Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ



Tема 1

Стратегические решения, принимаемые в организации, -— это решения, определяющие долговременную перспективу ее разви­тия. Стратегические решения принимаются в рамках стратеги­ческого управления, которое есть в любой организации.

Элементы стратегического управления использовались в практической деятельности человечества с незапамятных вре­мен, по всей видимости, с тех пор, когда люди начали объеди­няться в организации для достижения очень понятных и жиз­ненно необходимых целей.

Примером стратегических целей, ради достижения которых волей или неволей приходилось объединяться первобытному человеку, были такие цели, как "убить мамонта" или "отсто­ять от нападения неприятеля занятые племенем земли".

Со временем мотивы объединения людей в организации из­менялись. Изменялись стратегические цели, технологии, ре­сурсы и используемые системы управления, т. е. стратегии ор­ганизаций.

Так, скажем, в античные времена под стратегией понима­лось искусство разворачивания войск в бою, хотя элементы стратегического управления использовались не только при ве­дении боевых действий, но и при постройке крупных соору­жений, при борьбе за государственную власть, при создании первых промышленных производств.

Такое понимание стратегии говорит лишь о том, что в те времена стратегическое управление как самостоятельный раздел управленческой науки, впрочем, как и сама управленче­ская наука, еще не существовало.

Предпосылкой к переосмыслению роли и задач стратегиче­ского управления послужило, с одной стороны, бурное про­мышленное и экономическое развитие в передовых странах Европы и в США, а с другой — широкое проникновение в практическую деятельность человека высоких интеллектоемких технологий. К числу таких технологий относятся и техно­логии управления набирающими силу и становящимися все Ирлее мощными организациями — фабриками, заводами, тор­говыми предприятиями, банками, концернами, войсками, го­сударствами.

Если говорить об экономическом развитии стран, обеспе­чившем их современный уровень, то можно выделить три ха­рактерных его этапа [2, 5].

Так, скажем, в США первый этап (с 80-х годов XIX в. по 30-е годы XX в.), называемый эпохой массового производства, характе­ризовался резким ростом объемов и формированием инфраструкту­ры массового производства, обеспечивающей этот рост,

С точки зрения стратегического управления характерен подход Генри Форда к решению управленческих проблем соз­дания автомобилей и их реализации на рынках сбыта. Он на­ладил в огромных по тому времени объемах производство од­нотипных автомобилей модели "Т", впервые реализовав идею конвейера.



Рынок характеризовало практическое отсутствие предложе­ния. Поэтому, как правило, все, что производилось и удовле­творяло потребительский спрос, находило сбыт.

Этот период характеризовался высокой степенью предска­зуемости динамики развития и перспективы, что, безусловно, наложило отпечаток и на используемые управленческие техно­логии, в том числе и на технологии стратегического управле­ния.

Его основой являлось долгосрочное планирование.

Вслед за этапом массового производства наступил этап, на­зываемый эпохой массового сбыта (с 30-х по 50-е годы XX <?./

К числу его провозвестников можно отнести основного конкурента фирмы "Форд"— автомобильную фирму "Джене­рал моторе", руководство которой в лице Альфреда П. Слоуна-младщего осознало необходимость большей ориентации на потребителя, целесообразность диверсификации производства и организовало выпуск часто изменяющихся моделей раз­личного цвета и стиля.

"Дженерал моторс" избрала и другую стратегическую идею организации системы управления. В противовес авторитарно­му стилю руководства фирмой Генри Форда Альфредом П. Слоуном-младшим была использована идея широкого деле­гирования полномочий менеджерам.

Наряду с правами и обязанностями, которые получили ме­неджеры, с возможностью принимать самостоятельные реше­ния была введена эффективная система контроля, позволяв­шая руководителю иметь четкое представление о том, что про­исходит на доверенном ему участке, во всей фирме в целом.

Именно на этапе массового сбыта возникает и начинает внедряться в практику бизнеса маркетинг, отражающий новый уровень взаимоотношений между производителем и потреби­телем, осознание того, что активным участником рыночного процесса является не только тот, кто продукцию производит, но и тот, кто эту продукцию потребляет.



В большей степени начинает учитываться, что у потребите­ля появился выбор и что право принятия окончательного ре­шения при совершении покупки — за потребителем. При этом, как правило, важен не столько единичный, сколько мас­совый, "средний", потребитель и его предпочтения, за кото­рыми стоят совершенные сделки и покупки.

Рынок сбыта для фирм, представленных на нем, становит­ся менее предсказуемым.

Стратегическое управление на этом этапе усложняется, его технологии становятся более разнообразными, что отражает усложнение ситуаций принятия стратегических решений. Ос­новой его остается долгосрочное планирование с элементами учета неопределенности и использования развивающихся ме­тодов исследования операций.

Третий этап, который начался в 50-е годы и продолжается сейчас, получил название постиндустриального. Он характеризу­ется возросшей сложностью ситуаций и отсутствием четко вы­раженных закономерностей, определяющих его.

Питер Друкер, один из классиков современного менедж­мента, считает его не имеющим закономерностей. На этом этапе развития экономических отношений важным становит­ся не столько создание новых предприятий или фирм, сколь­ко возросшее значение уровня и качества управления, включа­ющее в том числе стратегический и оперативный маркетинг.

 

Or того, насколько эффективно управление организацией, начинает зависеть не только достижение той или иной страте­гической цели, но и выживание организации.

Не случайно стратегическое управление оформилось в са­мостоятельный раздел науки об управлении, да и термин "стратегическое управление" появился лишь в 60—70-х годах.

Возросший уровень конкуренции, необходимость постоян­ного обновления продукции (Как правило, период обновления выпускаемой продукции не превышает 5 лет), расширения ас­сортимента, предполагающего удовлетворение новых потреб­ностей рынка, приводят к росту степени интеллектуализации производственных процессов, маркетинга, процессов управле­ния и к широкому использованию в производстве последних достижений техники, изобретений, эффективных систем упра­вления качеством, автоматизированных компьютерных сис­тем.

Возрастает до 10% мирового товарооборота продажа-покуп­ка лицензий на использование патентов и ноу-хау. В острой конкурентной борьбе побеждает и завоевывает рынок более совершенная продукция, вызывающая больший покупатель­ский спрос.

На фирмах создаются собственные службы, основной зада­чей которых становится проектирование продукции и услуг, опережающих или по крайней мере не уступающих по техни­ческому уровню и потребительскому спросу продукции и ус­лугам, предлагаемым конкурентами.

Революционную роль в совершенствовании технологий уп­равления, в том числе стратегического, организацией сыграло появление современных компьютерных технологий и разнооб­разных систем поддержки принятия решений, интегрирован­ных систем управления предприятием, автоматизированных расчетов экономической эффективности проектов.

На современном этапе экономического развития усилива­ется роль стратегического управления в условиях отсутствия единых закономерностей и тенденций, возросшего уровня не­определенности и обострившейся конкуренции.

Отмечается разнообразие и сложность технологий, исполь­зуемых при стратегическом управлении. Возрастает потреб­ность в профессиональном подходе к принятию стратегиче­ских решений. Поэтому руководителю современного предпри­ятия необходимо иметь представление об основах стратегического управления, чтобы возглавить процесс выработки и при­нятия стратегических решений, определяющих основные це­ли, направления и приоритеты функционирования и развития организации.

Следует отметить, что даже в США переход от одного эта­па экономического развития к другому в отраслях промыш­ленности происходил неравномерно, как и в различных реги­онах мира, различающихся и промышленным потенциалом, и уровнем экономического развития.

С нашей точки зрения, не совсем правильно сравнивать по уровню менеджмента управленческие технологии, относящие­ся к различным периодам экономического развития.

Нельзя рассматривать управленческую технологию и оце­нивать ее эффективность в отрыве от конкретной экономиче­ской ситуации.

Так, мы не рискнули бы сказать, что управленческие техно­логии Г. Форда менее эффективны, чем технологии, исполь­зованные А. П. Слоуном-младшим.

В эпоху массового производства управленческие техноло­гии Г. Форда сработали, ему удалось впервые решить такие стратегические задачи, как выпуск массового автомобиля, вне­дрение идеи конвейерного производства и т. д.

Но после того как ситуация (объект управления) измени­лась, были востребованы и оказались более эффективными новые управленческие технологии. И тот факт, что компания "Форд", еще в 1921 г. владевшая 56% рынка легковых автомо­билей по сравнению с 13% компании "Дженерал моторе", к 192.7 г. владела менее 10% рынка, а "Дженерал моторе" — 43,5%, достаточно показателен.

Современный этап экономического развития, наступивший в 50-е годы, также, по всей видимости, может быть классифи­цирован более детально. Скажем, чем не основание для такой классификации начавшееся с середины 80-х годов широкое внедрение в практику управления предприятиями и фирмами информационных технологий, в основе которых использова­ние возможностей современной компьютерной техники? Это значительно изменило управление организацией, проектиро­вание новой продукции, технологию ведения экономических и финансовых расчетов, а во многих отраслях и производствен­ные технологии (например, станки с программно-числовым управлением и т. д.).

Есть и другие основания для более детальной классифика­ции современного этапа экономического развития. Но это за­дача специальных исследований и анализа.

Для нас же достаточно согласиться со справедливой харак­теристикой современного этапа экономического развития, данной П. Друкером, как не имеющего закономерностей в том смысле, что, принимая стратегические решения, не стоит се­годня придерживаться каких бы то ни было догм.

В то же время понимание и учет закономерностей, дейст­вующих в ситуациях принятия стратегического решения, не­обходимы. А главное необходимо профессиональное владе­ние технологиями стратегического управления.

Тема 2


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!