Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Реакция соединения серы и железа



Класс Урок № 17

Тема: Составление уравнений химических реакций

Цель: сформировать понятие химические уравнения, развить умение составления уравнения реакций. Ознакомить с правилами расстановки коэффициентов. Привести примеры реакций

Тип урока: углубление знаний, формирование умений и навыков

Оборудование и материалы: периодическая система химических элементов, пробирки, штатив, реактивы

Ход урока

1. Организация класса

2. Проверка д/з

Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.

Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ”.

1. Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества.

2. Образование новых веществ.

3. Изменение местоположения.

2. Каковы признаки химической реакции?

1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа.

2. Намагничивание, испарение, колебание.

3. Рост и развитие, движение, размножение.

3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

1. Закон постоянства состава вещества.

2. Закон сохранения массы вещества.

3. Периодический закон.

4. Закон динамики.

5. Закон всемирного тяготения.

4. Закон сохранения массы вещества открыл:

1. Д.И. Менделеев.

2. Ч. Дарвин.

3. М.В. Ломоносов.

4. И. Ньютон.

5. А.И. Бутлеров.

5. Химическим уравнением называют:

1. Условную запись химической реакции.

2. Условную запись состава вещества.

3. Запись условия химической задачи.

Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.

Мотивация

Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”

Изучение нового материала.

Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт.



Реакция соединения серы и железа

С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом Железо + сера → сульфид железа (II )

Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.

Fe + S → FeS

Теперь прочитайте. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт (Горение алюминия в кислороде.)

Запишем уравнение химической реакции

Al + O2 → Al2O3

Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома кислорода. Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ – она разная до и после реакции.
Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем НОК для кислорода. НОК = 6

Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.

Al + 3O2 → 2Al2O3

Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим коэффициент 4

4Al + 3O2 → 2Al2O3

Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

4Al + 3O2 = 2 Al2O3



Рассмотрим еще один пример

Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O

Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа, образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3) ставим коэффициент 2.

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O

Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3), образуется 2 атома водорода.

НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим коэффициент 3

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Считаем кислород.Слева – 2х3 =6; справа – 3+3 = 6

Количество атомов кислорода , вступивших в реакцию, равно количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.

2Fe(OH)3 = Fe2O3 +3 H2O

Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.

2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.

3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.

4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.

5. Последним проверить количество атомов кислорода.

Продолжаем работу. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций. На выполнение задания дается 10 минут.

· P + Cl2 →PCl5

· Na + S → Na2S

· HCl + Mg →MgCl2 + H2

· N2 + H2 →NH3

· H2O → H2 + O2

Проверим выполнение задания .Теперь давайте вернемся к нашей проблемы. Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

Закрепление знаний.

Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.

Утверждения.

1. В реакции Ca + Cl2→ CaCl2 коэффициенты не нужны.(Да)

2. В реакции Zn + HCl → ZnCl2 + H2 коэффициент у цинка 2. (Нет)

3. В реакции Ca + O2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2.(Да)

4. В реакции CH4 → C + H2 коэффициенты не нужны.(Нет)

5. В реакции CuO + H2 → Cu + H2O коэффициент у меди 2. (Нет)

6. В реакции C + O2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)

7. В реакции CuCl2 + Fe → Cu + FeCl2 коэффициенты не нужны.(Да)

Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Итог урока.

Д/з изучить параграф 14, 15, с 91 выполнить №106, 107


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!