Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Основные качественные признаки внутрифирменного предпринимательства



Тема 9. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

1. Сущность внутрифирменного предпринимательства

2. Основные качественные признаки внутрифирменного предпринимательства

3. Экономические аспекты развития внутрифирменного предпринимательства

Сущность внутрифирменного предпринимательства

Рыночная экономика требует, чтобы развитие организации было направлено на обеспечение наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов на достижение поставленных целей. Следовательно сущность внутрифирменного предпринимательства состоит в организации на предприятии внутрифирменных нововведений на основе постоянного проявления творческой предпринимательской инициативы в целях эффективного использования ресурсов и достижения предпринимателями высоких конечных результатов.

Практика показала, что внутрифирменное предпринимательство эффективно развивается если творческие работники фирмы (отдельные подразделения) имеют со стороны руководства фирмы следующие условия, позволяющие всесторонне проявить свой инновационный характер деятельности:

1. Свобода в распоряжении финансовыми и материально-техническими ресурсами, необходимыми для осуществления предпринимательского проекта.

2. Самостоятельный выход на рынок с товарами (услугами).

3. Возможность проведения собственной кадровой политики и особой мотивации работников, необходимых для реализации предпринимательского проекта.

4. Распоряжение частью прибыли, полученной от реализации личного проекта.

5. Принятие на себя части риска при осуществлении проекта.

Основополагающим является принцип, что предприниматель действует внутри фирмы как владелец собственной фирмы, а не как наемный работник. Следовательно внутренний предприниматель (интрепренер) должен быть постоянно нацелен на реализацию своей личной идеи, на достижение конечного конкретного результата. Данный подход раскрепощает работников, руководителей подразделений, позволяет им проявить предпринимательский талант. При этом руководство фирмы для развития внутрифирменного предпринимательства должно создавать систему поддержки интрепренеров, специальные структурные подразделения – венчурные группы, отделы нововведений и т.д.

Первое слагаемое создаваемой системы – формирование финансового обеспечения рисковых проектов внутрифирменных предпринимателей. Чтобы использовать источники финансовых средств внутрифирменный предприниматель должен убедить руководство фирмы в экономической выгоде осуществления своего проекта, разработав, например, свой бизнес план.



Основные качественные признаки внутрифирменного предпринимательства

Коммерческий расчет – это метод хозяйствования, который позволяет соизмерить затраты на хозяйственную деятельность с ее результатами.

Для осуществления коммерческого расчета необходимо соблюдение следующих условий:

• самостоятельности субъекта хозяйствования в принятии стратегических, тактических и оперативных решений:

• заинтересованности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений в получении максимального результата при фиксированных затратах или минимальных затратах при фиксированном результате;

• ответственности хозяйствующего субъекта перед собственником за результаты хозяйственной деятельности;

• взаимной ответственности структурных подразделений друг перед другом и организацией в целом за получаемые результатами

Соблюдение этих условий возможно при четкой дифференциации целей сверху донизу в соответствии с принятой структурой управления.

Цель коммерческого расчета тождественна цели предпринима­тельской деятельности: обеспечение прибыльности организации в любой сфере экономической деятельности. Вместе с тем реальные цели предпринимательства имеют более широкий спектр и зависят от избранной стратегии. Не изменяя общей направленности — по­лучения прибыли, ими могут быть:

• расширение рынка сбыта за счет диверсификации;

• расширение рынка сбыта за счет низких пен;

повышение престижа товарного знака за счет улучшения качества товара;

• выход на международные рынки сбыта;

• повышение нормы прибыли на вложенный капитал и др.

Иными словами, коммерческий расчет обеспечивает конкурен­тоспособность организации на рынке, создавая условия для эффек­тивной, прибыльной ее деятельности.



Цели и задачи структурных подразделений соответствуют пред­мету их деятельности. В зависимости от вида подразделения такими целями являются:

• удовлетворение потребности в товарах, работах и услугах, осуществляемых подразделением;

• минимизация издержек на осуществление специфической деятельности подразделением;

• достижение подразделением максимальной прибыльности;

• реализация интересов работников подразделения.

Детализация целей и задач структурных подразделений органи­зации проводится в зависимости от ее организационной структуры и функций, выполняемых каждым подразделением. Внутрифирмен­ное предпринимательство, осуществляемое в форме внутреннего коммерческого расчета, способствует созданию конкурентной сре­ды внутри организации.

Особенности внутреннего коммерческого расчета определяются спецификой организации как субъекта хозяйствования в той или иной сфере экономической деятельности. К характерным чертам внутреннего коммерческого расчета относятся следующие.

1. Подразделения и службы, выделенные в результате построения
организационной структуры управления, не являются юридическими
лицами. Их пели и задачи определяются местом, занимаемым в струк­туре управления, и отражаются в положении о структурном подразде­лении.

2. Имущество структурного подразделения (основные фонды,
нематериальные активы, оборотные средства) находится в его пользовании под постоянным контролем сохранности и использования стороны организации.

3. Ответственность за работу структурного Подразделения несет
его руководитель, назначаемый на эту должность руководителем
организации.

4. В структурном подразделении должен вестись оперативный
бухгалтерский и статистический учет и отчетность под контролем
бухгалтерии организации.

5. Производственно-хозяйственная и иная деятельность структурного подразделения в соответствии с его функциональной направленностью осуществляется по заказам со стороны организации и обеспечивается материальными ресурсами службой материальной
технического снабжения организации.

6. Взаимодействие структурных подразделений между собой в области совместного производства продукции, работ и услуг осуществляется по внутренним расчетным (трансфертным) ценам.

7. Структурные подразделения несут имущественную ответственность по внутренним обязательствам перед другими структурными
подразделениями и перед организацией в целом за неисполнение
соответствующих обязательств.

Соизмерение затрат и результатов деятельности структурных подразделений, являющееся основой коммерческого расчета, вызывает необходимость тщательного учета затрат в зависимости от места их формирования внутри организации.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!