Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА



В экономической теории различают два основных типа государства — контрактное и эксплуататорское.

ТЕОРИЯ КОНТРАКТНОГО ГОСУДАРСТВА.Контрактное государство рассматривается как добровольный контракт между гражданами и государством. С точки зрения аме­риканского экономиста Дугласа К. Норта, огромную роль в эко­номическом прогрессе человечества сыграло государство, взяв на себя защиту договорного права между отдельными индивида­ми. Ключ к богатству западных обществ остается тем же, о кото­ром говорил А. Смит более 200 лет назад. Разделение труда и ра­стущая специализация требовали развития институциональных структур, которые позволяли бы людям предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими людьми, с которыми они лично не знакомы. Это было возможно только тогда, когда в обмене участвовала третья сторона — государство, кото­рое определяло права собственности и следило за соблюдением, заключенных договоров.

В соответствии с контрактной теорией государство возникло в ре­зультате договоренности людей, которые поручили группе своих со­граждан специализироваться на выполнении общественно полезных функций по охране границ и собственности, строительству дорог и других общественных сооружений, социальной защите граждан и др. Природа государства определяется отношениями между гражданами и государственным аппаратом по поводу властных отношений. Граждане делегируют часть своих прав государству. Распределение властных от­ношений закреплялось конституцией, которая сыграла и продолжает играть роль социального контракта. Граждане добровольно отказываются от части своих прав, поскольку уверены, что государство как особая централизованная и специализированная организация сумеет успешнее их самих справиться с реализацией ряда функций по обеспечению взаимодействий. Каждый гражданин в конечном счете эконо­мически выигрывает, не тратя свои ресурсы и силы на самостоятель­ную защиту своих прав. Государство как специализированная организация с меньшими издержками может выполнить общественные функции.

Для существования контрактного государства требуются опре­деленные условия:

• четкое распределение прав государства и граждан, закреплен­ное конституцией для того, чтобы государственный аппарат не превы­шал своих полномочий;

• возможность альтернативного, помимо государства, способа защиты прав собственности — третейский суд, оппозиция, мировое со­общество и другое;



• наличие гражданского общества, т.е. влияние граждан на решение экономических и социальных вопросов через институты самоуправления, общественные организации, независимых экспертов.

ТЕОРИЯ ЭКСПЛУАТАТОРСКОГО ГОСУДАРСТВА.Другой тип государства — эксплуататорское, основанное на на­силии над гражданами ради увеличения собственного дохода в результате сбора налогов, принудительных работ и т.д. Основ­ной целью эксплуататорского государства являлся рост собственных доходов даже в ущерб общенациональным интересам. При таком типе государства нет существенных ограничений функций госаппарата, наоборот, происходит расширение и за­хват все больших полномочий в обществе. Например, средне­вековые государства вступали в постоянные военные конфлик­ты в интересах увеличения своих доходов, а не в интересах граждан.

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

В 1993 г.американцы Дуглас Норт и Роберт Фогельполучили премию Аль­фреда Нобеля по экономическим наукам за создание нового направления в области экономической истории (использование статистики для анализа указанных проблем). В документах Шведской королевской академии Д. Норт был причислен к числу пионеров новой институциональной экономики. В концепции экономического развития Норта ключевую роль играют права собственности, а государство обеспечивает эффективную поддержку не­обходимой для экономики системы «правил игры». Вообще проблемой раз­работки политико-экономической базы исследования институциональных изменений Норт занимался на протяжении всех 80-х годов.

В 1983 г. Норт организовал Научный центр политэкономии, кото­рый по сей день остается авторитетной и плодотворной научной органи­зацией. Создавая новую политэкономию, он ставил проблему, старую как мир: вы не можете терпеть государство, но и не в состоянии без него обойтись.



В работе «Структура и изменения в экономической истории» Норт затронул отдельные аспекты данной проблемы. В частности, он рассмотрел вопрос: почему монархи часто устанавливали неэффективные «пра­вила игры», невзирая на то, что существовали заведомо более удачные, способные увеличить совокупный доход всех субъектов экономики, вклю­чая самого «правителя»? Предполагаемые причины заключались в кос­венных ограничениях, которыми «облагалась» власть любого монарха. Во-первых, это конкуренция (риск потерять власть в результате своих реформ), во-вторых, трансакционные издержки, сопровождавшие любое, даже самое оправданное действие. Таким образом, рациональные эко­номические реформы часто не могут преодолеть «невидимые барьеры», которые возникают в результате высоких затрат по их претворению в жизнь, а также конкуренции на «политическом рынке».

В 1989 г. Д. Норт в статье, написанной в соавторстве с Б. Уэйнгастом, акцентировал внимание на роль отдельных исторических событий и их вли­янии на перспективы роста экономики. Авторы показали, насколько велика была роль английской революции 1688 г. с точки зрения последующего раз­вития системы прав собственности и экономического роста. Это событие не только положило коней абсолютной власти монарха, но и ограничило полномочия парламента по линии судебной власти (она стала независимой).

Работа лауреата нобелевской премии Д. Норта «Институты, институ­циональные изменения и функционирование экономики» (1990г.) посвя­щена новейшей проблеме современной экономической теории.

Эта книга была опубликованная также и в России (1997 г.). В данной работе Норт напрямую обратился к теории институтов и институциональ­ной эволюции, проследил связи «правил игры» с экономикой и вновь зат­ронул историю европейских стран. Единомышленниками Норта становят­ся (Боб) Роберт Фогель — исследователь демографических аспектов долгосрочного историко-экономического анализа. Концепция Норта со­стояла в выяснении роли институтов и институциональных изменений в эко­номическом прогрессе. Эта проблема с начала 90-х годов XX в. заняла главное место среди современных экономических теорий.

В 1991 г. Норт опубликовал свою следующую известную работу «Трансакционная теория государственной политики». Она посвящена кон­кретному аспекту уже упоминавшейся глобальной проблемы: почему «по­литический рынок» менее эффективен, чем «экономический». Использу­емые Нортом категории и сама постановка проблемы говорят о том, что он задействует и удачно сочетает между собой и неоклассические, и институциональные методы и инструменты. С их помощью Норт проводит сравни­тельный анализ политической и экономической системы. Он считает, что в экономике субъекты используют объективные критерии (размер, вес, цвет} для оценки физических свойств блага, а также законодательные критерии для оценки соответствующего «пучка» прав собственности. Соблюдение заранее известных правил игры при этом отслеживается третьей стороной (государством), а конкуренция служит весомым стимулом к снижению трансакционных издержек. Несмотря на все эти положительные факторы затраты по трансакциям в рыночной экономике все же достаточно велики.

Политический рынок куда менее эффективен. Обмену здесь подле­жат «обещания отдать свой голос», при этом сам избиратель не имеет стимула к тому, чтобы быть полностью информированным (вероятность того, что его голос что-то решит, ничтожна), никто не может выступить в качестве беспристрастного арбитра, а конкуренция всегда несовершенна. Сложность решаемых политическим рынком задач (вместе с недостатком информации и другими факторами) приводит к тому, что верх берут опре­деленные стереотипы, идеологии и т.п. Таким образом, эффективность политического рынка снижается за счет его структуры и сложности объекта обмена.

Д. Норт в 1996 г., выступая на конференции, посвященной пробле­мам экономических реформ в России, дал рекомендации. Для достижения успехов он рекомендует решить три задачи:

1) привыкнуть к переменам и осваивать новые механизмы;

2) преодолевать негативные последствия перемен и ошибок;

3) сохранять главное из наследия прошлого.

 

Американский экономист Мансур Олсон сравнил эксплуататор­ское государство с «оседлым бандитом», который отбирал часть дохода у населения. По сравнению с анархией или ситуацией, когда государ­ство отсутствовало, например, при переделе власти «бандитами-гаст­ролерами», эксплуататорское государство более эффективно, поскольку отбиралась только часть дохода, а не весь, оставляя стимулы к хозяйствованию. Помимо этого, государство как «оседлый бандит» защища­ло своих подчиненных от сторонних бандитов. Борьба за власть на дан­ной территории между правителями - всегда худший вариант для на­селения, чем монопольная власть одного из них. В истории эти процессы хорошо видны в условиях феодальной междоусобицы, которая была совершенно не эффективной по сравнению с централизованным силь­ным государством.

Таким образом, и в контрактной, и в эксплуататорской теориях функции государства одинаковые — это установление и перераспреде­ление прав собственности своих подчиненных. Разница между этими двумя моделями заключается в способе реализации государством вла­стных функций и в том, кто получает выгоду в процессе защиты и спе­цификации правомочий.

В модели контрактного государства защита прав собственности осуществляется в интересах граждан. В результате деятельности госу­дарства увеличивается выгода каждого отдельного человека, посколь­ку защиту своих интересов люди делегируют государству. Государство как централизованный орган выполняет эти функции с наименьшими издержками.

В модели эксплуататорского государства распределение и защи­та прав собственности осуществляются в интересах правящей социаль­ной группы, клана. Соответственно выгоду или доход получает господ­ствующая группа в качестве платы за монопольное право на власть, на насилие.

 

СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА.Существует также синтетическая теория государства, объединя­ющая подходы контрактной и эксплуататорской моделей. Созда­телем этой теории стал также Д. Норт,

Суть синтетической теории заключается в том, что основной целью государства является максимизация дохода, даже при помощи насилия или установления неэффективного распределения прав соб­ственности в стране. Государство также стремится получать добро­вольные платежи населения, что возможно только при условии ока­зания государством обществу «услуг», полезных для всех. Соединение этих противоречивых задач происходит фактически в любом государ­стве. Стремясь к увеличению своих доходов, государство вынуждено корректировать налоговое бремя, чтобы граждане и производители не прятали свои доходы в теневую экономику или вообще не вывози­ли их за рубеж.

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ.Для поведения государства характерна стратегия монополиста, проводящего политику дискриминации цен. Суть ее заключается в реализации товаров и услуг для разных категорий граждан по различной цене. Государство склонно распределять налоговое бремя и права собственности в обществе неравномерно. Критерием распределения является «договорная сила» социальных групп населения. Иначе говоря, возможность «ухода» из-под государственной власти, воздействие на нее. В результате государство распределяет права собственности в пользу наиболее сильных социальных групп, как правило, с ущербом для всего общества. Например, в России издавна наиболее приближенным ко двору персонам, фаворитам предоставлялось монопольное право на торговлю или производство. Взамен государь получает личную преданность и поддержку своих подданных. Сталкиваясь с решением противоречивых задач, государство склонно ради сохранения своих доходов устанавливать неэффективное распределение прав собственности в обществе, что является чиной затухания экономического роста.

История подтверждает тот факт, что большинство политических режимов наталкивалось на ограничения экономического развития страны потому, что неэффективное распределение прав собственности приводило к нерациональному использованию ресурсов.

Можно сделать вывод, что с точки зрения институциональных теории смена политических режимов в странах связана с решением главных проблем:

1) максимизация доходов государственной казны;

2) распределение прав собственности с учетом лоббистской силы разных социальных групп;

3) обеспечение эффективного использования ресурсов страны.

 


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!