Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ



Реализация управленческих решений, стратегических и та­ктических планов осуществляется в организации, в которой эти решения и планы принимались. Рассмотрим механизмы, организационные структуры, взаимосвязи, влияющие на эф­фективность их выполнения.

Одним из основных свойств организации, влияющих на реали­зацию решений и планов, является иерархическая структура уп­равления.

Иерархическая упорядоченность присуща всем целенаправ­ленным системам. Согласно работе [6], иерархическая органи­зация представляет собой многоуровневую структуру, состоя­щую из взаимосвязанных подсистем, элементы которых име­ют право принимать и реализовывать решения.

Иерархия определяет управленческие функции и ответст­венность, порядок подчинения в организации. Вышестоящие, согласно иерархической структуре, подсистемы (подразделе­ния) принимают решения, обязательные для исполнения ни­жестоящими, и имеют право вмешиваться в их действия.

Нижестоящее подразделение обладает, как правило, опре­деленной степенью свободы в рамках поставленные перед ним задач и ограничений. Эта свобода заключается в возможности принятия самостоятельных решений в рамках делегированных ему полномочий.

Важной составляющей системы управления организацией является информация.Обмен информацией в иерархической структуре происходит по вертикали и по горизонтали. По вер­тикали информация передается от нижестоящих подразделе­ний к вышестоящим и наоборот.

От нижестоящих подразделений к вышестоящим передает­ся информация об их состоянии, о взаимодействии с внешней средой и другими подразделениями внутри организации, о принимаемых решениях и об ожидаемых последствиях приня­тых решений, результатах их деятельности.

От вышестоящих подразделений организационной структу­ры к нижестоящим передается информация о принятых реше­ниях в части, касающейся нижестоящих подразделений орга­низации, о планах их реализации, о выделяемых ресурсах, об условиях функционирования нижестоящей организации, оценке ее деятельности.

По горизонтали обмен информацией осуществляется меж­ду подразделениями одного иерархического уровня. Обычно по горизонтали передается информация о планах и результа­тах деятельности подразделений в рамках делегированных полномочий, может передаваться и согласовываться информа­ция об альтернативных вариантах решений, относящихся к об­ласти совместной деятельности, об условиях функционирования подразделений, а также информация, имеющая отноше­ние к деятельности другого подразделения.



Обмен информацией по вертикали и горизонтали реализу­ет прямую и обратную связь при управлении организацией.

Степень свободы, которой располагает структурное подраз­деление при управлении собственной деятельностью в силу делегированных ему полномочий, прямая и обратная связь с вышестоящими подразделениями и подразделениями одина­кового иерархического уровня являются одними из основных элементов системы управления организацией.

Управление организацией носит циклический характер. Управленческий цикл в каждом конкретном случае определя­ется технологией производственного процесса, периодично­стью возникновения внешних и внутренних проблем, требую­щих своего решения. Управленческий цикл начинается с мо­мента получения задания от вышестоящей инстанции и кон­чается решением проблем, возникших в связи с полученным заданием, и информированием о результатах деятельности вы­шестоящей инстанции.

Пример двухуровневой подсистемы управления приводится на рис. 9.1.

Подразделение организации, да и сама организация в целом должны адекватно реагировать на изменения условий ее функци­онирования. Причем нередко действия должны быть оператив­ными и определяются характером происшедших изменений»

Но от момента возникновения изменения до соответствую­щего действия реализуется управленческий цикл. Если изме­нения существенные и требуется незамедлительная реакция

Рис. 9.1. Пример двухуровневой подсистемы управления

 

подразделения (организации), то управленческий цикл должен реализовываться за минимально возможное время.

Естественно, что время следующей за изменением реакции зависит от характера изменения и сложности решения, иерар­хического уровня подразделения, принимающего решение, степени необходимого согласования и т. д.



Время, необходимое для принятия соответствующего упра­вленческого решения, характеризует минимальный управлен­ческий цикл для данного типа решений.

Время, затрачиваемое организацией на принятие необходи­мых управленческих решений и их реализацию, наряду с эф­фективностью ее действий характеризует адаптивные свойства организации.

Если время минимального управленческого цикла меньше, чем время, необходимое для своевременной реакции на про­исшедшее изменение, то подразделение (организация) может функционировать успешно в складывающейся обстановке.

Если же время, которым располагает подразделение (органи­зация) для адекватной реакции на происшедшие изменения, мень­ше времени минимального управленческого цикла, то оно щеряет управляемость, что чревато значительными потерями,

Конечно, способность организации оперативно реагировать на изменения условий ее функционирования, возможности ее адаптации к изменяющимся условиям функционирования оп­ределяются не только быстротой реакции и эффективностью ответных действий.

Необходимо также учитывать возможности организации оперативно и эффективно реагировать на все основные изме­нения условий, которые могут происходить одновременно и на которые практически одновременно надо реагировать.

При этом не следует забывать, что необходимо своевремен­ное и эффективное выполнение запланированного объема ра­бот.

Если на менеджера, управляющего подразделением органи­зации или организацией в целом, обрушивается шквал проб­лем, относительно которых необходимо принять своевремен­ные и эффективные решения, положение становится трудным.

Менеджер должен иметь возможность обратиться за помо­щью к оперативно и эффективно работающим экспертам, хо­рошо представляющим возникающие проблемы и имеющим положительный опыт их решения. А значит, они практически должны работать в штате самостоятельного структурного подразделения, что связано с дополнительными материальными и организационными трудностями.

Это не всегда оправданно, особенно если изменения возни­кают спонтанно, нерегулярно и нельзя заранее предвидеть их характер, а значит, и состав экспертов, которые должны при­нимать участие в подготовке управленческих решений.

Как же быть? Немалую помощь менеджеру могут оказать специально разрабатываемые компьютерные системы сопровож­дения управленческого процесса [4].

Созданию компьютерных систем сопровождения управлен­ческого процесса или адаптации универсальной системы со­провождения для конкретного структурного подразделения должны предшествовать анализ его деятельности и разумная формализация процесса выработки управленческих решений.

Приведем математическую модель рационального распре­деления усилий и времени менеджера при управлении ситуа­цией, в которой возникло много проблем. В такой ситуации одним из основных является умение менеджера сосредоточить внимание на наиболее важных проблемах, которые обеспечат устойчивое развитие и выживание организации либо наиболее эффективное ее функционирование. Это задача оптимального распределения времени менеджера в процессе управления де­ятельностью организации.

Пусть Т -— лимит времени, которым располагает менеджер для решения проблем, непосредственно связанных с измене­нием условий функционирования организации. Этот лимит определяется с учетом времени, необходимого менеджеру для управления организацией по обеспечению достижения поста­вленных перед организацией целей при осуществлении ее ос­новной деятельности.

Если же его оказывается недостаточно для решения проб­лем, возникающих в связи с изменением условий функциони­рования организации, необходимо оценить сравнительную важность ранее запланированных работ и решить задачу раци­онального распределения времени менеджера с учетом необхо­димости решения как проблем, связанных с осуществлением основной деятельности организации, так и проблем, связан­ных с изменением условий функционирования организации.

Каждая возникающая проблема с номером А принимаю­щим значения от 1 до п (п — число проблем, требующих ре­шения), требует для своего решения времени ti.

Важность проблемы характеризуется коэффициентом Сi. И пусть имеется пороговое значение С*, которое характеризует максимально допустимую суммарную весомость нерешенных проблем, превысив которое организация теряет управляе­мость.

Тогда задача выживаемости организации при необходимо­сти решать проблемы, связанные с изменением условий ее функционирования, может быть сформулирована следующим образом:

Переменная задачи Хi = 1, если менеджер выделяет время для решения i-и проблемы, и А,. = 0 — в противном случае.

Выполнение условия (9.1) гарантирует, что допустимое по­роговое значение, характеризующее не решенные менеджером проблемы, не будет превышено, т. е. выживаемость организа­ции с точки зрения эффективности процесса управления будет обеспечена.

А выполнение условия (9.2) гарантирует, что при решении возникающих перед организацией проблем лимит времени ме­неджера, предназначенный для решения этих проблем, не бу­дет превышен.

Таким образом, совместное выполнение условий (9.1) и (9.2) гарантирует, что при имеющемся резерве времени менед­жера может быть решено достаточное число проблем, чтобы обеспечить выживаемость организации в изменившихся усло­виях.

Решение этой задачи целесообразно на компьютере. Соот­ветствующие пакеты стандартных программ для персональных компьютеров имеются.

Решение задачи (9.1), (9.2), иногда называемое планом, поз­воляет исходя из оценок сравнительной значимости проблем и времени, необходимого для их решения, указать тот перечень проблем, решив которые организация обеспечит себе выживае­мость в изменившихся условиях. Это будут как раз те проблемы, переменные которых в результате решения задачи примут значения, равные I.

Может возникнуть ситуация, когда задача с условиями (9.1), (9.2) не имеет решения, т. е. когда, располагая указан­ным резервом времени, менеджер не в состоянии решить про­блемы, гарантирующие выживание организации.

Тогда следует увеличить лимит времени менеджера, предна­значенный для решения проблем, возникших в связи с изме­нением условий ее функционирования, возможно, за счет вре­мени, предназначенного для управления основной деятельно­стью организации, но только не за счет времени, необходимо­го для решения жизненно важных проблем, связанных с ос­новной деятельностью.

Для этого возможно делегировать часть управленческих пол­номочий менеджерам или подразделениям организации менее вы­сокого иерархического уровня.

Если же необходимое наращивание управленческих ресур­сов за счет перераспределения невозможно, то ситуация ста­новится неуправляемой.

Задача перераспределения управленческих полномочий также может быть представлена в виде математической мо­дели.

Обозначим через D оценку сравнительной важности едини­цы управленческой работы (например, это может быть прове­дение совещания, ознакомление с обзором конъюнктуры рын­ка, решение кадровых вопросов и т. д.), которую должен вы­полнить менеджер для обеспечения основной деятельности организации.

Через К. обозначим переменную, соответствующую у-й еди­нице управленческой работы менеджера. Индекс j принимает значения от 1 до т, где т — число единиц управленческой ра­боты, которую может выполнить менеджер.

Переменная К. равна 1, если соответствующая единица уп­равленческой работы будет выполнена менеджером, и 0 —- в противном случае.

Через t. обозначим время, необходимое менеджеру для вы­полнения единицы управленческой работы с номером./.

Естественно, что время, необходимое менеджеру для реше­ния проблем, возникших в связи с необходимостью выполне­ния основной управленческой работы, которая не может быть делегирована другим менеджерам и является жизненно важ­ной, не должно включаться в лимит времени T*.

Тогда задача рационального распределения времени менед­жера для выполнения основных управленческих функций и решения проблем, возникших в связи с изменившимися усло­виями функционирования организации, может быть сформу­лирована следующим образом:

при ограничениях

Решив эту задачу, мы можем оптимизировать состав выпол­ненных менеджером основных управленческих работ и решен­ных проблем, возникших в связи с изменившимися условия­ми функционирования.

При этом выживаемость организации, если оценка важно­сти возникших проблем и допустимого порогового значения важности нерешенных проблем верна, будет гарантирована.

Для организации управленческий цикл начинается либо с воз­никновения проблемы, вызванной изменением условий ее функци­онирования, либо в соответствии с установившейся периодично­стью принятия управленческих решений, либо в соответствии с реализацией принятых организацией планов.

Для подразделения организации управленческий цикл начина­ется с момента получения задания от вышестоящей управленче­ской структуры.

И в первом, и во втором случаях управленческий цикл начина­ется с анализа поступившей информации.

В первом случае это информация о возникшей проблеме, степени ее важности, возможных подходах к ее решению, об ожидаемых последствиях.

Во втором случае это информация о задании, возможных способах его выполнения, об условиях выполнения, имею­щихся и необходимых ресурсах, о его специфических особен­ностях.

Организация в целом и ее структурное подразделение име­ют общие цели, но могут иметь и различные цели в части ре­ализации делегированных им полномочий и в вопросах, каса­ющихся условий выполнения задания.

Поэтому в реальной практике управления организациями в управленческом цикле предусматривается согласование целей вышестоящей и нижестоящей структур с приоритетом общих стратегических и тактических целей организации.

После уточнения целей, стоящих перед организацией (под­разделением), и планов их последовательной реализации орга­низация (подразделение) определяет способы выполнения по­ставленных задач.

На этом этапе осуществляется декомпозиция управленче­ских задач между конкретными исполнителями, в качестве ко­торых могут выступать и структурные подразделения органи­зации, и отдельные исполнители в соответствии с делегиро­ванными им полномочиями.

Определяются содержание и сроки выполнения работ, рас­пределяются ресурсы, назначаются ответственные исполните­ли, выделяются показатели для оценки эффективности выпол­ненной работы.

Этот этап является, по существу, этапом принятия реше­ния. Для отыскания наиболее предпочтительного варианта ре­шения и механизма его реализации рассматриваются различные альтернативные варианты, сопоставляются, оцениваются, про­гнозируются их последствия.

По результатам оценки альтернативных вариантов опреде­ляется наиболее предпочтительный, который после необходи­мых согласовании становится программой действий.

Для принятия эффективных управленческих решений и планов менеджеры могут использовать модели рационального распределения ресурсов, аналогичные рассмотренным выше моделям распределения лимита времени менеджера.

Действительно, если через Сi обозначить эффективность i-й составляющей плана, например прибыль при выпуске единицы i-го вида продукции, через Ry — ресурсы j-го типа, необходимые для реализации i-го вида продукции, а через

256 Раздел 9. Разработка и контроль реализации решение

Rj* — суммарный ресурс j-то типа, то задача рационального распределения ресурсов, а по существу и задача рациональ­ного планирования, может быть сформулирована следую­щим образом:

при ограничениях

где Хi — переменная, определяющая число единиц выпус­каемой предприятием продукции, a k — число распределяемых видов ресурсов.

Следующий этап управленческого цикла состоит в переда­че информации о принятых решениях по соответствующим каналам как от вышестоящих структурных подразделений к нижестоящим, так и наоборот.

Следует отметить, что информация, поступающая от выше­стоящего подразделения к нижестоящему, должна быть более детализированной, содержать более регламентированные, од­нозначно понимаемые исполнителями действия.

Информация, поступающая от нижестоящей организации к вышестоящей, должна носить более обобщенный характер. Тем не менее на ее основании вышестоящая инстанция долж­на составить четкое представление о принятых нижестоящим подразделением решениях и предпринятых действиях.

На этом этапе осуществляется согласование принимаемых решений между вышестоящими и нижестоящими подразделе­ниями организации по вертикали и по горизонтали, если в этом есть необходимость.

Если в процессе согласования выяснится необходимость доработки предлагаемых решений, то может потребоваться возвращение к предшествовавшим этапам управленческого цикла как для нижестоящих, так и для вышестоящих органи­заций.

После этапа передачи информации о принятых решениях и их согласования наступает этап оперативного управления ходом реализации принятых решений и планов.

На этом этапе осуществляется контроль за ходом реализа­ции принятых решений и при наличии существенных отклонений корректировка принятых ранее планов.

В частности, в ходе производственного процесса может вы­ходить из строя оборудование, могут обозначиться перебои с обеспечением комплектующими, сырьем, другими видами ре­сурсов, может измениться конъюнктура рынка, упасть или возрасти спрос на производимую предприятием продукцию, могут появиться принципиально новые технологии, позволя­ющие производить продукцию более высокого качества или снизить себестоимость производства.

Могут также изменяться внешние условия функционирова­ния организации. Например, может измениться налоговое за­конодательство, могут быть приняты законы, способствующие инвестиционному процессу, и т. д. Может появиться возмож­ность получения льготного кредита или участия стратегиче­ского партнера в реконструкции предприятия и т. д.

Безусловно, такие изменения условий функционирования организации или структурного подразделения не могут не от­разиться на ходе реализации принятых ранее решений.

Может потребоваться их корректировка, причем степень корректировки принятых ранее решений и планов зависит от характера и значительности изменения условий функциониро­вания организации.

Для того чтобы своевременно корректировать ранее приня­тые решения и планы, необходим контроль хода их реализации. Контроль и последующая корректировка решений образуют вну­тренние малые циклы управления [б].

Если период реализации принятых решений достаточно продолжителен, то возможны различные изменения в услови­ях их реализации.

Если выбор вариантов корректировки достаточно сложен, для повышения эффективности принимаемых управленческих решений менеджерами могут использоваться модели ситуации принятия решения, аналогичные описанным выше.

Только эффективный процесс выработки, принятия и реали­зации управленческих решений может обеспечить и выживае­мость, и эффективное функционирование организации.

Тема 3


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!