Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Методика работы с историческим документом



План

1. Соотношение содержания учебника и слова учителя на уроке.

2. Приемы учебной работы с текстом учебника.

3. Приемы учебной работы с внетекстовыми элементами учебника.

4. Значение документов в обучении истории.

5. Виды исторических документов. Характеристика приемов изучения исторических документов.

Задание к практическому занятию: разработать элемент урока в 5 классе по истории древнего мира, где показать приемы работы с текстом учебника  12, 21, 37 учебник Вигасин А.А. и др. История древнего мира. 5 кл. М., 2006.

Задание к практическому занятию: подготовить приемы работы с документами: VI класс: «Выступление папы Урбана II на Клермонском соборе», учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 кл. М., 2008; V класс. «Законы царя Хаммурапи», учебник Вигасин А.А. и др. История древнего мира. 5 кл. М., 2006; приложение к  6 учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Государство и народы России. 9 кл. М., 2007.

Литература

Основная

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.  21.

Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника – к творческому замыслу урока. М., 1990. С. 44 – 121.

Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1969. С. 9 – 12.

Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV – VIII кл.). М., 1978. С. 20 – 21, 96 – 101.

Методика обучении истории древнего мира и средних веков в V – VI классах / Под ред. Ф.П. Коровкина. М., 1980. С. 243 – 254.

Методика обучения истории в средней школе / Под ред. Ф.П. Коровкина. Ч. 1. М., 1978. С. 132 – 141.

Организация работы с документами на уроке // ПИШ. 1999. №8.

Дополнительная

Луцишина И.В. Работа с текстом учебника в V классе // ПИШ. 1998. №4.

Шаша А.И. Как я работаю с учебником на уроке // ПИШ. 1986. №4.

Бирюков С.А. Работа с архивными документами на уроках истории // ПИШ. 1999. №5.

Иоффе А.Н. Документы для анализа при изучении темы «Парламентаризм» в старшей школе // ПИШ. 2007. №9.

Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками по теме «Россия при первых Романовых» // ПИШ. 2004. №1.

 

 

Практическое занятие № 13

Методика использования на уроке изобразительных наглядных средств.

Экранные средства обучения истории

План

1. Значение метода наглядного обучения истории. Классификация наглядных средств.



2. Методическая литература об опыте использования наглядных пособий на уроках истории (анализ методических исследований и опыта А.А. Вагина, П.В. Горы, Д.Н. Никифорова, Д.И. Полторака).

3. Учебные картины и другие наглядные изображения.

4. Методика работы с картиной и иллюстрациями в учебнике.

5. Экранные средства обучения истории.

6. Система учебных заданий и вопросов для организации самостоятельной работы учащихся с изобразительными средствами.

 

Задание к практическому занятию: определить приемы работы с иллюстрациями  26 – 28 учебник Вигасин А.А. и др. История древнего мира. 5 кл.;  13,16,17,25 – учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М., История средних веков. 6 кл. М., 2008.

 

Литература

Основная

Абдуллаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории // ПИШ.2008. №1.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968, С. 137 – 210.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971. С. 61 – 92, 100 – 128, 138 – 159.

Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М., 2000.

Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории и обществознания. М., 1978. С. 40 – 50, 55 – 67.

Полторак Д.И., Аппарович Н.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории. М., 1987. С. 36 – 41, 49 – 68.

Попова С.Г., Гуружалов В.А. Исторические диалоги: изобразительное искусство на уроках истории. Материалы к уроку // ПИШ. 2003. №9.

Дополнительная

Бельский Э.Н. Как использовать графики при изучении революций в России // ПИШ. 2007. №7.

Бельский Э. Национальный вопрос в Российской империи в схемах // ПИШ. 2007. №3.

Гаврилов Г.А. Вопросы наглядного изучения истории культуры в школе // ПИШ. 2008. №1.

Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории // ПИШ. 2008. №1.



 

Практическое занятие №14

Историческая карта на уроках истории

План

1. Значение карты для познания истории. Виды исторических карт.

2. Характеристика приемов работы с исторической картой.

3. Типология познавательных картографических заданий.

 

Литература

Основная

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. М., 1984. С. 124 – 128.

Аппарович Н.И. Карты по истории в старших классах // ПИШ.1984. №3.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 217 – 234.

Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. Пособие для учителя. М., 1985. С. 49 – 73.

Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971. С.31 – 38, 93 – 96, 104 – 107,128 – 132, 149 – 152, 174 – 178.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. С. 109 – 115.

Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону, 1997.

Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978. Ч. 1. С. 161 – 171.

 

Дополнительная

Воронкина Е.А. Использование контурных карт для организации контроля знаний // ПИШ. 2004. № 8.

Работа с картой на уроках истории / Сост. Г.И. Самсонова. Якутск, 1991.

Семенов В.В. Использование исторических карт при изучении темы «Гражданская война в России // ПИШ. 2008. №2.

Хропов Е.С. Новая компьютерная технология в работе с картой на уроке истории // ПИШ. 2008. №1.

Практическое занятие №15

Приемы изучения хронологии

План

  1. Значение хронологии для познания истории.
  2. Специфика приемов изучения хронологии. Примеры хронологических приемов и виды познавательных заданий учащимся.

Литература

Основная

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. М., 1984. С. 116 – 124.

Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. Пособие для учителя. М., 1985. С. 73 – 84.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988. С. 98 – 109.

Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону, 1997.

Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей / Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978. Ч. 1. С. 155 – 161.

Дополнительная

Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах: синхронистические таблицы (XXX век до Р.Х. – XIX век), правители мира, генеалогические таблицы, словарь. Спб., 1995.

Овсянников А.А. История двух тысячелетий в датах. Тула, 1996.

Практическое занятие № 16

Урок истории

План

1. Урок как элемент и основная форма обучения. Проблема типологии уроков в методической литературе. Классификация уроков истории.

2. Требования к уроку истории.

3. Факторы, влияющие на результативность урока.

4. Структурные элементы урока. «Липецкий опыт» применительно к преподаванию истории.

5. Фoрмы учебных занятий в среднем звене учащихся: а) комбинированный урок; б) вводный урок и урок изучения нового материала; в) урок обобщающего и итогового повторения.

Задание к практическому занятию: Используя различную методическую литературу, разработайте структурные компоненты урока (проверка домашнего задания, изучение новой темы, закрепление, организация домашнего задания).

Литература

Основная

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Колоскова. М., 1984. Раздел 5.

Методика преподавания истории в средней школе / Под ред. С.А. Ежовой и др. М., 1986.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. Учение о методах. Теория урока. М., 1968.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высш. уч. заведений. М., 2008.

Махмутов М.И. Современный урок. М., 1981.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителя. М., 1999.

Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. М., 1978.

Москаленко К.А. Как должен строиться урок // Народное образование. 1959. №10.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в средней школе. М., 2000.

Дополнительная

Паталаха Л.Н. Урок повторения // Преподавания истории в школе. 1992. №5 – 6.

Городов А.И. О проверке знаний учащихся на уроках истории в старших классах // Преподавание истории в школе. 2002. №3.

Свидерский В.Ф. Контроль знаний на повторительно-обобщающем уроке // Преподавание истории в школе. 1997. №8.

Стрелова О.Ю. Формулировка темы урока: нераскрытые возможности // Преподавание истории в школе. 1997. №3.

Ворожейкина Н.И. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVIII века. М., 2003.

 

 

Практическое занятие №17

Анализ урока истории

Занятие проводится в школе. Анализ урока проводится по схеме:

Организация урока:

– Подготовка класса к уроку.

– Рабочая дисциплина класса.

– Тип урока и его структура.

– Рациональность использования времени.

Методика повторения:

– Место, формы и организация повторения.

– Постановка вопросов (их содержание, система развития, формулировка).

– Ответы учащихся (полнота, точность, осмысленность, культура речи).

– Участие класса в беседе (организация, привлечение внимания класса к ответам

и выводам, дополнения). Роль в этом учителя.

– Оценка знаний учащихся.

– Осуществление обобщения, систематизации знаний, связь нового материала с ранее изученным материалом.

Сообщение новых знаний:

– Тема и план урока.

– Осуществление целевой установки урока.

– Связь с предшествующими и последующими уроками.

– Научный и идейный уровень урока.

– Самостоятельная работа учащихся, их активность.

– Проблемное обучение на уроке. Определение проблемы и ее формулировка. Этапы решения проблемы, роль учителя, деятельность школьников. Проверка выполнения задания по проблеме.

– Формы и виды объяснения. Использование записей, учет различных форм изложения материала (лекция, диспут, семинар, работа над источником и др.).

– Особенности изложения нового материала (объем, его отбор, доступность, систематизация, глубина).

– Обоснование и выделение выводов и обобщений.

– Культура речи учителя (ясность, образность, последовательность, эмоциональность).

Закрепление знаний на уроке:

– Виды и место закрепления.

– Связь закрепления с ранее изученным материалом.

– Вопросы для закрепления.

– Эффективность закрепления (степень усвоения нового материала).

Задание на дом:

– Содержание домашней работы.

– Объем и способы выражения.

– Разъяснение задания.

Общая оценка:

– Как выполнена цель урока. Какие положительные сюжеты можно использовать в будущей практике.

Практическое занятие №18

Разнообразие форм урока

 

План

1. Урок-лекция; пути совершенствования школьных лекций.

2. Школьный семинар: методические аспекты его проведения.

3. Практические, лабораторные и зачетные занятия.

4. Нетрадиционные формы уроков в среднем звене учащихся и в старших классах.

5. Пути планирования форм уроков в больших темах.

 

Задание к практическому занятию: подготовить тематическое планирование одного из разделов курса отечественной истории по форме:

 

Тематический план

 

№ п/п Тип, вид урока   Тема, содержание урока (план) Основные понятия, умения Материал для повторения Средства обучения (оборудование, наглядные пособия, раздаточный материал, техническое оснащение) Виды домашнего задания, индивидуальные и опережающие задания Научная, научно-популярная, художественная литература по теме

Литература

Основная

Баранов П.А. Использование групповой формы работы учащихся при изучении истории (X класс) // Преподавание истории в школе. 1990. № 6.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 394 – 412.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003. §28.

Гончарова А.И. Диспут на уроке // Преподавание истории в школе. 1998.№ 5.

Клименко А.В. Лекции и семинары в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 1998. №3.

Колмаков А.И. Урок-игра, урок-соревнование // Преподавание истории в школе. 1998. № 5.

Комиссаров В.И. Проблемная школьная лекция // ПИШ. 2000. №1.

Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей / Отв. ред. Н.Г. Дайри. М., 1978. Ч. 2. Глава XXI.

О семинарских занятиях и групповой форме работы учащихся (10 класс) // Преподавание исто­рии в школе. 1991. № 3.

Ротерштейн В.М. Различные формы урока истории в старших классах // Преподавание истории в школе. 1988. №4.

Старобинская Г.И. Использование элементов дискуссии на уроках истории СССР в 8 классе // Преподавание истории в школе. 1990. № 1.

Ткаченко В.А. Повышение эффективности уроков-лекций // Преподавание истории в школе. 1990. № 1.

 

Дополнительная

Верещагина Т.В. Избирательное право в современной России (урок-практикум) // ПИШ. 2007. №9.

Ершова О.Ю. Должны ли выборы оставаться добровольными? Структурированная дискуссия в старшей школе. // ПИШ. 2007. №9.

Забрыгина Т.Г. Урок-дискуссия «Политический портрет М.С. Горбачева» // ПИШ. 2000. №1.

Калинина Е.М. Великие географические открытия XV – XVII веков (урок в игровой форме) // ПИШ. 2002. №5.

Клименко А.В. Брейн-ринг по истории в школе // ПИШ. 1998. №3.

Клименко А.В., Румынина В.В. Уроки-суды // Преподавание истории в школе. 1998. № 3.

 

Практическое занятие №19


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!