно-пространственной чувствительности – на коже пациента, сидящего с закрытыми глазами, тупым предметом чертят цифры, которые он должен определить. 8. Определение кожно-кинетической чувствительности – пальцами смещают кожу пациента, который должен определить направление движения. 9. Определение дискриминационной чувствительности – делают двухточечное раздражение и предлагают пациенту определить то минимальное расстояние между точками, которое он может дифференцировать. Выявление нарушений высших мозговых функций. Для выявления нарушений высших мозговых функций исследуют речь, чтение, письмо, счет, гнозис и праксис. Исследование речи. • изучают понимание пациентом речи – не понимание речи расценивается как сенсорная афазия; • беседуют с больным – отсутствие речи рассматривается как моторная афазия; • если пациент не может вспомнить название знакомого предмета – этоамнестическая афазия. 2. Для проверки письма просят пациента написать любое предложение, невозможность письма расценивается как аграфия. 3. Для проверки счета просят пациента сложить в уме любые цифры, невозможность счета расценивается как акалькулия; 4. Для проверки чтения просят пациента прочитать любое предложение, невозможность чтения расценивается как алексия; 5. Для определения нарушения гнозиса больному предлагают знакомые предметы зрительно (зрительная гнозия) или на ощупь (тактильная гнозия); 6. Для определения праксисапациентам предлагают выполнить действие с действительными или воображаемыми предметами
![]() |