Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Социологические аспекты правотворческого процесса



Под правотворческим процессом понимается госу­дарственная и общественная деятельность, направлен­ная на образование, развитие и совершенствование правовых норм.

Процесс правотворчества включает в себя две ста­дии. Первая стадия составляет как бы подготовитель­ный этап разработки правового документа. В ходе ее осуществляется предварительное формирование зако­нодательной воли, пока еще не порождающее право­вых последствий. На второй стадии происходит пре­вращение законопроекта в закон. С этого момента на­ступают правовые последствия этого нормативного акта, связанные с его общеобязательностью.

Однако правотворческий процесс имеет и соци­альные корни и основания. Обычно закон разрабатыва­ется затем, чтобы юридически санкционировать уже фактически сложившиеся и используемые в «живо.м праве» нормы. Хотя во многих случаях правотворчес­кие органы действительно разрабатывают новые, ра­нее не существовавшие нормы и правила.

Ход правотворческого процесса более детально можно представить в виде последовательности ряда этапов:

1. Предварительный этап, включающий в себя:

— осознание и осмысление существования объективных социальных, экономических, политических, идеологических, психологических факторов, требующих разработки этого закона;

—кристаллизацию и осознание интересов социальных классов, слоев и групп, которым предстоит выразиться и оформиться юридически в данном правовом документе;

—осмысление возможных социальных перспектив, связанных с принятием закона и его будущим действием, а также распределения политических сил, которые будут выступать в поддержку или против готовящего­ ся законопроекта.

 

2. Этап подготовки текста, заключающийся в непосредственной работе над ним, внесении поправок, уточнении формулировок.

3. Этап обсуждения проекта, в ходе которого проект публикуется в печати, тиражируется средствами массовой информации и доводится до сведения рядовых граждан.

4. Этап вынесения проекта на рассмотрение законодательного органа, в ходе которого в законопроект вносятся существенные изменения и поправки, призванные адаптировать его содержание к требованиям и интересам различных представленных в законодательном органе социальных групп.

5. Этап обсуждения проекта в законодательном орга­
не,
в ходе которого законопроект приобретает окончатель­
ную форму и проходит через процедуру голосования.

5. Этап вступления законодательного акта в силу.



С момента вступления в силу он становится законом, обязательным для исполнения всеми членами общества.

Правотворческий процесс на всех этапах своего хода представляет не только правоведческий, но и социоло­гический интерес. Во-первых, будучи по своей природе социальным явлением, он реализует определенные ин­тересы социальных групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. Во-вторых, для социологии важно понять, какие именно факторы социального характера влияют на содержание право­творчества, какие именно из фактически сложившихся социальных норм получают законодательное оформле­ние и подкрепление. Немаловажно и то, какие слои и группы непосредственно участвуют в обсуждении за­конопроекта, каково содержание вносимых при обсуж­дении поправок и замечаний, в какой степени и какие именно поправки оказываются в конечном счете учтен­ными и входят в окончательную редакцию закона.

Социологи исследуют влияние на правотворческий процесс социальной стратификации, например, влия­ние социальной принадлежности на избрание присяж­ных и на принимаемые ими судебные решения. Соглас­но Л. Мейхыо, к примеру, представители американс­кого среднего класса имеют больше вероятности быть избранными в коллегии присяжных и получить в них более высокий статус, а следовательно, получить воз­можность более активно воздействовать на судебное нормотворчество.

Раздел социологии права, изучающий социальные аспекты законотворческого процесса, называется со­циологией законодательства. Социологию законодательства можно определить как комплекс теорети­ческих и эмпирических социологических исследований законотворчества. В рамках социологии законодатель­ства выделяется предзаконодательная, собственно за­конодательная и послезаконодательная социология.

В сферу изучения предзаконодательной социологии попадают вопросы, связанные с состоянием обществен­ного мнения перед принятием того или иного законода­тельного акта, а также с подготовкой населения к пред­стоящим неизбежным изменениям в законодательстве.



Послезаконодательная социология исследует от­ношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия последних. Зачастую принятые парламентом законодательные акты, в которых, как казалось до их принятия, общество остро нуждается, на практике вдруг оказываются неэффективными. Послезаконодательная социология занимается выявлением причин такой не­эффективности законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному отправлению их функ­ций. Она решает эти задачи путем периодических ста­тистических исследований и опросов, позволяющих выявить масштабы неприменения существующих за­конов и обратить на них внимание общественного мне­ния и правоохранительных органов.

Социология законодательства в собственном смыс­ле слова занимается непосредственным социологичес­ким обеспечением законотворческого процесса: разра­боткой социальных прогнозов развития общественных потребностей в создании тех или иных правовых норм; научно-практическим исследованием содержания зако­нопроектов; организацией и проведением опросов и анкетирований, позволяющих сделать обоснованные вы­воды об отношении общественного мнения к тем или иным законодательным инновациям.

Согласно К- Кульчару, социологические исследова­ния в области правотворчества ведутся преимуществен­но в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как конкретной со­циальной структурой и действующим в нем правом; изучение динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая кор­ректировка практики нормотворчества.

Критическая функция социологии права, являюща­яся неотъемлемым элементом последнего направления, часто вызывает неудовольствие у представителей дог­матического правоведения, поскольку они усматрива­ют в ней потенциальную опасность подрыва существу­ющего законодательства и ослабления доверия к нему со стороны населения. Тем не менее практика показы­вает, что без участия социологии в правотворческом процессе очень велика вероятность того, что принима­емые законы окажутся неэффективными, «мертвыми», и лягут на полку. Кроме того, чрезвычайно опасна для общества практика негласного введения и использова­ния директив и подзаконных актов, фактически проти­воречащих духу существующего законодательства и ограничивающих права индивидов, как это было в со­ветском государстве, где серьезнейшие массовые на­рушения прав и свобод личности осуществлялись в обход положений Конституции. Так, например, нигде в зако­нодательстве прямо не говорилось о том, что граждане СССР не имеют права по своему желанию покидать пределы страны, однако на практике дело обстояло именно таким образом.

. Социологическое изучение права необходимо также и для того, чтобы обеспечить гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворчества и имею­щихся социальных проблем, требующих законодатель­ного решения. Так, в советском обществе долгое время замалчивалось само существование таких явлений, как проституция или наркомания, и в силу этого никаких попыток решить эти нарастающие проблемы не пред­принималось.

Современная российская действительность, с одной стороны, характеризуется неизмеримо большей глас­ностью и открытостью в отношении существования та­кого рода социальных проблем и работы с ними. Одна­ко, с другой стороны, происходящие в настоящее вре­мя процессы и возникающие тенденции в законотвор­честве требуют непосредственного и широкого вмеша­тельства социологии для изучения и поисков путей пре­одоления формирующихся недостатков и пороков в при­нятии законов.

Среди подобных насущных проблем в первую оче­редь следует назвать такое явление, как лоббизм, то есть образование теневых групп, объединяющихся по общим политическим и экономическим интересам и ока­зывающих направленное давление на законотворчес­кий процесс посредством прямого подкупа.

Кроме того, все в большей степени проявляется без­действенность существующих законов по отношению к лицам, обладающим капиталами, социальным влияни­ем и близкими к власти. Социология законодательства должна исследовать причины этого явления и фиксиро­вать факты подобных «исключений из правил».

Наконец, важной задачей социологии законодатель­ства в современной России является выявление типич­ных форм нарушения действующих законов, анализ их социальных причин и детерминирующих факторов. Для настоящего времени такими типичными нарушениями законодательства являются неприменение норм, зафик­сированных в Конституции РФ, произвольные толкова­ния смысла конституционных положений, несоблюде­ние установленных в Конституции процедур принятия решений и т.д. Особенно уязвима законодательная прак­тика, связанная с развитием рыночной экономики. В ходе экономических реформ было издано множество зако­нов, регулирующих те или иные аспекты предпринима­тельской деятельности, рыночных отношений, привати­зации и охраны частной собственности граждан. На практике сложилось так, что большинство этих законов созданы и действуют без учета содержания друг друга, зачастую даже противоречат друг другу в различных своих частях. Кроме того, ряд законов, и прежде всего налоговое законодательство, разрабатывались без уче­та специфики российской экономической ситуации, в силу чего выполнение многих из них просто фактически невозможно, так как ведет к банкротству предприни­мателя.

Именно поэтому множество принятых законодатель­ных актов остаются бездействующими, а население на практике с легкостью находит способы благополучно их обходить. Например, неуплата налогов или уплата их не в полном объеме стала, пожалуй, наиболее типич­ной и массовой формой правонарушения в современ­ном российском обществе. Налоговые правонарушения в современном российском обществе коренным обра­зом отличаются по своему масштабу и распространен­ности от соответствующих правонарушений в других обществах с рыночной экономикой. Статистические данные позволяют сделать вывод, что в настоящее вре­мя налоговые правонарушения вышли за рамки обыч­ного частного противоправного поведения и преврати­лись в атрибутивную характеристику российского об­щества. Это диктует особую необходимость в исследо­вании феномена противоправного поведения в сфере налогообложения средствами не только криминологии и правоведения, но и экономической и юридической социологии.

Применяя социологическую методологию к иссле­дованию налоговых правонарушений, специалисты стал­киваются с необходимостью признать их принципиаль­ную функциональную амбивалентность, свойственную всякому девиантному поведению. Налоговые правона­рушения представляют собой не просто негативное со­циальное явление, но и попытку противоправной по характеру компенсации возникших в обществе дисфун­кций, и свидетельство того, что такие дисфункции име­ют место.

Социологический анализ выявляет ряд разноприрод-ных факторов, оказывающих стимулирующее воздей­ствие на формирование устойчивой тенденции к деви­антному поведению в сфере налогообложения. Среди таких факторов можно выделить экономические, поли­тические, правовые, организационные, мировоззренчес­кие, или психологические. К экономической группе факторов относятся непомерная высота налогов, сла­бая заинтересованность государства в развитии част­ного предпринимательства, особенно в малых формах, к организационной — недочеты в организации и работе налоговых органов, слабое их обеспечение ресурсами, к правовой — нестабильность и неопределенность на­логового законодательства, к мировоззренческой — на­саждение достижительной идеологии и формирование на этой основе у части населения ситуации внутренне­го конфликта, обусловленного невозможностью право­выми средствами достигнуть требуемого материально­го благополучия и социального успеха. Факторные ком­плексы взаимосвязаны между собой и поэтому для их нейтрализации требуется система мер, объединенных в рамках специальной программы, когда общие меры социального порядка, организационные, правовые и спе­циальные мероприятия смогут обеспечить социальное предупреждение налоговых правонарушений.

В данном случае мы видим, как реализуются иссле­довательские возможности социологии законодательства по отношению к конкретным законам и их практичес­кому применению.

Социологические исследования в области законода­тельства различаются по степени сложности, будучи либо просто информационными, либо основанными на применении более сложных исследовательских техно­логий, таких, как моделирование или опрос.

Моделирование представляет собой разработку соци­ологом условной модели законопроекта и гипотетическое воссоздание ситуации, когда этот законопроект принят в качестве закона. Моделирование такой ситуации дает возможность предусмотреть возможные последствия при­нятия соответствующего закона, как ближайшие, так и отдаленные, а также возможные встречные влияния, по­пытки противодействовать его принятию, наложение и взаимодействие всех этих факторов в комплексе. Несом­ненное преимущество моделирования состоит в возмож­ности использования прикладных математических мето­дов, что повышает уровень точности и доказательности прогнозов. Однако применяя эту технологию к социоло­гии законодательства, необходимо помнить о сложности и многоплановости предмета исследования, о присущем этой сфере действии фактора неопределенности.

Метод опроса в сфере социологии законодательства является традиционным и широко применяется. В ос­нове его лежит признание того факта, что если законо­проект устраивает общественное мнение, то это свиде­тельствует о соответствии его реальным потребностям социальной практики. Справедливо считается, что если общественное мнение в ходе опроса склоняется к одоб­рению того или иного законопроекта, у последнего боль­ше шансов стать эффективным. Преимущество опроса как метода исследования применительно к социологии законодательства заключаются в том, что он позволяет выяснить мнение по поводу конкретного законопроекта различных социальных, половозрастных и этнических групп населения. Данные, полученные в результате опроса, могут существенно повлиять на принятие тех или иных законопроектов, разумеется, при условии, что законодатель примет их во внимание. Результаты игно­рирования общественного мнения часто бывают пла­чевными. Так, более 40% респондентов негативно оце­нили перспективы принятия акта об амнистии, кото­рый, тем не менее, в 1994 году был принят. Свое нега­тивное отношение опрошенные мотивировали тем, что выход на свободу такого большого числа заключенных приведет к росту преступности. Эти опасения оправ­дались: после амнистии показатели преступности в рос­сийском обществе действительно возросли.

Как пишет Э.В. Тадевосян, «для развития новой Рос­сии овладение хотя бы частью специалистов основами социологии права имеет большое научное, практически-политическое и воспитательное значение. Это связано прежде всего с тем, что страна переживает сложный и мучительный период перехода от тоталитарного беспра­вия к демократии и гуманизму, период формирования гражданского общества и правового государства/где право будет выступать не как средство, инструмент вла­сти узкой группы лидеров, позволяющее подавлять лич­ность и общество, маскировать и легитимизировать волю этих лидеров, а как незыблемая основа всей обществен­ной жизни и государственной политики, воплощающей всеобщие права человека, идеалы демократии и гуманиз­ма. В таких условиях изучение социологии права призва­но внести весомый вклад в утверждение высокой право­вой и политической культуры общества и государства»1.

1 Тадевосян Э.В. Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-гумгнитарные знания. 2000. №2. С.117.


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!