Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Другой важной причиной нецелесообразности производства продукции плохого качества является ответственность, кото­рую несет производитель



Некачественно изготовленные автомобили, самолеты, поез­да приводят к человеческим жертвам, некачественная пищевая продукция или лекарственные средства отрицательно сказыва­ются на здоровье потребителя и т. д.

Во многих странах предусмотрена ответственность компа­ний, производящих товары плохого качества и не способные выполнять функции, для которых они предназначены.

По судебным искам за плохое качество продукции фир­мы — производители продукции плохого качества производят многомиллионные выплаты.

Многие фирмы даже страхуют себя от производства нека­чественной продукции.

Помимо материального ущерба от производства некачест­венной продукции большой урон фирмам — производителям некачественной продукции наносится средствами массовой информации, широко освещающими случаи производства не­качественного товара. Это также наносит значительный ущерб имиджу таких компаний.

Любой произведенный фирмой товар может стать объектом судебного иска в связи с его недостаточным качеством.

Не менее важная причина, чем две предыдущие, — это по­теря клиентов, а иногда и всего дела.

Если потребитель не удовлетворен качеством продукции, которую приобрел, то в следующий раз он вряд ли обратится к услугам этой же фирмы.

Как установлено, основной причиной, заставляющей по­требителей, клиентов и т. д. менять компании, товары которых они покупают или услугами которых пользуются, является плохое качество товаров или услуг.

А без потребителя или клиента, без спроса на вашу продук­цию или услуги невозможна полномасштабная реализация ва­шей продукции или услуг, выручка от реализации будет оста­ваться ниже запланированной.

Потеря конкурентоспособности продукции или услуг при­водит к невозможности обеспечить производственный про­цесс, что, в свою очередь, влечет к банкротству, к потере де­ла.

Отрицательное влияние на производственный процесс. Вы­пуск некачественной продукции на каком-либо из производствен­ных участков может приводить к частичной или полной оста­новке производства.

Некачественно изготовленная деталь может стать причиной остановки конвейера. К таким же последствиям приводят ошибки в конструировании и проектировании изделия.

Не говоря уже о том, что материальные потери вызывают­ся непосредственно изготовлением некачественной продукции и необходимостью ее переделывать, материальные потери на­ступают также вследствие того, что они вызывают временные потери на зависящих от них стадиях производственного про­цесса.



А ведь в производственном процессе важно, чтобы все про­изводственные операции выполнялись последовательно и в срок.

Даже обнаруженный на стадии производства брак может привести к простоям рабочих и оборудования, каждые из ко­торых чреваты для компании потерями.

Можно без труда заметить, что перечисленные выше при­чины взаимосвязаны и каждая из них оказывает отрицатель­ное воздействие и "включает" другие причины.

В науке об управлении хорошо известен принцип обратной связи, а также принцип отрицательной обратной связи, состо­ящий в том, что одни отрицательные воздействия влекут за со­бой другие отрицательные воздействия, делая подчас процесс их нарастания лавинообразным.

Стечение неблагоприятных обстоятельств и отрицательных воздействий приводит к потере управляемости предприятия, а это, в свою очередь, чревато крахом.

Эффективный бизнесмен никогда не станет на путь, в кон­це которого возможна гибель задуманного им дела, в которое, как правило, вложены значительные средства. Если же к это­му будет вынуждать неблагоприятное стечение обстоятельств, необходимо приложить максимум усилий, чтобы не допустить снижения качества производимой продукции или оказывае­мых услуг.

Самой надежной гарантией хорошего качества является его четко организованный контроль и, что подтверждают совре­менные тенденции развития бизнеса, переход к 'созданию и внедрению систем управления качеством.

Тема 3 КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Контроль качества должен охватывать все стадии процесса производства продукции и оказания услуг, являющегося це­лью деятельности фирмы [З].

Производство любого изделия начинается с его конструи­рования и проектирования.

Поскольку каждая продукция должна удовлетворять неко­торую потребность, выраженную в виде платежеспособного спроса на рынке сбыта, постольку до начала проектирования изделия должна быть четко определена система требований, ^которой это изделие должно удовлетворять. Без этого реализа­ция производимой фирмой продукции будет весьма сомни­тельна.



Для того чтобы успешно справиться с этой задачей, необхо­димо проведение маркетингового исследования рынка, точное ус­тановление существующего потребительского спроса и поста­новка перед разработчиками продукции соответствующих задач.

Изделие должно быть спроектировано так, чтобы оно, с од­ной стороны, удовлетворяло всем предъявляемым к нему функциональным требованиям, а с другой — могло произво­диться практически без брака.

Безусловно, далеко не всегда удается обеспечить производ­ство без брака. Некоторый незначительный процент брака в сложном производстве бывает допустим, однако в заранее ого­воренных пределах. И возможность выдерживания допустимо­го предела брака является одной из основных проблем при проектировании изделия.

Не менее важным аспектом при конструировании изделия является удобство его производства и послепродажного обслу­живания после того, как оно окажется в руках потребителя.

Контроль необходим на всех стадиях производства изделия. А для того чтобы проконтролировать, надо измерить. Еще древ­ние говорили: "Управлять можно только тем, что измеримо". Измерение — центральная проблема при управлении качест­вом.

Контроль возможен, когда допустимы измерения в количе­ственной форме. Если количественные измерения, как прави­ло, оказываются реализуемыми и достаточными при управле­нии производственными процессами, то при управлении в со­циальных и экономических системах первостепенную важ­ность приобретают неколичественные измерения. Культура качественных (неколичественных) измерений начала интен­сивно развиваться в последние годы, начиная с 60-х годов, ко­гда предметом исследования и широкого внедрения стали ме­тоды экспертного оценивания.

Качество производимых деталей, как правило, поддается количественным измерениям: габариты детали могут заме­ряться, химический состав устанавливается с помощью хими­ческих анализов; функциональные характеристики изделия проверяются в ходе специальных стендовых испытаний и т. д.

Выдержать предъявляемые к производимым изделиям и де­талям требования необходимо, чтобы они могли быть использованы для изготовления более сложных деталей и изделий в качестве их составной части.

Продукция, которая поступает непосредственно к потреби­телю, должна полностью удовлетворять своему предназначе­нию.

Небольших отклонений избежать, как правило, не удается. Поэтому устанавливаются пределы, в которых отклонения от заданного значения допустимы. Однако отклонения выше ус­тановленной нормы недопустимы. Наличие таких отклонений должно устанавливаться с помощью контроля качества произ­водимой продукции.

Скажем, при изготовлении детали станка отклонение в ее диаметре на 0,05 мм оказывается допустимым, а на 1,5 мм уже может быть недопустимым.

Если отклонения от запланированного уровня качества ус­тановлены, то должна быть разработана четкая программа дей­ствий по их устранению. Должны быть выявлены причины, приводящие к установленным отклонениям, и определены ме­роприятия, позволяющие их устранить.

Это может быть ремонт оборудования, замена станка, из­менение технологии, повышение квалификации или замена работников, обеспечение поставок сырья более высокого ка­чества, необходимость дополнительных финансовых вложе­ний и т. д.

Нельзя забывать, что при сложном производстве заминка с одной, казалось бы, не очень важной деталью, ее недоста­точное качество, может приводить к остановке всего произ­водства.

Наряду с возможностью проконтролировать каждый участок производства продукции необходимо иметь возможность прокон­тролировать эффективность работы и самой системы контро­ля качества.

Это позволит не только существенно повысить уровень уп­равления качеством на отдельном предприятии, но и опреде­лить степень доверия к предприятию и производимой им про­дукции при принятии решения о приобретении предприятия, слиянии предприятий или об инвестировании предлагаемого предприятием проекта.

Как следует из обсужденного выше, контроль качества как наиболее важный элемент системы управления качеством не­обходимо рассматривать на двух уровнях [2].

На первом, более низком уровне системы управления качест­вом осуществляется непосредственный контроль качества изго­тавливаемых изделий с целью выявления бракованных деталей.

Чем раньше обнаружен брак, тем менее значительные по­тери несет предприятие.

Так, одна и та же бракованная деталь дорогостоящего изде­лия, обнаруженная непосредственно в момент ее изготовле­ния, может повлечь потери менее доллара, обнаруженная на более поздних стадиях производственного процесса — потери в несколько сот долларов, а обнаруженная непосредственно у потребителя — в десятки тысяч долларов.

На первом уровне контроля качества в случае ограниченного количества производимых изделий возможен контроль за каж­дым изделием, в случае массового производства реален лишь вы­борочный контроль качества производимой продукции.

В этом случае, как уже говорилось выше, целесообразно применение статистических методов контроля, позволяющих своевременно выявить неблагополучную партию деталей.

На втором, более высоком уровне системы управления каче­ством продукции анализу подлежит стиль работы всей компа­нии по отношению к поставщикам, производимой продукции и к заказчикам [2].

Использования только методов статистического контроля качества продукции недостаточно.Оно должно подкрепляться соответствующим стилем работы предприятия в целом на всех стадиях производства и реализации продукции, включая по­слепродажное обслуживание.

Упомянутый выше один из основоположников науки и практики управления качеством Деминг считал, что при эф­фективном ведении бизнеса заказчик должен получать такое удовлетворение, чтобы у него не оставалось ни малейших со­мнений в том, кому можно поручить следующий заказ.

Для этого по общепризнанным критериям качество продук­ции должно быть высочайшим, а цена — умеренной.

Казалось бы, эти условия несовместимы. Однако, как пока­зывает практика, повышение качества продукции не всегда свя­зано с увеличением ее стоимости.

К повышению качества может приводить:

более тщательный контроль производимой продукции, внедрение более эффективной системы контроля, закупка более качественного (но необязательно более доро­гостоящего) сырья, внедрение более совершенной технологии производства

и т. д.

К тому же более качественная работа может приводить к снижению себестоимости продукции, поскольку снижение числа бракованных изделий уменьшает потери.

Более высокое качество работы приводит к снижению сбо­ев в работе и простоев, что ведет к увеличению производитель­ности труда.

Это, в свою очередь, в совокупности с увеличением качест­ва продукции и снижением цены приводит к увеличению чис­ла продаж, завоеванию или расширению рынков сбыта, рас­ширению бизнеса, возникновению новых рабочих мест и т. д.

Таким образом, налицо положительная обратная связь, по­рождающая лавинообразный процесс, ведущий к укреплению позиций предприятия, увеличению прибылей, более эффек­тивной маркетинговой политике.

 

 

Тема 3. Контроль качества 291

На рис. 10.3 схематически изображена рассмотренная нами последовательность изменения ситуации управления, которая может привести к лавинообразной (нарастающей) положи­тельной обратной связи.

Усиление международной конкуренции привело к совер­шенствованию стратегии управления качеством продукции. Были сформулированы три основополагающих принципа такой стратегии. Приведем их.

Рис. 10.3. Последовательность изменения ситуации управления

1. Принцип “точно вовремя” предполагающий получение материалов и комплектующих, необходимых для производства продукции, точно в назначенное время.

При такой схеме поставки осуществляются, скажем, не раз в неделю, а несколько раз в день. И это оказывается оправдан­ным.

На многих успешно функционирующих фирмах этот прин­цип вытесняет другие принципы поставки материалов и ком­плектующих.

2. Принцип “делать правильно с первого раза” предполагаю­щий введение комплексной системы контроля качества.

В соответствии с этой системой контроль качества осущест­вляется всеми работниками компании на всех стадиях произ­водства продукции. Ответственность за качество вписывается в должностные инструкции каждого работающего. При этом роль централизованного контроля качества снижается, зато по­вышается роль контроля качества на каждом рабочем месте.

3. Принцип комплексного профилактического обслуживания. Этот принцип предполагает осуществление тщательной про­филактики и обслуживания оборудования производственными рабочими с целью предотвращения аварий и поломок.

Прежде такие профилактические работы проводились сила­ми специальных ремонтно-профилактических служб.

Внедрение этого принципа предъявляет повышенные тре­бования к квалификации производственных рабочих.

Тем не менее, как показывает практика эффективно функ­ционирующих предприятий, такой принцип приводит к более ритмичной работе предприятий, к сокращению сбоев и про­стоев, а значит, к удешевлению производства и повышению качества производимой продукции.

 

Тема 4


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!