Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Вопрос 77 (Материально – производственная сфера общественной жизни



Сфера материально-производственной жизни общества - это необходимая подсистема, содержание которой составляет воспроизводство, хранение, распределение и потребление материальных ценностей общества, удовлетворение материальных потребностей людей. ЭТО преимущественно вещная (предметная) и энергетическая сфера жизни, где действуют экономические законы и сами субъекты в системе экономики (хозяйства), где удовлетворяются материально-физические потребности в трудовой активности.

Основными критериями сферы выступают: материально-финансовое богатство общества, развитость орудий труда, наличие новых, экологически и социально безвредных технологий, осуществление профессиональной подготовки специалистов в материальном производстве, материальный уровень жизни людей.

В структуре материально-производственной жизни можно выделить:

- финансовую жизнь общества;
- жизнедеятельность субъектов промышленности;
- сельское хозяйство;
- сферу сервиса;
- жизнедеятельность людей в сфере транспорта и связи;
- торговлю;
- материально-производственную индивидуальную трудовую деятельность;
- жизнедеятельность субъектов в ремесленно-кустарном производстве;
- научно-технический прогресс в материально-производственной сфере;
- общественное разделение труда;
- функционирование экономического сознания субъектов в данной сфере;
- систему норм и принципов материально-производственной деятельности;
- систему экономических отношений.

 

Вопрос 78 (Политическая сфера общества)

В обществе с развитой социальной системой неизбежно усилению социальной, этнической и религиозной дифференциации. Существование социальных общностей и групп с противоположными интересами, вытекающими из коренных различий их объективного положения, является причиной возникновения политических отношений между ними. А необходимость их согласования определяет строение и функ­ции политической системы общества. Под политической системой по­нимается совокупность государственных и политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих политические отношенияв обществе. Политическая система имеет сложное строение. Ее цен­тральным элементом является государство, осуществляющее свои функции по регулированию политических отношений в обществе Применением легитимного, узаконенного принуждения по отношению к гражданам.



Государство — важнейший социально-политиче­ский институт общества, наделенный верховной властью на определен­ной территории и использующий ее для управления поведением людей, их групп и объединений. Выделим основные признаки государства.

1. Публичная власть, обособленная от общества. Власть — это воз­можность одного субъекта (властителя) отдавать приказы под­властным ей гражданам, осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к лицам, уклоняющимся от их исполнения.

2. Суверенитет, т. е. полнота верховной власти на территории сво­ей страны и независимость во внешнеполитическом плане.

3. Территория, на которой распространены законы и полномочия власти.

4. Исключительное право на издание, законов и норм, обязательных

для всего населения. Право на легальное применение силы, фи­зического принуждения по отношению к гражданам, нарушаю­щим законы, вплоть до физического уничтожения человека, что определяет особую действенность государственной власти.

5. Право на взимание налогов с населения для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения и т. д.



Форма государства определяется формой правления (т. е. способом организации власти) и формой государственного устройства. По фор­мам правления различаются монархия и республика. Монархия отли­чается следующими признаками: во-первых, власть принадлежит од­ному лицу, и, во-вторых, глава государства получает свою власть по наследству. Различают абсолютные монархии, где глава государства не ограничен ни какими конституционными нормами, и конститу­ционные монархии, где полномочия монарха ограничены конститу­цией.

Главная особенность республики состоит в том, что источником власти является народ, поскольку высшие органы государства изби­раются народом. Различаются парламентская, президентская и сме­шанные республики.

Парламентская республика предполагает формирование прави­тельства по принципу парламентского большинства: какая партия со­ставляет в парламенте большинство, такая и формирует свое прави­тельство, подотчетное парламенту.

Президентская республика отличается тем, что главой государ­ства и главой правительства является президент.

В смешанной (полупрезидентской) республике сочетается силь­ная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

По форме государственного устройства государства делятся на уни­тарные и федеративные. Унитарным является единое, политически однородное государство, административные единицы которого не об­ладают собственной государственностью.

Федерация — союз политических субъектом (штаты, земли, субъек­ты федерации и т. п.), имеющих собственные конституции, законода­тельные, исполнительные и судебные органы. Их самостоятельность ог­раничена пределами, обусловленными распределением компетенций между центром и входящими в состав федерации субъектами. Осо­бая форма межгосударственного объединения — конфедерация, представляющая собой постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.



 

Вопрос 79 (Гражданское общество и государство)

Разные ученые по-разному трактовали понятие гражданского общества. У Гоббсаоно слито с государством, Монтескьеи Локкуже разделяют общество и государство.

Г. Гегельназывал гражданским обществом сферу частной жизни граждан, сочетание интересов разных групп, классов и институтов, отношения которых регулируются правом.

Мы же, говоря о гражданском обществе в современное время, имеем в виду способность существовать и развиваться различных общественных отношений независимо от государства.

Наши современники видят гражданское общество моделью, которую надо создать на пути к свободному рынку и демократии (К. Гадмиев).

Другая точка зрения понимает под категорией «гражданское общество» форму объединения людей в современной промышленной цивилизации (В. Библер).

Эти точки зрения на гражданское общество подчеркивают независимость от государства институтов, организаций, источников доходов и существования социальных структур общества.

Гражданское общество – это социальное пространство, в котором люди взаимодействуют, но в то же время независимы друг от друга и государства. Р. Дарендорфназывал гражданским обществом объединение демократии с эффективной рыночной экономикой. Гражданское общество имеет ряд функций:

1) интегративную (объединяет людей в группы, определяет нормы деструктивной борьбы);

2) инструментальную (коллективное целедостижение);

3) дистрибутивную (определение ролей, вознаграждений);

4) воспроизводственную (воспроизводство социальной жизни);

5) регулятивную (контроль, система норм и санкций);

6) коммуникативную (достижение консенсуса между разными интересами).

Гражданское общество характеризует независимость индивидов друг от друга и от государства, автономный источник доходов, различные формы собственности, структурированность общества, преобладание «среднего класса», неразрывность с правовым государством. В отличие от государства гражданское общество может быть только в демократическом обществе. Важная часть гражданского общества – плюрализм мнений.

Государство – это совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, которые осуществляют управление обществом в интересах определенного класса.

Основными органами государства выступают правительство, вооруженные силы, милиция, суд и т. д.

В основе возникновения государства лежат такие факторы, как социально-экономическое неравенство, образование классов, разделение труда на управленческий и исполнительный. На государство влияют общественные отношения, культура, исторические традиции.

Государство имеет географические пределы (территорию) и человеческие (население). Государству принадлежит исключительное право на создание законов и норм (и граждане это признают), денег, взимание налогов с населения.

Государство нужно для защиты интересов людей от негативных последствий рынка.

Но чтобы государство не перешло черту, существует гражданское общество со своими законами, ограничивающими государство.

Государственные функции – интегративная, регулирующая, социальная.

Роль социальной функции в настоящее время все больше возрастает, так как гражданское общество не в состоянии справиться с хаосом в обществе.

 

79 вопрос (2 вариант)

 

Гражданское общество – термин, которым, начиная с XVIII в., обозначали общественные, а в узком смысле – имущественные отношения. Недостаток теории гражданского общества у английских и французских материалистов проявлялся в непонимании его зависимости от развития способов производства. Они объясняли его формирование естественными свойствами человека, политическими задачами, формами правления и законодательства, нравственностью и т. д.

Гражданское общество, т. е. совокупность общественных связей, рассматривалось ими как среда, в которой развертывается деятельность индивидов. Г. Гегель, понимал под гражданским обществом систему потребностей, основанную на частной собственности, имущественные и сословные отношения, систему правовых отношений, а также догадывался о некоторых законах развития общества. Идеализм Гегеляпроявился в признании зависимости гражданского общества от государства, которое он в отличие от гражданского общества считал истинной формой объективного духа. Гегель четко ставит вопрос о взаимосвязи социально-экономической и правовой сторон гражданского общества. Он различает гражданское общество и политическое государство. Гражданское общество в его понимании – это сфера реализации частных целей и интересов отдельной личности. Гегель выделяет три основных момента гражданского общества:

1) система потребностей;

2) отправление правосудия;

3) полиция и кооперация.

Для гражданского общества необходимы не только функционирование частной собственности, но и ее защита со стороны закона, суда и полиции. Гражданское общество и государство по гегелевской концепции соотносятся, как рассудок и разум. Формирование гражданского общества Гегель связывает с развитием буржуазного строя.

К. Маркс,критикуя Гегеля, использовал термин гражданского общества. Он понимал под гражданским обществом организацию семьи, сословий и классов, отношения собственности и распределения, вообще формы, способы существования и функционирования общества, действительной жизни и деятельности человека (этот термин используется для обозначения буржуазного общества). Маркс подчеркивает их объективный характер и экономическое основание. В дальнейшем этот термин он заменяет системой научных понятий (экономическая структура общества, экономический базис, способ производства и т. п.).

Он исходил из того, что в гражданском обществе следует искать ключ к пониманию исторического процесса. Это не случайно, ибо по логике марксизма основополагающей является социально-экономическая сфера жизни общества. Эта сфера и присутствующие в ней отношения собственности характеризуются как основное звено развития гражданского общества.

Обобщая разработанные концепции, можно сказать, что в подлинно гражданском обществе каждый человек имеет возможность свободно проявлять себя, удовлетворить свои потребности. При этом он будет пользоваться всеми средствами правовой и социальной защиты государства.

 

Вопрос 80 (1) Социальная сфера общественной жизни. (2) Человек в системе социальных связей)

80 (1)

Социальная сфера – есть сфера взаимоотношений социальных групп (классы, социальные слои, национальные общности) по поводу социальных условий их жизни и деятельности, касающихся: условий труда, быта, образования, здравоохранения, социального обеспечения, уровня и качества жизни людей.

(а именно:

- здоровые условия производственной деятельности,

- необходимый уровень жизни всех слоев населения,

- решение проблем здравоохранения, народного образования, социального

обеспечения,

- соблюдение социальной справедливости (в труде и в распределении

материальных благ)

- разрешение противоречий, возникающих из социального расслоения

общества),

Таким образом, социальная сфера связана с удовлетворением особых социальных потребностей, направленных на воспроизводство и развитие жизненных сил человека.

Возможности удовлетворения социальных потребностей зависят от:

- социального положения человека, его социальной группы;

- характера существующих общественных отношений;

- уровня развития государства..

Степень удовлетворения социальных потребностей определяет:

1. Уровень жизни человека – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей;

2. Качество жизни человека (семьи, социальной группы и т.д.) – обобщающие показатель достигнутого уровня эффективности функционирования социальной сферы.

На удовлетворение этих потребностей и должна быть в первую очередь направлена социальная политика государства.

 

80 (2)

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности. Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи. В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности. Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

 

Вопрос 81 (Духовная жизнь общества)

Духовная жизнь общества – нематериальная форма освоения мира и общения между людьми с помощью разума.

Она является важной стороной функционировании я развития общества.. Наполненная богатым содержанием – создает благоприятную духовную атмосферу, хороший морально-психологический климат в обществе. И, наоборот, бедная и невыразительная – создает полную бездуховность в обществе.

Духовная жизнь есть проявление человеческой сущности.

Духовная жизнь имеет весьма сложную структуру.

Элементы духовной жизни:

1. Духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей.

2. Духовные ценности.

3. Духовная деятельность по созданию духовных ценностей и в целом духовное производство.

4. Духовное потребление духовных ценностей.

5. Духовные отношения между людьми.

6. Проявления межличностного духовного общения людей.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность.

Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях.

Результат этой деятельности: определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Затем они воплощаются в соответствующих нормах поведения, в произведениях искусства, обрядах, ритуалах и т.д.

Духовные ценности – те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей.

Духовные потребности – внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Они: а)объективны по содержанию, т.к. обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей. И выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего мир.

б) субъективны по форме, как проявление внутреннего мира людей.

Вопрос 82 (Мораль, справедливость, право)

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

 

Справедли́вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Является одной из основных категорий этики. Как черта характера, считается добродетелью .

 

Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

 

 

Вопрос 83 (Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в раличных культурах)

 

Содержание всех без исключения нравственных ценностей - категорий морали и права, в том числе и добра, и справедливости, и законности, - исторично. Это означает, что их содержание радикально меняется в зависимости от конкретных исторических условий и обстоятельств человеческой жизни. То, что считается добрым и справедливым в одном обществе или даже в пределах одной общественной группы, вызывает осуждение в другой, и наоборот. Универсальных и абсолютных нравственных ценностей, которые годились бы для всех людей и на все времена, не существует.

«Общечеловеческая мораль» и «права человека» - это абстракции, диктующие людям нормы поведения, которые в данную историческую эпоху лучше других отвечают интересам того или иного человеческого сообщества (семьи, класса, этноса и, наконец, человечества в целом). Когда история дает возможность, каждое сообщество стремится навязать всем остальным людям свои собственные ценности, представляя их в качестве «общечеловеческих».


Просмотров 954

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!