Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Право и другие нормативные системы



Право и миф.Наиболее древней нормативной сис­темой является миф. В совокупности с ритуалом миф представляет собой исторически первую мировоззрен­ческую парадигму, содержащую и передающую из поколения в поколение принятые обществом нормы поведения и взаимоотношений. Миф играет настолько важную роль в жизни архаических культур, что его мож­но определить как драматическое повествование, струк­турирующее всю жизнь общества. Это не индивиду­ально-личностное, а коллективно-общинное повествова­ние, к которому члены общины причастны именно бла­годаря своему членству в ней. Миф также обеспечива­ет необходимую интерпретативную парадигму, обрам­ляя повседневную деятельность индивидов своими ба­зисными паттернами. Кроме того, мифологические пат­терны содержатся в ритуале — действенно-практичес­ком компоненте архаического мировоззрения. Ритуал представляет собой форму социального поведения, ба­зирующуюся на феномене архетипического символиз­ма, затрагивающую ключевые ценности общества, обыг­рывающую дихотомию сакрального и профанного ив этом смысле представляющую собой практическую ре­ализацию мифологического мировоззрения. Точно так же, как язык является символической системой, пост­роенной по определенным правилам, так и ритуал представляет собой систему символических действий, кото­рая тоже строится на основе определенных правил. Хотя само понятие «ритуал» обычно используют для описа­ния конкретных форм поведения животных и людей, более глубокое исследование раскрывает нам, что ри­туальное поведение, с которым мы сталкиваемся в ис­тории и в различных культурах, присуще только чело­веку, как и способность к вербальному выражению, и изменения в ритуальных действиях обычно происходят параллельно с изменениями в языке. Ритуал и миф имеют общие черты: в основе того и другого лежат ба­зисные биологические или культурные программы дей­ствий; и миф, и ритуал выполняют коммуникативную функцию. Ритуальное поведение, несомненно, представ­ляет собой средство невербальной коммуникации. Ри­туальное действо, там, где оно сохраняет актуальность и явственность своего сакрального содержания, явля­ется одновременно экзистенциальным и космогоничес­ким. Будучи элементом древнейшей эпохи, когда дис­курсивное, вербализованное мышление не могло играть ведущей роли, ритуальное поведение отражает перво­начальную биопсихическую целостность человеческого мировосприятия, отождествляющего микрокосм и мак­рокосм. Нетрудно предположить, что первоначально периоды жизненных кризисов, перемены статуса, смер­ти, рождения, вступления в брак и т.д. требовали кон­такта с сакральным: в эти периоды человек был более уязвим и чуток, лишен защиты привычного социально­го статуса, ощущал неизбежность смерти и величие рода как надындивидуального начала. Поскольку субъектом ритуала в свое время становился каждый без исключения член общины, это давало возможность каждому пережить свой личный опыт общения с сак­ральным и сохранить на всю жизнь память об этом пере­живании. Ритуальное поведение соединяет символические и структурно-функциональные аспекты социально­го взаимодействия и формирует исходные социокуль­турные нормы как для всех основных институциональ­ных сфер, так и для макросоциального порядка. Риту­альное поведение через символическую трансформа­цию обеспечивает становление социальной иерархии и организации основных форм институциональной упоря­доченности (система власти, правила родства и брака, религиозно-культовая сфера и т.д.).



Ритуальная практика придает нормативный харак­тер жизни каждого индивида и общества в целом, рег­ламентируя повседневные занятия людей, внося в их существование необходимые запреты, полагая прегра­ды индивидуальному произволу. Так, важнейшей фун­кцией ритуала было отделение сферы сакрального от профанного, чистого от нечистого. Ритуал внедрял так­же нормы солидарности членов рода друг с другом, неприятия чужого, уважения к смерти и горю близких умершего, почитанию брачных уз и родителей, взаимо­отношений между полами, тендерного поведения взрос­лых мужчин и женщин.

Право и религия.Религия также представляет со­бой нормативную систему. Ее специфическими черта­ми являются следующие: религиозным нормам припи­сывается происхождение от сверхъестественного нача­ла, Бога; они доводятся до сведения людей через осо­бых избранных свыше лиц, получивших откровение, — пророков, или посредников между сакральным и профанным мирами; религиозные нормы абсолютны, они не допускают альтернатив или разночтений, и наруша­ющий их человек не подлежит оправданию; они не до­пускают также сомнений и опровержений, действуя как императивы; они предписывают определенные модели социального поведения на основе особого состояния души — веры. Мы уже говорили, что в первобытных обществах право еще не отличалось от религии, и это легко объяснить, если иметь в виду, что все мысли, все поведение тех людей диктовались верой в сверхъесте­ственное. Из этого следует, что предписания, которы­ми они руководствовались, как правило, очень строгие, влекли наказания сверхъестественного порядка. Лишь в результате постепенного процесса секуляризации — или под воздействием более передовых цивилизаций — право приобрело свой истинный характер, мир профан-ного отделился от мира духовного. В обществах совре­менного типа даже в религиозных законодательствах проводится различие между авторитетом правосудия и совестью. Собственно религия занимается вопроса­ми совести. Впрочем, было бы невозможно отождествить совесть и право как в смысле действий, которое оно рег­ламентирует, так и в смысле применяемых санкций.



Право и мораль.Различие между правом и мора­лью тоньше, поскольку и то и другое находится в одной и той же плоскости, правда, мораль, даже та, которую принято называть «социальной», имеет гораздо менее выраженный социальный характер, чем право. Ее ис­тинной областью является индивидуальное сознание, тогда как предписания права имеют непременно кол­лективный характер и касаются в равной степени как социальной группы, так и заинтересованного лица. Поэтому сфера применения норм морали отличается от области применения правовых норм, хотя это две смежные области. В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо — плохо, благород­но — низко). Нормы морали действуют через внутрен­ние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления и правовых сан­кций. Право и мораль являются важнейшими элемен­тами человеческого поведения и тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам. Сфера применения правовых оценок к морали зна­чительно уже, чем моральных к праву. Это объясняется тем, что моральные оценки универсальны, а правовые ограничены определенными сферами действительности. По сравнению с правом мораль одновременно и более требовательна, и менее требовательна. Если правовые предписания обычно не вторгаются в глубины сознания и оставляют без внимания намерения, касаясь лишь поступков и поведения, то для морали основным являет­ся намерение. Иными словами, множество аморальных поступков совершенно безразличны для права, ведь с точки зрения права «все, что не запрещено — разреше­но». Однако, с другой стороны, можно сказать, что пра­во имеет более принудительный характер, чем мораль, если иметь в виду наказание. Нарушение норм морали влечет за собой порицание. Его не следует сбрасывать со счетов, потому что осуждение или даже осмеяние могут иметь очень серьезные последствия, привести к психи­ческому расстройству, сломать карьеру и даже довести до самоубийства. Однако оно не так затронет судьбу преступившего нормы человека, как это сделает поста­новление органа государственной власти, например, осуждение по уголовному делу.

В то же время возможны и иные подходы. Напри­мер, польский исследователь А. Подгурецкий считает, что сфера морали является более широкой и включает сферу права как свою внутреннюю область. В пользу своей позиции он приводит следующие аргументы.

Правовое осуждение каких-либо деяний является по­казателем и морального их осуждения, в то время как моральное осуждение не всегда сопровождается тре­бованием применения правовых санкций против дан­ных деяний.

1. Чем сильнее правовое осуждение, тем сильнее осуждение моральное (при пересечении некоторого спе­цифического, качественно обозначенного барьера).

2. Работники систем правового контроля больше, чем кто-либо, заангажированы требованием наиболее точ­ной реализации формально-структурных требований данной правовой системы и при этом меньше, чем дру­гие, осуждают нарушение норм общественной жизни.

Поэтому Подгурецкий считает неправильным пред­ставление о смежном характере сфер права и морали как социальных регуляторов, которое можно изобра­зить в виде следующей диаграммы (здесь М означает мораль, а П — право):

В соответствии с этой диаграммой существуют три основных вида поведения людей, связанного с право­выми и моральными нормами:

а) поведение, которое подлежит исключительно моральной оценке;

б) поведение, которое подлежит исключительно правовой оценке;

в) поведение, которое подлежит как правовой, так и моральной оценке одновременно.

Согласно представлениям Подгурецкого, право и мо­раль соотносятся так:

Из второй диаграммы можно сделатьвывод, что всякое деяние, против которого применены правовые санкции, требует морального осуждения, вто время как лишь некоторые деяния, получившие моральное осуждение, попадают под действие правовых санкций.

Общественное мнение имеет тенденцию к проявле­нию моральных реакций втех случаях, когда считает, что данное явление должно регулироваться правом. В то же время не всякое поведение, которое сточки зрения общественного мнения имеет отрицательную моральную оценку, вызывает правовую реакцию в виде официальных правовых санкций. Другими словами, в общественном мнении существует сфера явлений, име­ющих чисто моральный характер, а такжесфера яв­лений, имеющих смешанный, морально-правовой ха­рактер; а явлений чисто правового характера не су­ществует1 .

1 См.: Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974. С. 256—257.

Натуральные обязательства.Мораль и право слиш­ком близки друг к другу, чтобы между ними не суще­ствовало промежуточной зоны. Так, например, в пра­ве известны неполные обязательства, называемые «на­туральными», которые снабжены полусанкциями в том смысле, что кредитор не может обращаться в суд с тем, чтобы добиться возвращения долга, а должник, выполнивший свое обязательство, не может со своей стороны утверждать, что он произвел оплату недолжно­го и требовать возмещения. Мораль прежде всего — это огромный резервуар, из которого черпает право. По мере его усовершенствования требования права становятся все более настоятельными и из обыкновен­ных обязанностей превращаются в обязанности юри­дические. Хотя и реже, но имеет место и обратный процесс; существуют правовые нормы, которые перестают подкрепляться юридическими санкциями и опи­раются лишь на сознательность.

Противоречия между правом и моралью.Тесные связи между моралью и правом могут в некоторых слу­чаях порождать конфликты. Может, в частности, слу­читься, что та или иная норма, установленная в право­вом поле, будет отвергаться членами сообщества из моральных побуждений, например, военными, которым отдали приказ выполнять то, что противоречит их ре­лигиозным или нравственным убеждениям (допустим, солдатами, по политическим или религиозным мотивам уклоняющимися от призыва, и т.д). Должна ли право­вая норма уступать норме морали, или следует рато­вать за приоритет права? Для социолога ответ не вы­зывает сомнений: подчиняться следует правовой нор­ме, поскольку до тех пор, пока она остается в силе, такая норма отражает волю социальной группы, тогда как норма морали выражает личное мнение или, в луч­шем случае, распространена среди меньшинства и дол­жна, следовательно, подпадать под приоритет право­вой нормы до того времени, пока она не обретет при­знание группы. Разумеется, не запрещается критико­вать закон, проводить против него кампанию и ратовать за его отмену. Но пока он действует, ему нужно подчи­няться. Здесь, однако, необходимо сделать две оговорки. Бывают случаи, когда вся законодательная система яв­ляется нелегитимной, поскольку представляет собой результат узурпированной власти, навязанной силой и не признанной нацией в целом. Очевидно, что следуя этой гипотезе, обязанность подчиняться может и должна нарушаться. Рассуждая в этом же ключе, можно ска­зать, что когда власть, даже легитимная, злоупотребля­ет принудительными мерами для самоутверждения, ее распоряжения больше не отражают волю общества.

 


Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «право» в социологическом аспекте. В чем, на ваш взгляд, состоит различие между социологическим и правоведческим пониманием права?

2. Что такое объективное и субъективное право? Чем они отличаются друг от друга?

3. Что такое публичное ичастное право, в чем их отличия?

4. Почему, на ваш взгляд, право предполагает понятие обязанности? Что такое обязанность?

5. Что такое санкции? В чем специфика правовых санкций? Охарактеризуйте позитивные и негативные санкции.

6. Что такое надгосударственное иподгосударственное право? Как вообще соотносятся государство и право?

7. Проанализируйте право в аспекте социальной регуляции. Каким образом право выполняет регулятивные функции?

8. Чем отличается право как социальный регулятор от других социальных регуляторов? В чем специфика религиозной регуляции социальной жизни? Что такое мораль как регулятор?


Эта страница нарушает авторские права

allrefrs.ru - 2019 год. Все права принадлежат их авторам!