Главная Обратная связь Поможем написать вашу работу!

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)






Роль БЖД в подготовке специалиста



Понятие аффекта, ступора

Аффе́кт (лат. affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов. Аффекты отличают от эмоций, чувств и настроений

Смысл понятия

Аффект, как и любой другой эмоциональный процесс, представляет собой психофизиологический процесс внутренней регуляции деятельности и отражает бессознательную субъективную оценку текущей ситуации. Его уникальными характеристиками являются кратковременность и высокая интенсивность, в сочетании с выраженными проявлениями в поведении и работе внутренних органов. У животных возникновение аффектов связано с факторами, непосредственно затрагивающими поддержание физического существования, связанными с биологическими потребностями и инстинктами. Содержание и характер аффектов человека претерпевает значительное изменение под влиянием общества, и они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. Аффект всегда возникает в ответ на уже сложившуюся ситуацию, мобилизуя организм и организуя поведение так, чтобы обеспечить быструю реакцию на неё.

 

Границы понятия

Специалисты проводят различие между понятием «аффект» и понятиями «чувство», «эмоция», «настроение» и «переживание».

От чувств, настроений и эмоций аффекты отличаются прежде всего интенсивностью и кратковременностью, а также тем, что всегда возникают в ответ на уже возникшую ситуацию.[1]

Под переживаниями понимают только субъективно-психическую сторону эмоциональных процессов, не включающую физиологические составляющие.

Ступор

Ступор (от лат. stupor - оцепенелость, неподвижность), состояние обездвиженности и молчания; симптом психических болезней.

Согласно общепринятому определению, Ступор (от лат. stupor - оцепенелость, неподвижность), состояние обездвиженности и молчания; симптом психических болезней. Больной не реагирует ни на происходящее вокруг, ни на боль, не отвечает на вопросы, отказывается от еды, застывает в одной позе. С. чаще всего наблюдается при кататонии, реже - при депрессии и др. формах психических расстройств.



 

Паразитарные болезни кожи

Паразитами называются организмы, которые питаются за счет особей другого вида и находятся постоянно или временно на его поверхности или внутри организма. Наиболее распространенными заболеваниями, вызываемые паразитарным поражением кожных покровов, являются педикулез, демодекоз и чесотка.

Педикулез

Педикулез – паразитарное заболевание кожи, вызываемое тремя видами вшей: головными, лобковыми и платяными. Педикулез – своеобразный индикатор санитарного неблагополучия. Больше всего случаев заражения вшами отмечается в скученных коллективах, во время войн, при несоблюдении простейших гигиенических процедур, в неблагополучных семьях.

Головная вошь – небольшого размера (самец длиной 1,5-3 мм, самка до 4 мм), серого цвета, живет на коже головы. Размножается, откладывая там яйца, называемые гнидами. Гниды белесоватого цвета, размером около 1 мм, плотно прикреплены к стержню волоса.

Лобковая вошь (площица) очень невелика (самец длиной до 1 мм, самка до 1,5 мм). Обитают они в области лобка, мошонки, половых губ, заднепроходного отверстия – везде, где есть плотные стержневые волосы. Эти вши с помощью специальных «клешней» прочно прикрепляются к коже вокруг устья волосяного фолликула. Откладывают мелкие белые гниды.



Платяная вошь несколько крупнее головных (самец достигает 4 мм в длину, самка – до 5 мм), сероватого цвета. Обитают они в постельном белье, в одежде, попадаю на кожу при пользовании этими предметами. Следы от их укусов обычно находятся на тех участках кожи, которые плотно контактируют с одеждой: на лопатках, на шее, голенях.

Симптомы педикулеза: укусы вшей вызывают сильный мучительный зуд, из-за чего больной расчесывает кожу, повреждая ее. Царапины, образующиеся при этом, часто инфицируются гноеродной флорой. Результат этого - вульгарное импетиго, фурункулы и т.д.

Лечение: старый, но проверенный способ лечения педикулеза – смачивание волос смесью керосина и растительного масла, которую нужно оставить на волосах не меньше чем на 10 часов, обвернув бумагой или косынкой. Через 10 часов голову нужно тщательно промыть с использованием мыла. Можно использовать бензилбензоат в виде 25% эмульсии, 5-10% серую ртутную мазь. Радикальный способ лечения педикулеза – бритье волос. Для того, чтобы удалить гниды, нужно расчесывать волосы частым гребнем каждый день в течение недели. Гребень рекомендуется смачивать в 7-15% растворе уксусной кислоты (столовый уксус). При гнойных осложнениях применяются мази с антибиотиками и анилиновые красители.

Чесотка (scabies)

Чесотка – это паразитарное заболевание, вызываемое чесоточным клещом, и характеризующееся крайне интенсивным кожным зудом. Возбудитель – чесоточный клещ (Sarcoptes hominis). Паразит достигает длины 0,2 мм (самец), 0,5 мм (самка), имеет овальную форму.

Пути передачи: контактный (через белье, как постельное, так и нательное; полотенца и т.д.; игрушки; банные принадлежности). Инкубационный период достигает 10 дней, чаще всего – неделя. Встречаются и случаи заражения людей клещом, паразитирующим на животных и даже птицах. Эти клещи не делают ходы в роговом слое, но наносят укусы, чем вызывают чрезвычайно сильный зуд и появление волдырей в месте укуса.



Самка чесоточного зудня, попав на кожу, прогрызает ходы в роговом слое и прокладывает здесь своеобразный «туннель» - чесоточный ход. Там она впоследствии отложит яйца (10-20 штук). Яйца через несколько дней дают начало следующей стадии развития зудня – личинкам. Личинки через стадию лимфы становятся зрелыми еще через две недели. Делать ходы под кожей только самки, самцы же нужны только для того, чтобы оплодотворить их.

Симптомы чесотки: основное проявление чесотки – тонкие белесоватые или сероватые линии длиной 0,5-1 см на коже кистей, межпальцевых промежутков, внутренней поверхности предплечья, половых органов, живота и ягодиц. На одном из концов такой полоски находится небольшое утолщение или пузырек – в нем находится чесоточный клещ. Чесоточные ходы также могут иметь розовый цвет, слегка возвышаться над кожей. К тому же на коже часто появляются многочисленные везикулы и папулы, обычно быстро расчесываемые больным.

Еще один симптом чесотки – сильный кожный зуд, наиболее выраженный ночью. Стараясь снять зуд и расчесывая кожу, больной наносит себе повреждения: царапины, расчесы. При расчесах кожи нарушается ее целостность, в результате чего в нее может проникнуть пиогенная (гноеродная) инфекция, вызывающая осложнения – пиодермиты, фолликулиты, реже фурункулы. Симптом Арди – появление гнойных осложнений в области локтевого сустава (сзади). Встречаются и малосимптомные формы чесотки, при которых можно найти лишь несколько пузырьков, единичные чесоточные ходы, а у некоторых особенно чистоплотных пациентов даже они могут отсутствовать.

Диагностика чесотки: микроскопия содержимого, полученного из чесоточного хода путем его вскрытия и выскабливания. При этом в материале можно обнаружить целого клеща, его элементы, экскременты или яйца.

Лечение чесотки осуществляется с помощью многочисленных противопаразитарных средств, которые нужно втирать полностью по всей поверхности кожи кроме головы, уделяя особенное внимание очагам поражения. Перед нанесением препаратов следует тщательно вымыться с щелочным мылом, т.к. во время лечения мыться нельзя.

Средства для лечения чесотки:

Бензилбензоат можно использовать в виде водной эмульсии (20%) с мылом. Для лечения маленьких детей концентрацию вещества уменьшают наполовину. Чтобы приготовить эмульсию, необходимо смешать 20-25 г мыла, нарезанного мелкими кубиками или стружкой с 780 мл кипяченой воды температурой 40-45 градусов. Затем добавляется 200 мл бензилбензоата, после чего полученная смесь тщательно встряхивается для образования эмульсии. Полученной эмульсией смазывают кожу два раза с перерывом в 10 минут.

Лечение повторяется на следующий день, и так в течение двух дней. Все это время мыться нельзя, а после каждого втирания нужно одевать чистую проглаженную одежду. Через сутки после последнего нанесения бензилбензоата нужно тщательно помыться под душем, тщательно оттирая и смывая с себя все, что накопилось на коже за время лечения.

33% серная мазь – старый, но достаточно эффективный способ уничтожения чесоточного зудня. Серную мазь нужно втирать в кожу как минимум 5 дней, не меняя при этом белье. Через день после курса лечения нужно помыться и сменить белье и одежду на чистую. Способ сейчас практически не используется, т.к. он не очень удобный, длительный, а серная мазь, к тому же, имеет очень неприятный запах.

Раствор Демьяновича - смесь тиосульфата натрия (60%) и соляной кислоты (6%). Раствор тиосульфата натрия втирают в кожу первым в течение не меньше 10 минут дважды с 10-минутным перерывом. После высыхания раствора втирают в кожу раствор соляной кислоты (не менее 20 минут). Затем полностью меняется белье и одежда. Процедуру нужно повторить через сутки в том же порядке. Мыться можно не раньше 3-х суток после начала лечения. Для снятия зуда применяются обтирания или болтушки с 1% ментоловым или 2% салициловым спиртом.

Демодекоз

Общие сведения

Демодекоз - заболевание кожи, которое вызывает паразитический клещ железица угревая (Demodex folliculorum и Demodex brevis). Клещ размерами 0,2-0,5 мм, обитает в сальных железах и волосяных фолликулах кожи, предпочитает места с повышенным салоотделением. Излюбленная локализация клеща веки, кожа лица, область надбровных дуг, лоб, носогубные складки и подбородок, наружный слуховой проход. В некоторых случаях может вызывать специфическое поражение глаз - демодекозный блефарит и блефароконьюктивит. Заболевание носит хронический характер, чаще встречается у людей с ослабленным иммунитетом или нарушениями обмена веществ.

Симптомы демодекоза

Демодекоз чаще всего проявляется фолликулитом (воспалением волосяных фолликулов кожи). В зависимости от локализации это могут быть небольшие гнойнички (папулы или пустулы) в месте выхода волоса, располагаются на воспаленной, гиперемированной коже. Демодекоз век сопровождается зудом, отеком и гиперемией краев век, появлением чешуек у корней ресниц. Как правило, больные жалуются на быстрое утомление глаз. Характерен вид пораженного века: налет по краю век, реснички слипшиеся, окружены корочками в виде муфты.

Диагностика демодекоза

Диагностика демодекоза достаточно проста. Для выявления клеща выполняется соскоб с пораженного участка кожи или отделяются несколько ресниц, после чего проводится исследование под микроскопом. Без микроскопического исследования диагноз демодекоз поставить нельзя. Поэтому, при появлении указанных симптомов следует обратиться к дерматологу и пройти обследование.

Лечение демодекоза

Лечение демодекоза назначает врач дерматолог. Не следует прибегать к народным средствам. Как правило, назначают различные мази, содержащие инсектицидные компоненты, например, Перметрин. Лечение эффективно только при строгом соблюдении мер личной гигиены (существует возможность повторного самозаражения).

 

Режимы радиационной защиты

Режим радиационной защиты населения означает порядок действия людей, оказавшихся в зоне радиоактивного заражения, а также порядок применения средств защиты для уменьшения возможных доз облучения.

Для защиты населения предусмотрено три типовых режима радиационной защиты:

№ 1 - применяется для населенных пунктов, в которых население проживает в основном в деревянных домах (с коэффициентом ослабления радиации в 2-3 раза);

№ 2 - предусмотрен для населенных пунктов, где жители проживают в каменных одноэтажных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 10 раз;

№ 3 - предусмотрен для населенных пунктов, где население проживает в многоэтажных каменных зданиях, обеспечивающих ослабление радиации в 20-30 раз.

При этом необходимо помнить, что подвалы жилых домов существенно снижают уровень проникающей радиации (от 7 раз в деревянных одноэтажных домах до 400 раз в многоэтажных каменных).

Любой из этих трех режимов предполагает трехэтапный порядок поведения в зоне поражения:

а) первый этап - это период времени, в течение которого надо постоянно находиться в убежище;

б) второй этап - включает время, в течение которого надо находится поочерёдно в убежище и в своем доме (квартире);

в) третий этап - это время пребывания только в своем доме (квартире) с кратковременным выходом на улицу (не более чем на 1 час).

Продолжительность каждого этапа зависит от степени защиты людей от радиации, которую обеспечивают убежище и жилое помещение, а также от уровня радиации в районе заражения и времени его спада.

Уровень радиации можно ориентировочно оценить исходя из того, что уже через 7 часов после ядерного взрыва уровень радиации уменьшается в 10 раз, через сутки - в 45 раз, через двое суток - в 100 раз, а спустя две недели - в 1000 раз.

Продолжительность пребывания в убежище определяется штабом ГО и ЧС в зависимости от радиационной обстановки. Используя справочные таблицы и имеющуюся информацию по радиационной обстановке, можно самостоятельно определить время пребывания в убежище или в ином защитном сооружении (ПРУ, подвале и т.п.).

Роль БЖД в подготовке специалиста

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

 

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

 

-создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

 

–идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

 

– разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

 

– проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

 

– обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

 

– прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайныхситуаций;

 

– принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

 

Дисциплина наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение рекомендуется проводить на завершающем этапе формирования специалиста.

 

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» специалист должен знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, средства и методы повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий; организацию и ведение гражданской обороны на объекте экономики.

 

Специалист должен будет уметь: проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствии нормативным требованиям; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

72. Понятие «иммунитет». Виды

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, а так же агентам и веществам, обладающим чужеродными для организма, антигенными свойствами.

Различают следующие виды иммунитета: врож­денный и приобретенный.

Врожденный, видовой, наследственный или есте­ственный иммунитет — это невосприимчивость од­ного вида животных или человека к заболеваниям другого вида. Например, люди невосприимчивы к чуме собак и крупного рогатого ската; у многих жи­вотных не удается вызвать заболевание корью и т. д. Существуют различные степени напряженности ви­дового иммунитета. Иногда неблагоприятные фак­торы (например, воздействие низких температур) могут снизить естественный иммунитет к опреде­ленному виду микробов.

Приобретенный иммунитет может быть есте­ственным и искусственным. В свою очередь, разли­чают активно и пассивно приобретенный естествен­ный и искусственный иммунитет.

Активно приобретенный естественный иммунитет возникает после перенесенного инфекционного забо­левания. Это наиболее прочный, продолжительный иммунитет, который поддерживается иногда всю жизнь. Активно приобретенный искусственный им­мунитет возникает в результате вакцинации живы­ми ослабленными или убитыми вакцинами (микроб­ными препаратами). Такой иммунитет возникает через 1—2 недели после вакцинации и поддержива­ется относительно долго — годами и десятками лет.

Пассивно приобретенный естественный иммуни­тет -это иммунитет плода или новорожденного, ко­торый получает антитела от матери через плацен­ту или с грудным молоком. В связи с этим ново­рожденные в течение определенного времени оста­ются невосприимчивыми к некоторым инфекциям, например, к кори.

Пассивно приобретенный искусственный имму­нитет создают путем введения в организм иммуно­глобулинов, полученных от активно иммунизиро­ванных людей или животных. Такой иммунитет ус­танавливается быстро — через несколько часов после введения иммунной сыворотки или иммуно­глобулина и сохраняется непродолжительное вре­мя в течение 3—4 недель, т. к. организм стре­мится освободиться от чужеродной сыворотки.

Все виды иммунитета, связанные с образованием антител, носят название специфического, т. к. ан­титела действуют только против определенного вида микроорганизмов или токсинов.

К неспецифическим защитным механизмам от­носятся кожа и слизистые оболочки, которые практически непроницаемы для микробов, лизоцим (бактерицидное вещество кожи и слизистых оболочек), реакция воспаления, бактерицидные свойства крови тканевой жидкости, реакции фагоцитоза.

 


Просмотров 1869

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.ru - 2021 год. Все права принадлежат их авторам!