Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






НЕЗАКОННЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, ПЕРЕВОЗКА, ИЗГОТОВЛЕНИЕ, ПЕРЕРАБОТКА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ



 

Непосредственный объект преступления– здоровье населения.

Предмет преступления :

наркотические средства– вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ;

психотропные вещества– вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ;

аналоги наркотических средств и психотропных веществ– запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК РФ)

Объективная сторона заключается в незаконном:

приобретении– их получение любым способом, в том числе покупка, получение в дар, а также в качестве средства взаимозачета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или их частей, сбор остатков находящихся на неохраняемых полях посевов указанных растений после завершения их уборки;

хранении– действия лица, связанные с незаконным владением этими средствами или веществами, в том числе для личного потребления;

перевозке– умышленные действия лица, которое перемещает без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги из одного места в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта, совершенные с использованием любого вида транспорта или какого-либо объекта, применяемого в виде перевозочного средства, а также в нарушение общего порядка перевозки указанных средств и веществ, установленного ст. 21 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

изготовлении– совершенные в нарушение законодательства РФ умышленные действия, в результате которых из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;



переработке– умышленные действия по рафинированию (очистке от посторонних примесей) твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо повышению в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества, а также смешиванию с другими фармакологическими активными веществами с целью повышения их активности или усиления действия на организм. Субъективная сторонахарактеризуется прямым умыслом и отсутствием цели сбыта. Субъект преступления– общий.

 

Объектом преступления являются общественные отношения по рациональному использованию и охране водных живых ресурсов.

Предмет преступления - рыбы, другие водные животные, а также промысловые морские растения (например, морская капуста - ламинария). К водным животным относятся морские млекопитающие (моржи, тюлени, нерпы, дельфины и др.), ракообразные (раки, крабы, креветки и др.), моллюски (кальмары, осьминоги, гребешки, мидии, устрицы и др.), иглокожие (трепанги, морские ежи, морские звезды и др.), кишечнополостные водные организмы. Водоплавающие птицы, а также водоплавающие пушные звери (выдра, ондатра, речной бобр, нутрия, выхухоль, белые медведи и др.) к водным животным по смыслу ст. 256 УК РФ не относятся. Их незаконная добыча квалифицируется как незаконная охота.

Предмет посягательства по ч. 2 статьи 256 УК РФ - морские котики и морские бобры (иное название - каланы, морские выдры, камчатские бобры).

Предмет преступления образуют только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии. Рыба или иные водные животные, выращиваемые рыбозаводами, рыбхозами, колхозами и иными хозяйствующими субъектами в специально устроенных или приспособленных водоемах, рыба, добытая этими организациями или хотя бы и находящаяся еще в сетях и иных ловчих устройствах, могут быть предметом хищения чужого имущества, так как в этих случаях предмет посягательства обособлен трудом добытчика от естественной природной среды и приобрел качество товара (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»2).



С объективной стороны преступление выражается в незаконной добыче, если это деяние совершено при наличии хотя бы одного из указанных в статье признаков. Незаконной признается добыча без разрешения, в запретное время, в недозволенных местах или недозволенными орудиями, приемами и способами.3

Содержание признаков состава преступления в законе не раскрыто, поскольку диспозиция статьи 256 УК РФ имеет бланкетный характер. Для их установления необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок добычи рыбы и других водных животных, а также морских промысловых растений. К числу основных из них относятся: Конвенция о биологическом разнообразии; Федеральные законы от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»4, от 22 марта 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»5, от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»6; Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. № 13. К таким нормативным актам также относятся: Постановление Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 г. № 3799-1 «О ратификации Конвенции о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана»; Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 852 «О правилах, сроках и перечнях запрещенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» и др.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Среди мотивов совершения преступления преобладают корыстные (более 50%).
Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет. Действия работников органов рыбоохраны, промысловых и рыбохозяйственных организаций, органов власти, использующих свое служебное положение для занятия незаконной добычей животных и растений вод, надлежит квалифицировать только по ч. 3 комментируемой статьи (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.98 N 14).

83 Незаконная охота

Объектом преступления являются общественные отношения, связанные с охраной животного мира как части национального богатства России, с сохранением и выживанием популяций животных и птиц, с достижением экологического их равновесия.
Предмет данного преступления – дикие звери и птицы, которые находятся в естественном состоянии свободы и существование которых не зависит от человека.
Объективная сторона преступления – грубое нарушение правил охоты, совершенное: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения зверей и птиц; в отношении зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена; на территории заповедника, заказника либо в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Охота как вид человеческой деятельности регламентируется довольно обширным законодательством, которое формулирует определенные правила ведения охоты .
Незаконной считается охота, которая проводится без соответствующего разрешения, вопреки специальному запрету, не имеющим права на охоту лицом, без лицензии, вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

Состав преступления, сформулированный в п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ – незаконная охота с причинением крупного ущерба, – является материальным, то есть необходимо установить наступившие послед-ствия – причинение крупного ущерба. Для установления крупного ущерба следует исходить из стоимости добытого, исчисленного по специальным таксам вреда, нанесенного особо охраняемым терри-ториям и объектам природы. Крупным следует признавать ущерб от незаконной добычи зубра, лося или оленя . Окончательно ущерб определяет суд с учетом всех обстоятельств преступления.
Другие составы незаконной охоты, сформулированные в пунктах «б», «в», «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ, являются формальными, и по ним наступает уголовная ответственность вне зависимости от результатов незаконной охоты.
Субъективная сторона незаконной охоты заключается в том, что преступление совершается с прямым умыслом – лицо осознает, что охотится незаконно, и желает этим заниматься.
Субъект преступления – физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
В ч. 2 ст. 258 УК указаны квалифицирующие признаки незаконной охоты, что влечет за собой более строгое наказание: незаконная охота, совершенная лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

При привлечении лица за незаконную охоту не требуется дополнительной квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за должностные преступления либо за злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка – нарушение правил охоты – следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации .

84. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Непосредственным объектомданного преступления является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ "О безопасности дорожного движения" от 15 ноября 1995 г., безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Предмет преступления — автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие "другое механическое, транспортное средство" частично раскрывается в примечании к данной статье, где говорится о троллейбусах, тракторах и иных самоходных машинах, мотоциклах и иных механических транспортных средствах. Содержание термина "механическое транспортное средство" шире содержания термина "самоходная машина"; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины (Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г.). Таким образом, нарушения правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см, и имеющем максимальную скорость не более 50 км в час, не охватываются данной статьей. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Иными самоходными машинами признаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.).

Лицо, управляющее транспортным средством или иной самоходной машиной, может нести ответственность по ст. 264 УК в том случае, когда транспортное происшествие связано с нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Если же указанное лицо нарушило правила производства определенных работ, правила техники безопасности или иные правила охраны труда, хотя эти нарушения и были допущены во время движения машины, то действия виновного подлежат квалификации не по ст. 264 УК, а по ст. 143 УК, а в соответствующих случаях — по статьям о преступлениях против жизни и здоровья граждан, уничтожении или повреждении имущества.

П. находился на закрепленной за ним автомашине на территории базы передвижной механизированной колонны. Заведующая складом Т. попросила его с помощью автомашины подтолкнуть ближе к складу стоявший на путях железнодорожный вагон. П. согласился выполнить эту работу и подъехал к вагону. С помощью бревна, которое держали грузчики В. и Ф. он, подавая назад автомашину, пытался сдвинуть вагон. В этот момент бревно упало на землю, и кузовом машины, которая продолжала движение, грузчик В. был прижат к вагону. От полученных повреждений он скончался.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР, изменив по протесту прокурора приговор суда, в определении указала, что смерть потерпевшего В. наступила не в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а в процессе выполнения работ, не являющихся транспортными. Действия виновного, выразившиеся в несоблюдении правил техники безопасности при проведении таких работ и повлекшие гибель человека, следует расценивать как неосторожное убийство.

Действия тракториста, совершившего наезд на потерпевшего, наоборот, были необоснованно квалифицированы по ст. 106 УК РСФСР (неосторожное убийство).

К. в нетрезвом состоянии намеревался ехать на тракторе в лес за дровами. Вместе с ним в кабине находился его брат В. Решив выехать с места стоянки трактора через лежащие у дома хлысты, К. развернул трактор на месте и поехал по ним. Проехав шесть метров, трактор соскользнул с хлыстов, зацепил за них рамой и стал буксовать. Чтобы съехать с хлыстов, К, предложил брату В. подложить под гусеницы кряжи. Когда В. стал подкладывать кряж под левую гусеницу, К. включил заднюю передачу, чтобы подать трактор назад. В. стал подталкивать ногой кряж, и в этот момент его ноги затянуло под гусеницу. От полученных телесных повреждений потерпевший на следующий день умер.

Верховный Суд РСФСР, отменяя по протесту прокурора все состоявшиеся по делу судебные решения, исходил из того, что имело место транспортное преступление, а не преступление против личности. При новом рассмотрении дела К. был осужден по ч, 2 ст. 211 УК РСФСР (ст. 264 УК РФ).

Объективная сторонапреступления выражается: 1) в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; 2) в наступлении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо в причинении крупного ущерба; 3) в причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

Дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
  • соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
  • программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (Закон "О безопасности дорожного движения").

Дорожное движение регламентировано специальным нормативным актом — Правилами дорожного движения Российской Федерации, введенными в действие 1 июля 1994 г., а эксплуатация транспортных средств — Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения от 23 октября 1993 г. Кроме того, существуют правила (инструкции, наставления, указания) технической эксплуатации для отдельных видов транспортных средств, учитывающие их специфику, правила перевозки пассажиров и грузов на некоторых видах и типах транспортных средств и т. д.

Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, иначе говоря, определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения (например, водное). Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Следовательно, речь идет о движении, которое осуществляется не только по "дорогам", но и в иных местах: во дворе, на закрытых производственных территориях, в поле, на строительных площадках, автомобильных стоянках, железнодорожных переездах и т. п.

Уголовная ответственность по данной статье наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Нарушение правил дорожного движения может выражаться в превышении скорости, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков и т. д., управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т. п.

Эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройство тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т. д. (Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств). Игнорирование указанных запретов образует нарушение правил эксплуатации транспортного средства. Последнее может проявляться и в несоблюдении правил перевозки пассажиров или перевозки груза, правил технической эксплуатации и содержания подвижного состава автомобильного транспорта и др.

Правилами учета все происшествия подразделяются на 9 видов:

1. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным на путях) транспортным средством.

2. Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий.

3. Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановившееся транспортное средство относится к столкновению).

4. Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, мачта, строительные материалы, ограждение и т. д.).

5. Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся и такие происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, бревна, кирпичи и т. д.).

6. Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

8. Наезд на животных — происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9. Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К их числу относятся: сходы трамвая с рельсов (не вызвавшие столкновение или опрокидывание); падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство; наезд на лиц, не являющихся участниками движения; наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо); падение пассажиров с движущегося транспортного средства или в салоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется Правилами учета дорожно-транспортных происшествий от 24 апреля 1984 г. Правилами предусмотрено, что к числу погибших относятся люди, не только умершие на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм в течение 7 суток с момента дорожно-транспортного происшествия. К раненым относят каждого пострадавшего в происшествии, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.

В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД Российской Федерации, включаются все дорожно-транспортные происшествия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые люди. Остальные регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами — владельцами транспортных средств.

Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Действия водителей транспортных средств, повлекшие указанные в данной статье последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, а при погрузке или выгрузке грузов, ремонта транспортного средства, производстве строительных работ, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве определенных работ.

В литературе часто встречается утверждение, что характерной особенностью рассматриваемого преступления является утрата контроля за транспортным средством, наличие так называемого периода его неуправляемости.

Действительно, иногда в силу объективных неблагоприятных условий, дефицита времени, отсутствия должного мастерства или по другим причинам водитель не может контролировать либо прервать развитие событий, предотвратить наступление вредных последствий, но это не дает оснований для подобного вывода. Нет, например, периода неуправляемости в ситуации, когда водитель, не убедившись в безопасности, начинает движение, задним ходом и совершает наезд на потерпевшего. Аналогичное положение складывается и при нарушении правил перевозки пассажиров и т. д.

К последствиям преступления согласно закону относятся: 1) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; 2) причинение крупного ущерба. Содержание первого последствия раскрывается в ст. 111 и 112 УК, а второго — исходя из конкретных обстоятельств происшествия. Это может быть уничтожение или существенное повреждение транспортного средства либо груза, гибель животных и т. д.

При рассмотрении дел о преступлениях, квалифицированных по ч. 1 ст. 264 УК, в связи с причинением крупного ущерба суды не должны ограничиваться в приговорах общей ссылкой на то, что виновным причинен крупный ущерб, а указывать конкретный размер ущерба и мотивы, по которым он признан крупным.

Между нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства и наступившими последствиями должна существовать причинная связь.

Майкопским районным судом Республики Адыгея О. осужден по ч. 3 ст. 211 УК РСФСР (ст..264 УК РФ).

Отменяя в отношении его судебное решение, Верховный Суд РФ сослался на то, что причиной автотранспортного происшествия явилось превышение потерпевшим — водителем Б., находившимся в состоянии опьянения, скорости движения, в связи с чем он не принял своевременных мер к торможению вплоть до полной остановки автомашины перед ясно видимым препятствием, допустив столкновение, повлекшее гибель его самого и пассажира. Между нарушением Б. Правил дорожного движения и наступившими последствиями имеется причинная связь. В свою очередь, допущенное О. нарушение не является причиной дорожно-транспортного происшествия, поэтому в его действиях отсутствует состав преступления.

Субъективная сторонапреступления в силу прямого указания закона характеризуетсянеосторожным отношением к наступившим последствиям. Лицо, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение(легкомыслие); лицо, управляющее транспортным средством, нарушая правила дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, не предвидит возможности наступления указанных в законе последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Мотивы и характер допущенного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, отношение виновного к этим нарушениям должны учитываться при выборе вида и размера назначаемого наказания.

Субъектомпреступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством. Отсутствие водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством не имеет значения для решения вопроса об уголовной ответственности.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!