![]() Дисциплины:
Архитектура (936) |
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ВЗГЛЯД ВНУТРЬ
«ЧЕРНОГО ЯЩИКА» Неоинституциональная политэкономия в своих исследованиях государства исходит из предпосылки, что политика и экономика в современном мире переплетены настолько тесно, что их зачастую трудно отделить друг от друга. Действительно, мы знаем, что множество импульсов, посылаемых экономической системе, зарождается не в результатевнедрения научных разработок, а в итоге голосования в парламенте или «волевого решения» чиновника. Это заметно «подогревало интерес экономистов к работе «политического рынка» и в конечном Ирге послужило причиной их «вторжения» в смежные области исследования. Сегодня государство и его правовая система перестали рассматриваться экономической теорией как «черный ящик». Неоинституционалисты заглядывают «внутрь» государственной машины, исследуют ее основные механизмы, а также те алгоритмы, по которым они действуют. Это позволяет выявить «системные» причины политических кризисов, предпосылки экономического застоя, неэффективных решений, «популистских» ходов и т.д.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА Джеймс Макджилл Бьюкененстал нобелевским лауреатом по экономике в 1986 г.«за исследование договорных и конституционных основ теории я принятия экономических и политических решений». Достижение Бьюкенена состояло в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение законодательных правил и рассматривал политическую систему как процесс обмена, предполагающий взаимную выгоду и стремящийся к ней.
Над этой проблемой автор начал работать с 50-х годов. Изучение вопросов «общественных финансов» привело Бьюкенена к решению проблемы отношений между политическими структурами и экономической, политикой. В 1954 и 1959 гг. Бьюкенен в своих статьях пытался установить аналогию между выбором индивида на рынке и в процессе голосования, а также рассматривал возможность использования теории благосостояния в политической организации общества. На собрании Общества им. М. Перелина в Оксфорде в 1959 г. Бьюкенен представил доклад «Экономическая политика, свободные институты и демократический процесс». Глубокое обоснование своих идей Бьюкенен дал в книге «Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии» (1962 г.), написанной в соавторстве с Гордоном Таллоком. В работе были изложены идеи о связи теории общественных финансов с процессом голосования, а также изложена теория политической организации. Природа политики была рассмотрена как процесс взаимовыгодного обмена. В начале 70-х годов Бьюкенен и Таллок создали Новый центр изучения общественного выбора, в котором предпринимались попытки использовать экономические методы на политическом поле. Новый центр в 1982г. был перенесен в Университет Джорджа Мейсона в г. Фэрфакс в штате Вирджиния. Результаты научных исследований, которые Бьюкенен проводил на протяжении последующих 45 лет, принесли ему международное признание, как специалисту и разработчику теории общественного выбора.В 1990 г. Бьюкенен прибыл в Россию в составе группы американских экономистов. На международной конференции он выступил с докладом «Путь к свободе». Результаты своих многолетних исследований Бьюкенен изложил в работах: «Общественные финансы в демократическом процессе» (1967г). «Спрос и предложение общественных товаров» (1968г.), «Пределы свободы между анархией и Левиафаном» (1975 г.). В последней работе Бьюкенен провел разграничение между государством-гарантом и государством-производителем. Государство-гарантформируется на основе набора правил и процедур для существования политических организаций, составляющих конституционный договор. Возникновение государства-гаранта представляет собой переход от анархии к политической организации. Государство-производительнаправлено на заключение договоров о совместном потреблении товаров и услуг. Однако в постконституционной стадии деятельность чиновников и бюрократов ведет к усилению государства-производителя. Это обусловливает угрозу Левиафана, т.е. автократического государства. Бьюкенен считал необходимым дать анализ проблемы «политика КАК ОБМЕН».Эпиграфом к своему исследованию он выбрал следующие слова К. Викселля; «Вопиющей несправедливостью является принуждение людей к уплате налогов, которые потом затрачиваются на деятельность, не соответствующую интересам налогоплательщиков или даже противоречащую им». Бьюкенен развил идею взаимовлиянияполитики и общественных организаций граждан, использовав ее в создании теории общественного выбора и концепции конституциональной экономики.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ.Результатом такого «вмешательства» стало зарождение «экономического подхода к политике: целенаправленное и основанное на соображениях всеобщего благосостояния применение инструментов экономической теории к политическим проблемам. Речь идет прежде всего об институциональном анализе, построенном на использовании концепции трансакционных издержек, а также группе «неоклассических» методов, основанных на понятиях конкуренции, равновесия и экономической рациональности. В качестве главного тезиса можно назвать следующее положение: эффективный рост экономики требует рациональной и последовательной государственной политики, последняя в свою очередь невозможна в отсутствие рационального политического, устройства. Разработка принципов построения такого государства легла в основу исследований неоинституционалистов. Институциональный анализ государственной машины, как уже было сказано, — это образец «пограничного» исследования, отчасти выходящего за рамки экономической теории. Чтобы совершить столь рискованную экспедицию, необходимо принять ряд условий. Прежде всего, договоримся о том, что как бы далеко нам не пришлось вторгаться в глубь «политических территориальных вод», мы всегда будем оставаться экономистами. То есть будем пользоваться теми же инструментами и сохраним выработанные ранее подходы и представления. Наиболее важное из них — наше представление о природе человека. Переходя в разряд политических деятелей, наш «субъект» не потеряет своих основных качеств: рациональности и эгоистических мотивов. Напомним, что в институциональной теории принято говорить об ограниченной рациональности субъекта. Имеется в виду то, что человек, при всем своем стремлении к рациональности, обладает ею не на все сто процентов. Изменится предмет его интересов: вместо денег и денежного капитала появятся продвижение во властной иерархии и капитал политический. Здесь мы расходимся в убеждениях с политиками: они, в противовес «эгоистичным предпринимателям», считают себя «борцами за общее благо». Мы не станем принимать на веру тезис о бескорыстии данных субъектов и, подобно Адаму Смиту, задумаемся о том, существует ли вторая «невидимая рука», которая способна направлять «политических старателей» к достижению цели общественного благосостояния.
ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.В число важнейших факторов, составляющих экономическое благополучие нации, входит рациональность государственной политики. Это установленный факт, который не нуждается в пространных обоснованиях. Другой любопытный факт состоит в том, что рациональность и успехи государственного регулирования в разных демократических странах серьезным образом различаются. В связи с этим перед экономической наукой встает ряд проблем, которые не имеют пока однозначного решения.
|