Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Вопрос 77. Внешняя торговля как форма осуществления международных экономических отношений



Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является мировая торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений. В современных условия

Активное участие страны в М.Т. связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

 

М.Т является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе МРТ, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: “Мировая торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах”.

 

М.Т включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют

торговым

балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике М.Т.

как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

 

Под термином “внешняя торговля” понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

 

Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами

 

В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором

она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.

 

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли.

Это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке. Доминирующее положение

США было поколеблено. Помимо Германии заметными темпами рос экспорт и других западноевропейских стран. В 80-е годы значительный рывок в сфере международной торговли сделала Япония. К концу 80-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по факторам



конкурентоспособности. В тот же период к ней присоединились “новые индустриальные страны” Азии -Сингапур, Гонконг, Тайвань. Однако к середине 90-х годов США вновь выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. За ними вплотную идут Сингапур,

Гонконг, а также Япония, которая ранее на протяжении шести лет занимала первое место. Темпы роста торговли сырьем заметно отстают от общих темпов роста мировой торговли. Такое отставание обуславливается выработкой заменителей сырья, более экономным, углублением его переработки. Промышленно развитые страны практически полностью захватили рынок наукоемкой продукции. Доля промышленного экспорта развивающихся стран в общем мировом объеме в начале 90-х годов составила 16.3%.

 

Виды мировой торговли.

1. Оптовая торговля.

2. Товарные биржи.

3. Фьючерские биржи.

4. Фондовые биржи.

5. Ярмарка.

6. Валютная торговля.

 

 

78. Предпосылки и особенности формирования международного рынка услуг.

Становление зрелого международного рынка товаров и его насыщенность привели к увеличению

спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международного рынка услуг.

 

Услуга –это действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет, как правило, в момент своего проявления ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещно, т.е. при помощи вещи (товара), либо в процессе функционирования самого живого труда.



 

Два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг. Первый вид услуг –это такие услуги, которые опосредуются вещно, имеют дело с потребительскими товарами. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в

материальном производстве. Здесь налицо все пять элементов труда: средства труда, предмет труда, технология, организация и сам труд как целесообразная деятельность человека. Это дает основание называть такие услуги материальными (производственными).

Второй вид услуг –это услуги, действие которых направлено либо непосредственно на человека,

либо на окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их

производство неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением.

Услуги этого вида являются нематериальными (непроизводственными).

 

Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:

• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может

выступать критерием экспорта услуги (равно как и валюта, в которой эта услуга оплачивается);

• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому

большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и

потребителями;

• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля. Транспорт, связь, финансовые и страховые услуги, наука,

образование, здравоохранение во многих странах находятся в полной или частичной собственности государства или же под строгим его контролем;

• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли. Услуги, поступающие преимущественно в личное потребление, не могут быть вовлечены в международный хозяйственный оборот. Большие перспективы в международной торговле

услугами имеются у туризма, здравоохранения, образования, культуры и искусства.

 

В условиях довольно плотного насыщения международного рынка товарной массой и усиления на нем конкуренции важное значение приобрели услуги для предпринимательства, а именно менеджмент, аудит, инжиниринг, эккаутинг, лизинг, франчайзинг и др.

 

Современный международный рынок услуг предоставляет широкий ассортимент услуг по содействию в управленческой деятельности (менеджменте), что особенно распространено в случае

сооружения промышленных и других объектов «под ключ», когда в течение продолжительного

времени необходимо обеспечить предприятия специалистами.

Предметом экспортно-импортных операций является также купля-продажа результатов интеллектуальной деятельности: лицензий, ноу-хау, патентов, программ для ЭВМ и т.п. При этом

сделки заключаются как на приобретение покупателем права использования отдельных изобретений, так и на совместное внедрение их в производство с последующей взаимовыгодной реализацией выпускаемой продукции.

 


Просмотров 714

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!