Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: меры государства по защите природы



Государство регулирует внешние эффекты при помощи корректирующих субсидий и корректирующих налогов.

В России в соответствии с Законом об охране окружающей природной среды установлены нормативы допустимого загрязнения в виде пре­дельно допустимой концентрации вредных веществ, предельно допусти­мых выбросов и сбросов вредных веществ, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.

Задача государства сводится к периодическому контролю за соблю­дением этих норм предприятиями. Такой способ регулирования внешних эффектов предполагает использование возможностей технического конт­роля за состоянием окружающей среды. Вместе с тем он ограничивается этими техническими возможностями.

Однако в разных регионах сложились различные экологические ситуации, которые требуют специального подхода. Правительством Российской Федерации установлены коэффициенты, учитывающие эко­логические факторы. В соответствии с этими коэффициентами проводятся различия между экологической ситуацией в отдельных экономи­ческих районах страны с учетом различий загрязнения атмосферного воздуха, почвы и сезонной миграции сусликов из засушливых райо­нов. Кроме того, уровни загрязнения дифференцируются по бассей­нам основных рек. Например, уровень коэффициента экологической ситуации выше для центрального района, Уральского, Поволжского. Эти коэффициенты увеличиваются на территориях национальных пар­ков, курортных регионов, для природопользователей крупных промыш­ленных центров.

Очень показательным примером может служить подход к решению проблемы зашиты озера Байкал. Зашита озера обеспечивается отдель­ным федеральным законом, который определяет достаточно четкие гра­ницы экологических зон, виды деятельности, запрещенные или ограни­ченные на Байкальской природной территории, а также специальные нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал. Однако этот опыт не может быть
распространен на всю страну, хотя бы ввиду высокой стоимости его ре­ализации, которая оправдывается только уникальностью озера Байкал. Более того, этот подход не обеспечивает экономической эффективности для других районов.

 

КОРРЕКТИРУЮЩИЕ СУБСИДИИ РЕГУЛИРУЮТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ.Корректирующие субсидии регулируют положительный внешний эффект и выплачиваются потребителям или производите­лям товаров и услуг. Корректирующая субсидия позволяет транс­формировать положительный внешний эффект при помощи снижения цены для потребителя и увеличения спроса. Наибо­лее часто положительные внешние эффекты возникают в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, создания новых технологий (НИОКР). В мировой практике распространено суб­сидирование названных сфер деятельности. Инвестиции в научные исследования увеличивают производ­ственные возможности не только фирмы и рабочего, в которого эти инвестиции непосредственно вложены, но также и производственные возможности других фирм и их сотрудников. Происходит обмен зна­ниями между фирмами или сотрудниками, использующими новую тех­нологию.



Примером могут служить компании с высокотехнологичный производством, которые размещаются в непосредственной близости друг от друга в специальных районах, таких, как «силиконовая доли­на» около Сан-Франциско, Рут-128 около Бостона в США.

В России определенные шаги в этом направлении были сделаны еще во времена СССР, когда были созданы научные города (Дубна), а также множество закрытых городов, занимавшихся секретными на­учными исследованиями. В настоящее время перед государством сто­ит задача субсидирования научных проектов для госпредприятий, поддержки фирм, активно использующих новейшие научные разра­ботки отечественных ученых. В этом случае налоговые преимущества могут быть основным средством при проведении политики, направ­ленной на увеличение расходов на НИОКР. необходимо поддержи­вать инфраструктуру научных городов, обеспечивать нормальные; условия работы и жизнедеятельности ученых. В правовой сфере уси­лия государства должны быть направлены на защиту прав интеллек­туальной собственности, принятие соответствующих законодатель­ных актов.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВОМ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ.Проблема регулирования отрицательных внешних эффектов заключается в использовании корректирующего налогообложения, благодаря которому происходит трансформация внешнего эффекта. Это приводит к тому, что цена продаваемого товара рас­тет, а объем продаж сокращается. В современном мире с высо­ким уровнем развития промышленности особенно важным ста­новится регулирование уровня загрязнения природной среды. В целях обеспечения условий для комфортного проживания на­селения государству необходимо выработать правильную стра­тегию в борьбе с загрязнением окружающей среды и проводить эффективную политику в этой области.



Существуют четыре способа сокращения вредных выбросов в окру­жающую среду.

Первый способ — это установление законом норм или стандар­тов по вредным выбросам, иначе говоря, предельных концентраций вредных веществ в промышленных отходах. К недостаткам этого спо­соба можно отнести то, что установление стандартов на выбросы раз­решает в определенных пределах сбрасывать вредные вещества; уста­новление единых для всей страны норм не учитывает степень остро­ты экологической проблемы в различных регионах и не стимулирует снижение производителями существующего уровня загрязнения. Кроме того, отдельные фирмы и общество в целом несут значитель­ные потери.

Второй способ — это введение платы за выбросы. Эта система более гибкая, о чем свидетельствует опыт ее применения в ФРГ. Она спо­собствует сокращению общего объема вредных выбросов.

Третьим способом сокращения загрязнения окружающей среды является так называемый «бабл-принцип», когда ограничения на вы­брос устанавливаются для целого предприятия или группы. В отрас­лях с высокими природоохранными издержками это позволяет сэко­номить значительную часть расходов на охрану среды в результате более высокой степени очистки там, где эти меры дешевле.

Четвертый, один из новых методов регулирования загрязнения окружающей среды, — продажа прав на загрязнение окружающей среды. Этот способ в настоящее время успешно применяется в США. Государство определяет объем вредных выбросов, допустимых в дан­ном регионе, и продает на них соответствующие права в форме лицен­зий с аукциона. Предприятия и фирмы получают возможность обме­ниваться правом на выброс загрязняющих веществ в рамках общего лимита на загрязнение.

В России в настоящее время используются два способа регули­рования уровня загрязнения внешней среды — установление норм за­грязнения (например, предельно допустимых концентраций (ПДК) ядовитых веществ) и плата за выбросы.

 

ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: законодательный механизм зашиты окружающей среды

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей природной среды», опуб­ликованному в 1991 г., задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды являются;

• установление лимитов загрязнения выбросов и сбросов загрязня­ющих веществ в окружающую природную среду;

• установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду;

• предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а так­же гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими ма­лоотходных и ресурсосберегающих технологий, осуществлении эффектив­ных мер по охране окружающей природной среды.

Применяемые в России а настоящее время способы уменьшения за­грязнения не являются достаточно эффективными, так как они требуют от государства больших затрат, связанных с проверкой качества окружающей среды, соблюдения установленных норм, взиманием штрафов или предоставлением субсидий, а также взиманием платы за загрязнение. Однако в России, видимо, применение более эффективных способов еще невозможно. Введение «бабл-принципа» в современных условиях риско­ванно, так как нет уверенности, что владельцы предприятий смогут дого­вориться друг с другом о внедрении очистных технологий, не прибегая к нерыночным методам, а государство не может гарантировать защиту вла­дельцев компаний.

Также в России затруднен контроль уровня загрязнения путем про­дажи прав на загрязнение. В ситуации, когда рынок недостаточно развит и отсутствует спецификация прав собственности, обмен акциями на пра­во загрязнения между предприятиями будет сопряжен с рядом особенно­стей. К ним относятся неуверенность в надежности участников рынка, неполнота информации, трудности поиска подходящего партнера.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!