Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ВЗГЛЯД ВНУТРЬ



«ЧЕРНОГО ЯЩИКА»

Неоинституциональная политэкономия в своих исследованиях государства исходит из предпосылки, что политика и экономика в со­временном мире переплетены настолько тесно, что их зачастую трудно отделить друг от друга. Действительно, мы знаем, что множество импульсов, посылаемых экономической системе, зарождается не в результатевнедрения научных разработок, а в итоге голосования в парламен­те или «волевого решения» чиновника. Это заметно «подогревало интерес экономистов к работе «политического рынка» и в конечном Ирге послужило причиной их «вторжения» в смежные области исследования. Сегодня государство и его правовая система перестали рассматриваться экономической теорией как «черный ящик». Неоинституционалисты заглядывают «внутрь» государственной машины, исследуют ее основные механизмы, а также те алгоритмы, по которым они действуют. Это позволяет выявить «системные» причины политических кризисов, предпосылки экономического застоя, неэффективных решений, «популистских» ходов и т.д.

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Джеймс Макджилл Бьюкененстал нобелевским лауреатом по экономике в 1986 г.«за исследование договорных и конституционных основ теории я принятия экономических и политических решений». Достижение Бьюкенена состояло в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение законодательных правил и рассматривал политическую систему как процесс обмена, предполагающий взаимную выгоду и стремящийся к ней.

 

Над этой проблемой автор начал работать с 50-х годов. Изучение вопросов «общественных финансов» привело Бьюкенена к решению проблемы отношений между политическими структурами и экономической, политикой. В 1954 и 1959 гг. Бьюкенен в своих статьях пытался устано­вить аналогию между выбором индивида на рынке и в процессе голосова­ния, а также рассматривал возможность использования теории благосос­тояния в политической организации общества. На собрании Общества им. М. Перелина в Оксфорде в 1959 г. Бьюкенен представил доклад «Эконо­мическая политика, свободные институты и демократический процесс».



Глубокое обоснование своих идей Бьюкенен дал в книге «Расчет со­гласия. Логические основания конституционной демократии» (1962 г.), на­писанной в соавторстве с Гордоном Таллоком. В работе были изложены идеи о связи теории общественных финансов с процессом голосования, а также изложена теория политической организации. Природа политики была рассмотрена как процесс взаимовыгодного обмена. В начале 70-х годов Бьюкенен и Таллок создали Новый центр изучения общественного выбора, в котором предпринимались попытки исполь­зовать экономические методы на политическом поле. Новый центр в 1982г. был перенесен в Университет Джорджа Мейсона в г. Фэрфакс в штате Вирджиния. Результаты научных исследований, которые Бьюкенен прово­дил на протяжении последующих 45 лет, принесли ему международное признание, как специалисту и разработчику теории общественного выбора.В 1990 г. Бьюкенен прибыл в Россию в составе группы американских экономистов. На международной конференции он выступил с докладом «Путь к свободе».

Результаты своих многолетних исследований Бьюкенен изложил в работах: «Общественные финансы в демократическом процессе» (1967г). «Спрос и предложение общественных товаров» (1968г.), «Пределы свободы между анархией и Левиафаном» (1975 г.). В последней работе Бьюкенен провел разграничение между государством-гарантом и государством-производителем.

Государство-гарантформируется на основе набора правил и процедур для существования политических организаций, составляющих конститу­ционный договор. Возникновение государства-гаранта представляет со­бой переход от анархии к политической организации.



Государство-производительнаправлено на заключение договоров о совместном потреблении товаров и услуг. Однако в постконституционной стадии деятельность чиновников и бюрократов ведет к усилению го­сударства-производителя. Это обусловливает угрозу Левиафана, т.е. ав­тократического государства.

Бьюкенен считал необходимым дать анализ проблемы «политика КАК ОБМЕН».Эпиграфом к своему исследованию он выбрал следующие сло­ва К. Викселля; «Вопиющей несправедливостью является принуждение лю­дей к уплате налогов, которые потом затрачиваются на деятельность, не соответствующую интересам налогоплательщиков или даже противоречащую им».

Бьюкенен развил идею взаимовлиянияполитики и общественных орга­низаций граждан, использовав ее в создании теории общественного вы­бора и концепции конституциональной экономики.

 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ.Результатом такого «вмешательства» стало зарождение «эконо­мического подхода к политике: целенаправленное и основан­ное на соображениях всеобщего благосостояния применение ин­струментов экономической теории к политическим проблемам. Речь идет прежде всего об институциональном анализе, постро­енном на использовании концепции трансакционных издержек, а также группе «неоклассических» методов, основанных на по­нятиях конкуренции, равновесия и экономической рациональ­ности. В качестве главного тезиса можно назвать следующее по­ложение: эффективный рост экономики требует рациональной и последовательной государственной политики, последняя в свою очередь невозможна в отсутствие рационального политического, устройства.

Разработка принципов построения такого государ­ства легла в основу исследований неоинституционалистов. Институциональный анализ государственной машины, как уже было сказано, — это образец «пограничного» исследования, отчасти вы­ходящего за рамки экономической теории. Чтобы совершить столь рис­кованную экспедицию, необходимо принять ряд условий. Прежде всего, договоримся о том, что как бы далеко нам не пришлось вторгаться в глубь «политических территориальных вод», мы всегда будем оставаться эко­номистами. То есть будем пользоваться теми же инструментами и со­храним выработанные ранее подходы и представления. Наиболее важ­ное из них — наше представление о природе человека.

Переходя в разряд политических деятелей, наш «субъект» не потеряет своих основных ка­честв: рациональности и эгоистических мотивов. Напомним, что в ин­ституциональной теории принято говорить об ограниченной рациональ­ности субъекта. Имеется в виду то, что человек, при всем своем стремлении к рациональности, обладает ею не на все сто процентов. Изменится предмет его интересов: вместо денег и денежного капитала появятся продвижение во властной иерархии и капитал политический. Здесь мы расходимся в убеждениях с политиками: они, в противовес «эго­истичным предпринимателям», считают себя «борцами за общее бла­го». Мы не станем принимать на веру тезис о бескорыстии данных субъек­тов и, подобно Адаму Смиту, задумаемся о том, существует ли вторая «невидимая рука», которая способна направлять «политических стара­телей» к достижению цели общественного благосостояния.

 

ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.В число важнейших факторов, составляющих экономическое благополучие нации, входит рациональность государственной политики. Это установленный факт, который не нуждается в про­странных обоснованиях. Другой любопытный факт состоит в том, что рациональность и успехи государственного регулирования в разных демократических странах серьезным образом различа­ются. В связи с этим перед экономической наукой встает ряд про­блем, которые не имеют пока однозначного решения.


Просмотров 532

Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!