Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Рыночная цена товара (работы, услуги). Порядок ее определения и регулирования



 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ТОВАРОВ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

На сегодняшний день практически не осталось государств, налоговое законодательство которых не уделяло бы пристального внимания вопросам ценообразования и учета цен для правильного налогообложения.

До 1 января 1999 г. порядок определения цены товаров в целях налогообложения не был установлен единым нормативным актом, а регулировался нормами различных нормативных актов (Закон «О НДС», Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Инструкция ГНС РФ от 15.05.95 г. № 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды»).

С 1 января 1999 г. статьей 40 НК РФ установлен новый порядок определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. По правилам данной статьи спецрасчет осуществляется при реализации по ценам, отклоняющимся от рыночной цены.

В пункте 1 ст. 40 НК РФ закреплена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции.

Проверка обоснованности применения цен в целях последующего доначисления налогов применяется только в следующих случаях (п.2 ст. 40 НК РФ):

сделка совершается между взаимозависимыми лицами;

сделка является товарообменной (бартерной) операцией;

сделка является внешнеторговой;

при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

В иных случаях налоговый орган не вправе оспаривать для целей налогобложения цену товаров (работ, услуг) указанную сторонами в сделке.

В соответствии с п.3 ст.40 НК РФ налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени. При этом объектом налогообложения является разница между рыночной стоимостью товара (работы, услуг) и суммой, реально уплаченной за товар (работы, услуги).

Рассмотрим каждое из оснований проверки обоснованности применения цен в целях налогообложения более подробно.

Сделки между взаимозависимыми лицами.

Понятие «взаимозависимые лица» является новым для российского налогообложения и закреплено в статье 20 НК РФ. Правовым последствием признания лиц взаимозависимыми является то, что налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам между ними для целей налогообложения (п.2, п.8 ст. 40 НК РФ). Понятие взаимозависимых лиц введено исключительно для целей налогообложения, чтобы воспрепятствовать уменьшению налогооблогаемой базы путем занижения реальных экономических результатов деятельности лиц, совершающих между собой те или иные сдлеки или операции.



Обычный способ определения рыночной цены

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4-11 статьи 40 НК РФ. Но, при рассмотрении дела в суде, могут быть учтены любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в пунктах 4-11 статьи 40 НК РФ.

НК РФ предусмотрено, что при определении рыночной цены товара (работы, услуги) учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок:

количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии);

сроки исполнения обязательств;

условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида;

иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров (работ, услуг), либо может быть учтено с помощью поправок.

Из всего вышеизложенного можно вывести общий алгоритм, которым следует руководствоваться при определении рыночной цены.

Если на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) имеют место сделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночная цена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары (работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.



К официальным источникам информации относятся:

официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к местонахождению (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже – информация о котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;

информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;

информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации;

Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. При этом следует учитывать, что ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ к объектам оценки отнесены не только материальные объекты (продукцию, товары), но и работы, услуги, информация.

 

Специальный (расчетный) способ определения рыночной цены

При отсутствии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок, по идентичным (однородным) товара (работам, услугам) или при отсутствии предложения на этом рынке таких товаров (работ, услуг), а также при невозможности определения рыночной цены используются следующие методы:

метод цены последующей реализации, который заключается в том, что рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется на основании той цены, по которой они в дальнейшем были реализованы покупателем. При этом указанная цена последующей реализации должна быть скорректирована (уменьшена) на обычные в подобных случаях затраты, понесенные покупателем для продвижения товаров (работ, услуг) на рынок, его затраты на перепродажу (без учета затрат на приобретение у продавца), а также на обычную для этой сферы деятельности прибыль покупателя (перепродавца);

затратный метод определения рыночной цены товаров (работ, услуг) сводится к калькуляции всех произведенных их продавцом прямых и косвенных затрат на производство (приобретение, хранение, транспортировку, страхование) и реализацию с последующим увеличением полученного результата на обычную для этой сферы деятельности прибыль.

При применении методов цены последующей реализации и затратного метода обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации может использоваться среднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров.

При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

И в заключении два практических советов.

Если сделка не подпадает под контроль налоговых органов, то у предприятия нет нужды производить пересчет налогов исходя из уровня рыночных цен. Для целей налогообложения в этом случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, насколько она соответствует уровню рыночных цен.

Если сделка подпадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщику необходимо оценить вероятность того, что налоговые органы воспользуются своим правом и осуществят доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Если вероятность такого развития событий существует, то налогоплательщику имеет смысл самостоятельно осуществить доначисление и уплату налогов исходя из уровня рыночных цен, что позволит сэкономить на сумме пеней.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!